Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Детский Петербург глазами финского Уполномоченного

Уполномоченный по правам ребенка Финляндии Мария Кайса Аула познакомилась с работой учреждений Петербурга, оказывающих помощь и поддержку детям в трудной жизненной ситуации. Официальный визит был организован Генеральным консульством Финляндии и Уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Около года назад Светлана Агапитова побывала в Хельсинки, где ей показали и рассказали о том, как работает финская система защиты детей. Теперь детский Уполномоченный пригласила свою финскую коллегу посмотреть на петербургский опыт работы с детьми, по тем или иным причинам нуждающимися в помощи государства. В течение двух дней Мария Кайса Аула в сопровождении Светланы Агапитовой, побывала в спецшколах, приютах и центрах помощи, встретилась с вице-губернатором Ольгой Казанской и председателями комитетов городской администрации, рассказала о своих впечатлениях в прямом эфире «Эха Петербурга» и ответила на вопросы журналистов в ходе итоговой пресс-конференции.



Знакомство с детскими проблемами начали с малого, в буквальном смысле этого слова – посетили Детскую городскую больницу №17 Святого Николая Чудотворца, где специализируются на выхаживании новорожденных с критически малым весом, ослабленных или с соматическими заболеваниями. За год здесь проходят лечение около 1500 пациентов. Оборудование и квалификация врачей позволяют сохранять жизнь малышам, рожденным на 22-й неделе и с весом от 500 грамм. Как пояснил главный врач больницы Владимир Левиз, на сегодняшний день актуальнее стоит вопрос об обеспечении качества жизни такого ребенка, чем просто о его спасении. По его мнению, 25 лет специализации больницы на соматических патологиях новорожденных позволили довольно существенно продвинуться в этом направлении и сформировать коллектив врачей с богатейшим опытом и практическими знаниями. Что же касается «больных мест» самого учреждения, то они характерны для всех стационаров системы здравоохранения – дефицит среднего медицинского персонала.


Следующим пунктом визита стало учреждение для детей, которые успели не только подрасти, но и проявить себя в этой жизни не с самой похвальной стороны. «Специальная общеобразовательная школа № 1» - это закрытое Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением. Сюда попадают по решению суда в том случае, если подросток совершил уголовное преступление, но по возрасту не может быть отправлен в колонию для несовершеннолетних.


Сейчас здесь находятся 26 подростков, хотя спецшкола рассчитана на 65 юных правонарушителей. Они живут, учатся, занимаются в кружках и перевоспитываются. В конце 2011 года, школа открылась после капитального ремонта. До этого воспитанники и преподаватели провели довольно длительное время не в самых лучших условиях. Однако теперь, бесспорно – есть чем гордиться. Чистые и светлые помещения, учебные классы, спортзал и площадки на улице, хорошо оборудованные мастерские, столовая – ну чем не условия для начала новой жизни. И все-таки, сожаления у директора спецшколы №1 Александра Аминова есть. По его мнению, изъян системы профилактической работы с подростками заключается в том, что они слишком поздно попадают в подобные учреждения, где их еще можно перевоспитать. Кстати, с этим согласны многие специалисты. Для того чтобы трудного подростка направили сюда на перевоспитание, он проходит судебную процедуру, а подобный опыт, как правило, не идет на пользу. Раньше, когда спецшкол было больше, этот вопрос решался проще и быстрее – на уровне комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас же, получается, что из-за сложности процедуры возможности спецшколы не используются в полном объеме – больше половины мест пустует. Этот вопрос уже поднимался на городском уровне, но преодолевать «процедурно-бумажные» препятствия совсем не просто. Тем более, что причины подростковых правонарушений, как правило, проистекают из семьи, и работа по перевоспитанию подростка должна вестись комплексно.


