Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Изменения должны быть осознанными, а не навязанными

О том, что сироты в государственном учреждении могут воспитываться «как в семье» петербургский Уполномоченный узнала три года назад, побывав в доме ребенка № 13 и услышав о программе «Близкие взрослые», разработанной психологами СПбГУ. Тогда же возникла идея распространить этот опыт на все сиротские учреждения Петербурга, и в первую очередь на дома ребенка. Светлана Агапитова говорила об этом на городском и федеральном уровнях, приводя аргументы и убеждая в необходимости скорейшего реформирования устаревшего порядка.

Система детских домов в нашей стране складывалась десятки лет. Краеугольным камнем в ней был Его Величество Режим: мальчики и девочки «по звонку» шли «на горшок», играли, мыли руки, отправлялись есть, гулять или спать. В течение первых 3 лет жизни режим менялся несколько раз, ребенку приходилось регулярно переходить в новую группу, к другим ребятам, незнакомым воспитателям. Перемена окружения даже для взрослого человека стресс - каково же было малышам! Долгие годы считалось, что для создания лучших условий дети разного возраста должны быть разделены: так младшие не мешают старшим, и наоборот. Да и воспитателям удобнее, когда вся группа живет по одному режиму: у персонала есть «горячее» время – например, приём пищи, но есть и возможность «передышки» – когда малыши спят.

Еще один минус старой системы – посменная работа группового персонала. Воспитатели и медсестры выходили на дежурство сразу на большое количество часов, а потом два или три дня отдыхали. То есть получалось, что в группе почти каждый день были новые люди. А по мнению психологов, при часто меняющемся калейдоскопе лиц ребенок просто не может ощутить себя в безопасности, у него не успевает сформироваться чувство привязанности. А самое печальное - со временем малыш и вовсе утрачивает эту способность. Одна воспитанница детского дома как-то призналась Светлане Агапитовой: «У нас хорошие воспитатели, они всех нас любят. Но нам надо, чтобы не всех, а каждого…». Из-за большого количества детей в группе воспитателю не всегда удавалось уделить внимание каждому. Малышам объясняли, как одеваться, держать ложку, завязывать шнурки, и они постепенно учились это делать. А как любить, доверять, дружить им никто не показывал...

В мае 2014 года Правительство утвердило Постановление*, по которому дети в учреждениях должны воспитываться «как дома». Оно ознаменовало начало эпохи перемен в системе организаций для сирот, и, как все неизвестное, вызвало волнения и протесты «на местах».

Согласно новому Постановлению*, количество детей в группах домов ребенка должно уменьшиться до шести. Причем, делений по возрастам больше делать не будут, переводы из одной группы в другую запретят, а братьям и сестрам разрешат расти вместе.

Чтобы сократить число сотрудников, с которыми дети имеют дело в течение недели, а также обеспечить больше контактов с одними и теми же воспитателями, за каждой группой должны закрепить ограниченный круг работников. В идеале – на 6 детей должно быть 2 воспитателя, которые будут выходить на полдня – как в детском саду. Они станут для малышей «близкими взрослыми».

Новые требования вступают в силу 1 сентября этого года – учреждениям дали время на подготовку к переменам. Чтобы посмотреть, как идет этот процесс, Уполномоченный по правам ребенка решила посетить учреждения для маленьких сирот. На прошлой неделе Светлане Агапитовой удалось побывать в 8-м и 16-м домах ребенка.




В доме ребенка № 8 подготовку к реализации Постановления* ведут по принципу «глаза боятся, а руки делают». Сотрудники признаются, что особого энтузиазма по поводу изменений не испытывают. «Мы 30-40 лет работали по старой системе и считали её правильной, - объясняет главный врач учреждения Людмила Лохова. - Поэтому проснуться и понять: «Все было неверно, а надо иначе», вряд ли возможно. Это дело не одного дня. Но мы готовы к переменам».

Действительно, в сравнении с другими домами ребенка, 8-й к сентябрю практически готов. Все группы уже стали разновозрастными, за ними закрепили конкретных воспитателей и дефектологов. Правда, «математика» штатного расписания показывает, что «закрыть» группу двумя взрослыми невозможно. У воспитателей в доме ребенка 25-часовая рабочая неделя, они работают 1 смену по 10 часов, а потом два дня отдыхают. А если учитывать отпуска, больничные, обучения, то на одну группу детей получается не менее 6-ти взрослых.



В уютных группах дома ребенка № 8 живут 67 мальчиков и девочек, из них 15 - по заявлению родителей о трудной жизненной ситуации. У учреждения ухоженная зеленая территория, красивая детская площадка, в группах – новая мебель, яркие игрушки. Для реабилитации воспитанников работают сенсорная комната и отделение акватерапии, а в спортивном зале есть даже специальные маленькие тренажеры.


Учреждение имеет хорошие показатели по устройству детей в семьи – в прошлом году 14 малышей вернулись к биологическим родителям, еще 49 нашли новых маму и папу.

