Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Дома ребенка ждут штатного расписания

В сентябре 2015 года вступило в законную силу Постановление Правительства*, которое ознаменовало собой начало реформирования сиротских учреждений России. За лето и первый месяц осени Уполномоченный оценила, как новелла изменила жизнь воспитанников домов ребенка №1, 4, 6, №8 и 16 и № 9. Завершила объезд учреждений этого типа Светлана Агапитова посещением домов ребенка №7 и 12.





Ранние годы жизни человека – самые важные для становления его личности. Согласно исследованиям, если малыш проводит в сиротском учреждении дольше полугода, то ущерб, нанесенный его психическому развитию, уже не сможет быть полностью устранен. Детям с первых дней необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое создают и поддерживают значимые взрослые – мама и папа. Когда ребенок растет в семье, родители, или один из них, все время находятся рядом, а в детских учреждениях перед младенцем мелькает множество разных людей.


По старым нормам все дети в группах были одного возраста, все жили по единому режиму – вместе отправлялись на прогулки, обеды, процедуры – вне зависимости от настроения, желания и потребностей конкретного малыша. Как только ребенок переступал определенную возрастную черту, его переводили в другую группу, и его окружение полностью менялось, что вызывало новые стрессы.

Психологи считают, что такой режим разрушительно влияет на развитие личности ребенка. Отсутствие «постоянного близкого взрослого» не дает сформироваться эмоциональной привязанности, а это – необходимое условие нормального психоэмоционального развития. Рано или поздно срабатывает «защита»: выпускники сиротских учреждений приспосабливаются, перестают привязываться к воспитателям, медсестрам, друзьям. А во взрослой жизни, как результат, не могут создавать собственные семьи и бросают своих детей.

Конечно, государственное учреждение не в силах заменить родителей, но создать условия, максимально приближенные к семейным, всё-таки может. Доказательством этого стала разработанная и апробированная петербургскими учеными модель, которая позволила в сиротском учреждении растить детей «как дома». Ученые предложили запретить переводы детей из одной группы в другую, сократить число воспитателей до 2-х человек, создать возможность для индивидуального контакта значимого, близкого взрослого с каждым ребенком. Часть этих рекомендаций легли в основу Постановления Правительства № 481*.

Кабинет главного врача дома ребенка № 7 Людмилы Ламус уставлен фотографиями воспитанников и выпускников учреждения. Она работает здесь 28 лет. Дом ребенка – это и её дом, а 124 сотрудника и 76 детей – её большая семья. Перемен Людмила Эдуардовна не страшится – в её практике это далеко не первое преобразование. Многие пункты Постановления* здесь практикуют много лет.

«Я давно заметила, что если в группе растут дети разного возраста, то это хорошо сказывается на их развитии, - призналась Главный врач. – Малыши тянутся к старшим, старшие - заботятся о младших, помогают им. Я много раз убеждалась, что если поместить ребёнка с нарушениями в перспективную группу, он лучше прогрессирует. Выходит так: за что 25 лет назад меня ругали, сейчас стали считать правильным».

Если руководители других учреждений придумывали, как разграничить спальную и игровую зоны, то в доме ребенка № 7 фантазировать не пришлось: здесь кроватки давно отделены стеклянными перегородками. Спальни в каждой группе две - так удобнее укладывать «разнорежимных» детей.

Братья и сестры здесь растут вместе, чтобы между ними сохранялась родственная связь. Из одной группы в другую воспитанников практически не переводят. Исключения делаются только для самых маленьких: до полугода они живут в отдельной группе, здесь её называют «карантинной» или «диагностической». По мнению врачей, «тяжелым» детям необходимы идеальные условия, ведь любой вирус может нанести непоправимый урон и свести на «нет» долгие усилия медиков.

Если поступивший в дом ребёнка малыш здоров, и у него готовы все документы, то сразу из карантинной группы он уходит на усыновление. Малыши с серьезными нарушениями остаются в карантинной группе подольше - некоторые ждут операции, и им нужно до минимума сократить контакты, чтобы, опять же, избежать риска заражения инфекциями.

Как в любом хорошем медицинском учреждении, главным показателем развития ребёнка здесь считают его здоровье. «Мы таких сложных детей ставим на ноги, - с гордостью рассказывает Людмила Эдуардовна. – У нас был мальчик, от которого мать отказалась в роддоме – ей сказали, что ребенок не выживет. Он перенес несколько операций, мы его «выходили», а через несколько лет нашли родителей – те приехали и забрали его».

В теплое время года воспитанники много гуляют, благо, большая территория это позволяет. Какого только вида «транспорта» нет у малышей: и машинки, и велосипеды, и самокаты! Даже музыкальные занятия у детей проводятся на улице в специально оборудованных шатрах. «Чтобы дети больше дышали кислородом», - объясняют врачи.