Естественно, посетив 1-ю спецшколу, нельзя было не заглянуть к соседям - Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа № 2». Территории спецшкол разделены забором, но общего у них гораздо больше. 2-я спецшкола тоже работает с непростыми юношами, но как раз на более ранней фазе – когда становится очевидно, что ребенок трудный, однако преступления совершить он еще не успел. Поэтому и направляют сюда по решению районной комиссии. Но в отличии от 1-й спецшколы, 2-я не является закрытой. Сюда приезжают на день – учиться, заниматься в кружках и спортивных секциях, а вечером можно уехать домой. Однако, для тех ребят, которым или далеко ехать, или обстановка в родительском жилище не позволяет там жить – предусмотрен спальный корпус. Роднит эти две спецшколы еще и то, что после довольно длительного периода вынужденных «ремонтных скитаний» и прочих трудностей, они въехали в капитально отремонтированные и прекрасно оборудованные здания.

Мария Кайса Аула осмотрела учебные классы, мастерские, спортивные залы, спальни и столовые. Расспросила воспитателей, педагогов и самих воспитанников о том, как им здесь живется, работается и учится. Ребята с интересом пообщались с финской уполномоченной – еще бы, отвлечься от уроков всегда приятно, а тут к тому же и гости-то иностранные.



Во второй половине дня состоялась официальная встреча в Администрации Санкт-Петербурга. Мария Кайса Аула и Генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге Пирьё Тулокас пообщались с вице-губернатором Ольгой Казанской, председателем Комитета по здравоохранению Валерием Колабутиным, председателем Комитета по социальной политике Александром Ржаненковым, заместителем председателя Комитета по образованию Ириной Асланян. Представители городской администрации рассказали финской уполномоченной о тех проблемах, которые актуальны на сегодняшний день в Санкт-Петербурге, и о том, чего удается достичь в сфере защиты детства.

Выяснилось, что Мария Кайса Аула внимательным образом изучила Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и, ввиду важности этого документа, расспросила представителей исполнительной власти города о том, как реализовываются положения стратегии на региональном уровне.

В свою очередь, детский уполномоченный Финляндии поделилась впечатлениями о том, что она уже успела посмотреть в Петербургских учреждениях. Больше всего госпожу Аулу поразило отношение воспитателей спецшкол к своим подопечным.

«Они искренне хотят помочь этим ребятам, - сказала Мария Кайса Аула, - причем видят свою задачу не только в том, чтобы научить их чему то. Воспитатели хотят, чтобы подростки смогли исправиться, стать самостоятельными людьми и достойными членами общества. По-моему, это очень правильный подход.

Еще мне хотелось бы отметить практику развития творческих способностей и освоения различных ремесел в мастерских спецшкол. В Финляндии тоже есть такая практика, но мне кажется, что в Петербурге это гораздо лучше развито и нам тут есть чему поучиться.

Также меня очень впечатлило, как оформлены помещения в этих спецшколах. Очень много внимания уделено обстановке, в которой живут и учатся дети, а это очень важно для их психики и успеха в процессе перевоспитания».

Все присутствующие отметили важность обмена опытом на международном уровне, а Александр Ржаненков подчеркнул, что в социальной системе Петербурга многое взято из практики Финляндии.


Завершил первый день пребывания в Петербурге, визит на одну из «площадок» Центра социальной помощи семье и детям Центрального района, расположенную на Звенигородской улице. Здесь находятся три отделения Центра – круглосуточный реабилитационный стационар для несовершеннолетних в социально-опасном положении, приют для безнадзорных детей и социальная гостиница. Вообще же Центр оказывает целый комплекс услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: содействие в оформлении пособий и материальной помощи, психологическая поддержка, педагогическая помощь и рекомендации по воспитанию детей, юридические консультации и многое другое. Подобные государственные центры существуют в каждом районе города, и на примере этой «площадки» госпоже Ауле рассказали о том, как работает система помощи семье.

Оценив масштабы этой деятельности, Мария Кайса Аула спросила о том – существует ли практика государственной закупки социальных услуг у общественных организаций. Светлана Агапитова пояснила, что соответствующий федеральный закон, который сформировал бы систему аутсорсинга, еще не принят, поэтому существующие в социальной сфере некоммерческие организации выживают только за счет грантов, субсидий и благотворителей. При этом, по мнению Петербургского Уполномоченного, в нашем городе есть общественные организации, работающие на очень высоком уровне, без помощи которых государству просто не обойтись и, безусловно, если заработает система государственной закупки услуг, то это будет ощутимый шаг вперед.