По словам Людмилы Львовны, новое Постановление не вызвало явных протестов в коллективе, но и преимуществ от реформ здесь тоже пока не видят. «Больше всего жалко, что в смешанных группах трудно соблюдать охранительный режим самых маленьких», - сетуют сотрудники. Они рассказывают, что старшие дети принимают младших за большие куклы, пытаются потрогать глазик, носик. Есть и другие сложности. Например, 3-летние, когда укладываются спать, шумят и будят малышей.

«Но ничего, мы привыкнем. Надо отладить новую систему, постараться совместить разные режимы. Только через какое-то время мы сможем оценить, комфортно ли ребенку, как он прибавляет в весе и тд. Будем работать, а там посмотрим», - говорит Людмила Лохова.

«Всё, что положено – сделаем», - вторит ей Главный врач дома ребенка №16 Нугзар Джангвадзе. Хотя он относится к новому Постановлению* с еще меньшим оптимизмом.

В гостеприимный Дом ребенка № 16 Светлана Агапитова приезжает не в первый раз. Здесь, в центре города, скрытый от посторонних глаз высоким забором, раскинулся необыкновенной красоты оазис: вся территория дома ребенка утопает в прекрасных цветах. Особая гордость учреждения - собственный огород, в котором, несмотря на прохладное лето, растут огурцы, кабачки и помидоры. Как радуются малыши, когда им разрешают понюхать цветочек или сорвать яркую спелую помидорку!



В дом ребенка №16, в основном, направляют детей, рожденных от ВИЧ-положительных матерей. Воспитатели и врачи их оберегают, холят и лелеют, а главный врач за этим внимательно следит. Причем, в прямом смысле: в кабинете Нугзара Джангвадзе установлена система видеослежения, а все группы оборудованы камерами. Плохо выполнять обязанности под зорким взором главного врача никто не решается. Как результат – дети растут активными, приветливыми и веселыми. Но каждый из них очень ждёт, когда за ним придет мама. «Смотрю на них, бывает, и сердце болит, - поделился Нугзар Давидович. – У них есть всё: игрушки, уход. Но самого главного – родителей, которые их любят, нет».




На идею организации дома ребенка «по семейному принципу» здесь смотрят с изрядной долей скептицизма, но стараются предписания выполнять. Правда, воспитатели тут по-прежнему трудятся в сменном режиме: 2 рабочих дня и 4 выходных. Зато помещения, где живут малыши, организованы, как положено, по квартирному типу: с большими игровыми комнатами, отдельной кухней, ванной, спальней. Малыши живут в группах по 5-8 человек, но не все из них можно назвать разновозрастными. «Один ребенок будет покидать учреждение, другой поступит на его место. Так постепенно в каждой группе появятся и малыши, и старшие», - объясняет такое положение главный врач.

«А вообще, нам самим не очень нравятся эти переводы из группы в группу, - признались Светлане Агапитовой сотрудники учреждения. - Ребенок только адаптируется в одной, а ему нужно привыкать к новой». Эти слова вселяют надежду, что со временем «на местах» увидят больше плюсов от нововведений и привыкнут к ним.



Наверное, в первую очередь внутренние протесты сотрудников домов ребенка вызывает отсутствие понимания: зачем нужны изменения, если и так делается всё, что возможно. Ведь задача Постановления – не просто сделать маленькие группы, а дать ребенку возможность расти в условиях, приближенных к семейным, среди людей, которые его любят. Поэтому очень важно научить воспитателей обращаться с детьми, как это делали бы родители - уделяя внимание каждому малышу, прислушиваясь к их потребностям и желаниям, иногда даже вопреки строгим правилам режима. Курсы повышения квалификации на базе Педиатрической академии, организованные Комитетом по здравоохранению, не отражают основную специфику нового Постановления, не объясняют принципиальных отличий новой системы. Наверно поэтому, несмотря на то, что сотрудники 8-го и 16-го домов ребенка прошли эти курсы, внутреннего осознания необходимости реформ у них не произошло. А на обучение у психологов СПбГУ, где была разработана программа «Близкие взрослые», городской бюджет денег пока не выделяет.

«В наших домах ребенка работают уникальные, удивительные люди, - считает Светлана Агапитова. - Я в очередной раз в этом убедилась. Врачи, воспитатели и медсестры заслуживают если не памятник, то по ордену точно. Они искренне и преданно отдаются своему нелегкому делу и, действительно, любят своих воспитанников. Это видно по тому, как они с ними общаются, обнимают, целуют, как с материнской гордостью рассказывают про успехи малышей и прибавляют: «А вообще, у нас все дети хорошие!»

По сути, главное, чего опасаются и в 8-м, и 16-м домах ребенка – что изменения отрицательно отразятся на детях. А права на ошибку нет, когда речь идет о малышах, уже обделенных судьбой. Я уверена, что сотрудники наших «домиков» убедятся, что благодаря новой системе дети стали спокойнее и счастливее, оценят, что младшие быстрее развиваются, подтягиваясь к старшим. И тогда они смогут согласиться, что эти перемены - к лучшему».

*Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

Эта история целиком

Также по теме «Детские дома»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00