На количестве персонала вступление в силу Постановления* никак не отразилось. Людмила Эдуардовна не представляет, как привести штатное расписание в соответствие с новыми требованиями, и при этом не нарушить трудовое законодательство. В «семерке», как и других домах ребенка ждут, пока власти как-то решат этот «кадровый» вопрос.

С детьми в группе посменно работают девять человек: 3 воспитателя, 4 медсестры, 2 младших медсестры, плюс физиотерапевты, массажисты, дефектологи, психологи, которые проводят регулярные занятия. Определить, кто из этих взрослых самый «значимый», не может даже сама главный врач.

«Близкими» взрослыми могут выступать воспитатели, но они должны работать не сутки через двое, а по полдня – как в детском саду, чтобы малыш каждый день видел хотя бы одно знакомое лицо, - постаралась объяснить Уполномоченный. – Каждому ребенку нужен персональный подход, постоянное, любящее, безопасное окружение и «значимый» взрослый, который выполняет роль мамы».

«У нас все сотрудники любят детей. Мы переживаем за каждого - если наш ребенок едет в стационар, мы с ним отправляем свою медицинскую сестру, - возразила Людмила Ламус. - 50% наших детей уходят в семьи. Как они потом будут привыкать к семье, если его «мама» останется тут?» - высказала опасения главный врач. Ответить на этот вопрос могли бы психологи, разработавшие новую модель устройства детского дома. Но их к реформированию системы не привлекли.

Вот и получается: если в домах ребенка все и так хорошо, зачем что-то менять? Как говорил классик, «осуждают то, чего не понимают». Если бы внедрение новых правил началось не с директивы сверху, а с целенаправленного объяснения необходимости перемен, тогда процесс реформации происходил бы проще и быстрее.

«В каждом из домов ребенка нашего города созданы прекрасные бытовые условия для малышей, - считает Светлана Агапитова. - Там работают добрые, искренние люди, которые желают своим воспитанникам только самого лучшего. Но так сложилось, что в учреждениях, прежде всего, заботятся о физическом здоровье ребенка, а психологическая составляющая уходит на дальний план. В результате – показатели «рост - вес» у сирот вполне хорошие, а вот в эмоциональном и интеллектуальном развитии они отстают от «домашних». Но самое страшное, что выпускники государственных учреждений, вырастая, отказываются от своих собственных детей, продолжая «цепочку» сиротства.

К сожалению, об этом аспекте работникам наших учреждений никто не рассказывает. А на курсах повышения квалификации, которые прошли, в том числе, и сотрудники Дома ребенка № 7, про новое Постановление* и про организацию дома ребенка «по семейному принципу» особо ничего не говорили».






А вот персонал Дома ребенка №12 на обучение никто не отправлял. Дело в том, что это учреждение уже давно планируют закрыть, правда сроки неоднократно переносились. Окончательная дата завершения работы назначена на 15 июня. К этому дню все дети должны быть переданы в семьи или другие дома ребенка. Так что всерьез говорить о глобальной перестройке принципов работы было бы лукавством. И все-же, сложа руки тут не сидят. По инициативе руководства сотрудники ездили и перенимали опыт и знания у своих коллег из 13-го Дома ребенка, которые фактически являются первопроходцами в освоении принципа «Как дома». Создали разновозрастные группы с разными режимами и закрепили за ними постоянных воспитателей. Правда, когда учреждение находится на пороге закрытия, любое «постоянство» весьма условно. Сейчас здесь находятся 38 малышей в 6-ти группах. «Тяжелых» детей нет, и сотрудники надеются, что к 15 июня большинство обитателей окажутся в семьях.

И все же, несмотря на скорое закрытие, детский Уполномоченный посетила 12-й Дом ребенка. Узнав о гостье, в учреждение приехал глава Невского района Константин Серов. Визитеры обошли помещения групп и посмотрели, как протекает жизнь малышей после вступления в силу важного постановления. Также Светлана Агапитова и Константин Серов поговорили о том, что будет на месте Дома ребенка №12. Уполномоченный по правам ребенка уже обращалась к профильному вице-губернатору Ольге Казанской с настоятельными просьбами – открыть здесь филиал Детского дома интерната. Как известно, мест в этих учреждениях не хватает, а потребность есть. Кроме того, территориальное расположение позволило бы будущим воспитанникам получать образование – рядом находятся обычная и коррекционная школы. Нельзя забывать и о квалифицированном персонале 12-го Дома ребенка, который, конечно, надо стараться сохранить. Городские власти прислушались к доводам детского Уполномоченного. Только вот работы по реконструкции могут затянуться. Константин Серов выразил сомнение в том, что здание можно отремонтировать – построено оно в 1937 году, фундамента практически нет, перекрытия деревянные. В любом случае, решать это строителям, а пока Дом ребенка хоть и готовится к закрытию, но старается жить по-новому и не отставать от своих коллег.

______________

*Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

Эта история целиком

Также по теме «Дома ребенка»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00