Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Куда девать детей «с помойки»?


Состоявшиеся в феврале профилактические рейды по контролю над соблюдением миграционного законодательства, наделали немало шума и создали серьезные проблемы… домам ребенка в Петербурге. К примеру, в Горелово было выявлено целое поселение незаконных мигрантов, где проживало около трех десятков детей. Рейд закончился, нелегалов передали Управлению федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Детей, «пропустив» через Центр медицинской и социальной помощи им. Цимбалина, распределили по домам ребенка.

Страсти утихли, и теперь только главврачи и социальные работники хватаются за голову. Пытаясь понять – что делать с «нелегальными» детьми, и имеют ли они право их содержать?

Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, сегодня было проведено рабочее совещание с участием представителей УФМС, главных врачей домов ребенка, сотрудников Комитета по здравоохранению и Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

В самом начале заседания, когда заведующая координационно-методическим центром по Домам ребенка Елена Либова, в общих чертах обрисовала ситуацию, выяснилось, что проблем гораздо больше, чем могло показаться. Сейчас в учреждениях Комитета по здравоохранению находится 79 детей мигрантов. Часть из них размещены временно, по заявлениям родителей в связи со сложной жизненной ситуацией. Хотя, практика последнего времени показывает, что по прошествии оговоренного срока, мамы не забирают своих детей. И здесь не играют роли даже национальные традиции – ребенка рожденного вне брака не признает родня, и матери боятся гнева и осуждения соотечественников.

Другой момент – разнообразие документов, справок, паспортов, свидетельств, которые оказываются в руках растерянных сотрудников домов ребенка. Как оформлять, куда идти, кому писать и главное – могут ли они вообще держать у себя такого малыша? Все эти вопросы неотступно мучают социальных работников медицинских учреждений, которые пытаются хоть как то легализовать пребывание у себя детей выходцев из бывших союзных республик. Ведь не сегодня – завтра, придет прокуратура и накажет за нецелевое расходование бюджетных средств. И все понимают, что оправдаться то будет нечем. Но не выкинешь же малыша на улицу, объяснив ему: извини, документов не хватает…

Бегая по инстанциям с ворохами разнообразных бумаг, они видят, что никому, кроме них, все это не нужно. Очередной сотрудник, очередного ведомства взглянет на документы, подумает и, сославшись на инструкцию, пошлет в другое учреждение или, что еще хуже – объявит о нехватке очередной справки. А вот где ее взять – не подскажет… В инструкции про это ничего не написано. И вот сидят соцработники и пытаются разобраться в хитросплетениях норм и правил, попутно вглядываясь в документы на непонятных языках, смутно припоминая, что где-то они такие буквы видели. Ах, да! Ну конечно – когда то выведенная на этих языках надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» украшала герб Союза Советских Социалистических Республик. Тяжелое наследие прошлых времен…

К сожалению, сегодняшнее заседание практически не развеяло «миграционного» тумана для сотрудников домов ребенка. Если на единично-частные вопросы представители УФМС еще отвечали, то по поводу массово изъятых недавно детей – никакой ясности нет. Их родители – нелегалы, предположительно таджикские цыгане. Проживало «семейство» в неких «самодельных постройках» в непосредственной близости от свалки. Медики, видевшие в каком состоянии были доставлены дети, изъясняются проще: «они жили в картонных коробках на помойке».

Как пояснили сотрудники миграционной службы, решение о депортации принимает суд. Однако, если у кандидата на выдворение есть ребенок на территории России, то опираясь на международные конвенции, суд не сможет принять такого решения. Замкнутый круг…

А тем временем, дома ребенка осаждают «нелегальные» родители. Они приходят, требуют вернуть детей или хотя бы проведать их. Совершенно очевидно, что за это время жильем они не обзавелись, и малыши отправятся туда, где их нашли – на помойку. Насчет «проведать» тоже интересное предложение. Для ясности картины процитируем главного врача одного из «счастливых» обладателей последствий миграционного рейда: «Они же работают на свалке и живут рядом. В одной и той же одежде работают, спят и к нам приходят. Да с них вши падают прямо на наших глазах! Ну как мы их пустим?»

Ответить, как оформлять это «тяжелое наследие Советского Союза», сотрудники УФМС не смогли – в действующих законах и инструкциях подобные ситуации не регламентированы. Они лишь сообщили, что обратились за разъяснениями в головное миграционное ведомство. Ответа пока нет.

«Ситуация, конечно дикая, но ее возникновение закономерно, - говорит Светлана Агапитова. – Когда мы стали вместе с УФМС разбирать какие-то частные проблемы наших заявителей, стало ясно, что наше миграционное законодательство вообще не учитывает существование детей. Вот и получается, что бегают и пытаются что-то сделать, только дома ребенка – те, в чьи руки «скинули» этих «несуществующих в законе» детей. Это вообще ненормально. По-моему, это к ним должны приходить ответственные за миграцию и оформлять необходимые документы. Почему во всем этом должны разбираться дома ребенка? Их задача – обеспечить хорошие условия для детей, а не заниматься незнакомым для них делом. В ближайшее время мы все-таки постараемся решить эту проблему с привлечением дипломатов и диаспор».

Эта история целиком

Также по теме «Мигранты»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00