Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Сироты имеют право жить отдельно от родителей


Детям, оставшимся без родителей, в нашей стране уделяется особое внимание, ведь каждый ребенок имеет право на теплый дом, где его любят и ждут. Подарить всем сиротам семью государство не может, но предоставить им жильё - обязано. При этом многие дети при выходе в самостоятельную жизнь остаются без крыши над головой. В конференц-зале Уполномоченного по правам ребенка состоялся Экспертный совет, посвященный этой проблеме. Светлана Агапитова пригласила представителей Жилищного Комитета и Городской прокуратуры, районных администраций и муниципальных округов, чтобы попытаться общими усилиями найти способы устранения несправедливости в отношении детей-сирот.

Нередки случаи, когда формально «на бумаге» ребенку есть, куда пойти после окончания учреждения. Но фактически сделать это невозможно, например, если сирота зарегистрирован в комнате, в которой по договору социального найма живут давно лишенные прав «асоциальные» родители.

В такой ситуации логично было бы разделить площадь и разъехаться, но получить на это добровольное согласие от всех жильцов практически невозможно. Российское законодательство (ч. 3 ст.72 ЖК РФ) позволяет осуществление принудительного обмена помещений. Но для того, чтобы суд принял на рассмотрение соответствующее заявление, истцу необходимо предоставить варианты размена жилья. Их подбором занимается Горжилобмен, но это платная услуга, на которую не у каждого выпускника сиротского учреждения есть средства. Кроме того, в большинстве случаев шансы найти реальные варианты размена равны нулю. Как, например, разделить однокомнатную квартиру, площадью 38 квадратных метров, на 4-х человек? Поэтому даже если сироты выходят в суд с иском о принудительном обмене, то их заявления не принимаются к рассмотрению.

Лишенные прав родители могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, если суд признает невозможным совместное проживание детей с ними. (Статья 91. ЖК РФ). Но механизм этой процедуры пока не выработан, и факты выселения носят единичный характер. Проблема в том, что для признания «невозможности совместного проживания» детей и лишенных прав родителей необходимо наличие решения суда об отказе в принудительном обмене (п. 4 ст. 8 ФЗ-159*). А у сирот на руках в лучшем случае есть лишь определение об оставлении иска без движения.

Ребенок оказывается в замкнутом круге. Он не может добиться ни принудительного обмена, ни даже решения об отказе в нём. При этом без данного документа суды не рассматривают иски о выселении, а Жилищные комиссии - не ставят на учёт нуждающихся в спецжилфонде. Так и выходит, что сироты не могут пользоваться квартирами, в которых зарегистрированы, а поскольку другого жилья им не предоставляют, они фактически остаются на улице.

Уполномоченный по правам ребенка уже не раз озвучивала данную проблему перед властями города, выступала с этой темой перед Советом законодателей РФ при Федеральном Собрании и на заседании консультативного совета в Следственном комитете РФ.

«Получается, что формально сироты имеют право требовать выселения из квартир родителей, - начала разговор с экспертами Светлана Агапитова. - Однако, осуществить это чаще всего нереально. В итоге сироты лишаются возможности получить какое-либо жильё. Это неправильно. А значит, нам надо искать способы изменить ситуацию».

Как показывает практика, у асоциальных родителей всегда имеется задолженность по квартплате. «Статья 90 Жилищного кодекса предусматривает возможность принудительного выселения, если гражданин более 6 месяцев без уважительной причины не оплачивает коммунальные услуги. Можно ли таким путем «освободить» квартиры для сирот?» - спросила участников заседания Уполномоченный.

По мнению экспертов, выселить человека «за долги» также почти нереально. Если жильцы, испугавшись, начинают платить даже самую минимальную сумму, то с ним заключается соглашение о погашении долга, и судебный процесс прекращается.

Приглашенные специалисты отметили, что самым эффективным средством решения проблемы будет изменение в федеральное законодательство. Как рассказала специалист Жилищного Комитета Ирина Касьянова, петербургское ведомство предлагало внести дополнение в закон*, разрешающее признавать совместное проживание невозможным без предоставления вариантов для обмена жилья. Но пока реакции Москвы на инициативу Жилкомитета не последовало.

Начальник жилищного отдела Калининского района Наталья Янус считает, что нужно продолжать искать механизмы реализации 91 статьи Жилищного кодекса и чаще выходить в суды. «Только методом проб и ошибок можно наработать опыт», - считает Наталья Янус. Хотя федеральная норма одна, но регионы применяют её по-разному. Например, в Москве для постановки ребенка на учет нуждающихся в предоставлении помещений из спецжилфонда, вполне достаточно определения суда об оставления иска без движения.

По словам специалистов, в Петербурге пока нет единой практики рассмотрения таких дел. «У нас есть 18 районов, 18 жилищных комиссий и судов. И у каждого – своя практика. Кто-то идет навстречу сиротам, а кто-то - нет», - рассказала Наталья Янус.


Замглавы администрации Кировского района Ирина Бойцова предложила на уровне регионального законодательства более четко обозначить дополнительные критерии для признания невозможности совместного проживания. Такое право закреплено за субъектами РФ.

По мнению Натальи Криворучко, прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Городской прокуратуры, есть еще один вариант решения проблемы: создание прецедента. «У нас в стране не прецедентное право, но можно дойти до Верховного суда. К решениям и разъяснениям этой инстанции все судьи прислушиваются», - уверена представитель надзорного ведомства.

Светлана Агапитова предложила провести совещание в Жилищном комитете, чтобы обсудить работу Комиссий, принимающих решения о постановке на учет детей-сирот. «Итак, будем думать, какие требуются изменения в федеральное законодательство и что можно сделать на уровне региона», - подытожила встречу Уполномоченный.

Кроме того, Светлана Агапитова планирует узнать, как в разных районах Петербурга решаются ситуации с постановкой на учет детей-сирот и как реагируют суды на иски о выселении родителей, лишенных прав. «Проанализировав судебную практику, а также решения Жилищных комиссий, будем обдумывать дальнейшие шаги», - подытожила разговор Уполномоченный.

В конце встречи Светлана Агапитова напомнила, что дети-сироты имеют право на получение бесплатной юридической помощи. Кроме того, Уполномоченный рассказала о своем Соглашении с Нотариальной палатой, по которому нотариусы на безвозмездной основе помогают детям, оставшимся без родительского попечения, оформлять документы и наследственные права.

*Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Также по теме «Жилищные права детей-сирот»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00