Как и в первый день визита, второй начался с посещения учреждения для малышей с несовершеннолетними мамами. Приют «Маленькая мама», существующий в Петербурге уже 15 лет рассказал Уполномоченному по правам ребенка Финляндии о своей работе. Здесь живут несовершеннолетние девочки, которые забеременев, решили сохранить ребенка. Как правило, это воспитанницы детских домов, но бывают и девочки из семей, когда родители крайне негативно восприняли весть о прибавлении.

«Главная наша задача – научить их быть мамами, - говорит директор «Кризисного центра помощи женщинам» Марина Гречишкина, - Наши девочки сделали очень важный шаг – выбрали жизнь для своего ребенка. Мы же должны помочь им освоиться в быту с малышом и доказать, что с рождением ребенка жизнь для мамы только начинается. Хотя, по своему опыту знаю, что осознать это и оценить те навыки, что получили здесь, они смогут только выйдя из «Маленькой мамы».

Приют состоит из двух больших блоков – квартира «розовая» и квартира «голубая». Раньше была идея разделить мам с девочками и мам с мальчиками. На практике же оказалось удобнее группироваться по возрастам: в одной мамы с малышами до полугода или готовящиеся к родам, в другой – от 6 месяцев до года. Юных родительниц не только обучают ухаживать за своими детьми, но и адаптируют к жизни в условиях мегаполиса. Педагоги и воспитатели проводят индивидуальную работу с юными мамами по обучению основам ведения домашнего хозяйства, оказывают психологическую и социально-правовую помощь, помогают получить профессию, найти работу.

Мария Кайса Аула поинтересовалась – попадают ли сюда девушки, пострадавшие от сексуального насилия, но все же пожелавшие родить? Ответ был поистине впечатляющим: «Нет… За 15 лет не было ни одного подобного случая, - повспоминав, сказала Марина Гречишкина, и твердо добавила, - Наши девушки рожают только по любви!»



На этой без преувеличения оптимистической ноте, Светлана Агапитова предложила своей финской гостье познакомиться с работой Социального приюта для детей «Транзит». На самом же деле, это учреждение, постепенно эволюционируя уже давно переросло скромное понятие «приют». Здесь не только принимают безнадзорных детей, не являющихся жителями Петербурга, а иногда и вовсе не гражданами России. Как только ребенок поступает в обязательный «карантин», где его обследуют медики и психологи, с его данными начинает работать Социально-правовая служба, которая пытается установить личность, социальное положение и статус ребенка. После предварительных оценок всех специалистов, составляется реабилитационный маршрут. Вообще, здесь все настолько индивидуально, что невозможно даже определить какой-то средний срок пребывания детей – он может быть два дня, а может и год. Такое же разнообразие и с географией. Директор приюта Марина Петровна Рябко вспоминает, что у них был даже мальчик-египтянин, которого задержали на Российско-Финской границе – он шел во Францию…

Уже два года работает в «Транзите» служба Межведомственного взаимодействия по вопросам защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это своеобразная «горячая линия», принимающая звонки обо всех подобных случаях от полиции, органов опеки и т.д. Также в полномочия службы входит работа с детьми-жертвами насилия. Психологи в экстренном порядке выезжают вместе со следственной бригадой, работают с ребенком, помогают пережить трагедию и получить сведения, необходимые для расследования преступления. Сопровождение, как самой несовершеннолетней жертвы, так и его родителей, осуществляется вплоть до суда. Психологи «Транзита» проходят подготовку со специализацией по этому направлению.


В завершении своего визита в Санкт-Петербург Уполномоченный по правам ребенка Финляндии Мария Кайса Аула довольно много времени уделила общению с журналистами. В прямом эфире радиостанции «Эхо Петербурга» вместе со Светланой Агапитовой и Натальей Костициной обсудили вопросы защиты прав ребенка в Финляндии. А на пресс-конференции в информационном агентстве РИА Новости поговорили о том, «Как решать недетские вопросы Финляндии и России?»

Мария Кайса Аула обратила внимание на некоторые различия, существующие в «детской» сфере России и Финляндии.

К примеру, в Финляндии не существует понятия «социального сиротства». Сиротой считается несовершеннолетний, у которого нет мамы и папы. Такая процедура, как «лишение родительских прав» также не предусмотрена законодательством. Родители, чьи дети изъяты, все равно сохраняют свои права и могут восстановить семью, устранив претензии социальных служб. Основания же для изъятия ребенка из семьи, в принципе сходны с российскими: угроза здоровью детей, злоупотребление алкоголем или наркотиками, девиантное поведение подростка.

Есть существенные различия и в работе детских уполномоченных. Мария Кайса Аула пояснила, что задача Уполномоченного по правам ребенка в Финляндии – влиять на те органы, которые, принимают решения по делам детей.

«Но мы не рассматриваем единичные случаи, мы не рассматриваем отдельные обращения, к нам не приходят жалобы от семей, от детей на неправильное обращение, - пояснила госпожа Аула. - Этими вопросами занимается и финский парламент, и другие организации. Мы же рассматриваем ситуацию в Финляндии в общем».

Естественно, что не обошлось без вопросов о нашумевших конфликтах в российско-финских семьях. Мария Кайса Аула заверила, что никакого предвзятого отношения социальных служб Финляндии к россиянам нет. А искаженное отражение действительности, появляющееся в некоторых СМИ, связано с тем, что соцслужбы не имеют права давать комментарии по конкретной ситуации отдельной семьи. Этим пользуются заинтересованные личности и преподносят информацию в выгодном им свете.

«Я следила за комментариями г-на Бекмана в средствах массовой информации, - сказала госпожа Аула. - Я хорошо знаю социальную систему Финляндии и действующее законодательство, но когда я читаю комментарии г-на Бекмана, мне вообще трудно понять, о чем идет речь, говорим ли мы об одном и том же. Иногда мне кажется, что факты у него выступают всего лишь в качестве связок для утверждения его позиции».

Серьезный ущерб от такой деятельности Мария Кайса Аула видит в том, что русские семьи, проживающие в Финляндии, будут бояться социальных служб Финляндии и не обратятся к ним за поддержкой в случае возникновение проблем. Это в свою очередь приведет к усугублению ситуации в семье.

«Наоборот, нужно рассказывать российским семьям о том, что в Финляндии хорошая служба социального обслуживания, - считает госпожа Аула. - Нужно, чтобы они не боялись обращаться в социальную службу, не боялись просить помощи».

Обобщая свои впечатления от визита в Петербург, Мария Кайса Аула отметила, что наш город очень много делает для детей, оказавшихся в трудной ситуации. Но больше всего ее поразили люди, работающие в детских учреждениях, от всего сердца и вкладывающие душу в своих воспитанников.

«Финляндия – наш ближайший сосед, с которым у нас очень много общего, - говорит Светлана Агапитова. – И мы обязаны развивать хорошие отношения, дружить, делиться опытом, учиться друг у друга лучшему.

Мы старались так составить программу, чтобы показать весь диапазон работы с детьми, которые нуждаются в особой заботе. Это и совсем маленькие детки, недоношенные, это и спецшкола для подростков, вступивших в конфликт с законом, это и Центр помощи семье и детям, куда помещаются детки из кризисных семей, это и «Маленькая мама» для несовершеннолетних родивших девочек, ну и конечно «Транзит», где дети-мигранты, и там же у нас служба сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия.

Мы хотели чтобы Мария Кайса увидела весь спектр, чтобы она могла сама поговорить с сотрудниками, с детьми пообщаться, чтобы составить себе общее впечатление той большой-большой работы, которая у нас есть в городе. Мне кажется, нам это удалось».

Эта история целиком

Все комментарии (1)

Что ж не сводили гостью в какую-нибудь из местных психушек? Пожалели ее нервную систему?

medovoi26 апреля 2013 г. 21:34




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00