Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Любовь как противоядие от «групп смерти»


Жизнь современного человека невозможно представить без интернета, безоговорочного лидера среди источников информации, средств связи и общения. Однако не стоит забывать, что всемирная паутина таит в себе много опасных ловушек, попадаются в которые чаще всего дети. Как уберечь ребенка, когда в виртуальном пространстве полно сайтов, игр, приложений и социальных сетей, посредством которых преступники подталкивают ребенка к совершению самого страшного шага? Ответы на этот сложный вопрос Уполномоченный искала вместе с сотрудниками правоохранительных органов.

Защита детей от вредной информации – не самая популярная тема обращений к Уполномоченному, однако время от времени Светлане Агапитовой приходят письма, ради которых специалистам её аппарата приходится откладывать все другие дела.

Так два месяца назад в воскресенье вечером Уполномоченному пришло сообщение: «Мы нашли информацию о девочке из Петербурга, которая находится в нестабильном состоянии и грозиться покончить собой. Она выложила на своей странице «счетчик», где стоит дата и время смерти: завтра 10 утра. Спасите ребенка!». К счастью, школьнице не удалось выполнить свое обещание.

У детского Уполномоченного недостаточно возможностей оперативно реагировать на такие сообщения: получая их, Светлана Агапитова связывается с правоохранительными органами, психологами, школами. Но межведомственная переписка, как ни старайся, все равно требует времени – даже если направляется по факсу или электронной почте. Данная проблема озвучивалась неоднократно, в том числе на заседании Общественного совета при Главном следственном управлении. Чтобы обсудить алгоритм взаимодействия в ситуациях, касающихся суицидов, Уполномоченный организовала встречу с подразделениями правоохранительных органов, расследующих преступления в сети.

В начале разговора Светлана Агапитова зачитала обращения, которые приходят ей от обеспокоенных граждан. «Я нашла ужасающий сайт, на котором выложены фотографии того, как подростки режут себе вены. Куда сообщить, чтобы его закрыли? Ведь чем больше детей это увидит, тем больше будет желающих повторить».

«Прошу обратить внимание на группу в социальной сети, посвященную суицидам, и принять соответствующие меры. В ней состоят подростки, которые каждый день обсуждают различные формы насилия. Как вести себя в таких ситуациях? Стоит ли выходить на родителей этих подростков? Мне кажется, такие сообщества не должны наказываться только закрытием».

«Мы обеспокоены поведением одноклассницы наших детей, которая увлечена игрой, где главная героиня – маленькая девочка, превращающаяся в жестокого монстра –убийцу. Она ведет себя агрессивно по отношении к себе и другим: прямо на уроке колет и режет себе руки, запугивает и угрожает ребятам. Кроме того, она часто заводит разговоры о способах уйти из жизни и пишет рассказы и стихи про убийства, увечья, нанесение вреда себе. Посоветуйте, как нам быть?».

Светлана Агапитова рассказала, что в ситуациях, когда известно имя и фамилия ребенка, психологическое состояние которого вызывает беспокойство, она обращается за помощью в Комитет по образованию - они по своим базам устанавливают, где учится школьник, и организуют работу с семьей. А вот если кто-то просит спасти девочку, которая в социальной сети указала чужое имя, то найти её уже сложнее. «Мы отправляем такие заявление в правоохранительные органы, как быстро вы можете взять его в разработку?» - спросила она у специалистов.

Сотрудники правоохранительных органов признались, что сообщение Уполномоченного о школьнице, которая грозилась свести счеты с жизнью, попало к ним на стол уже на следующий день после несчастного случая – время ушло на регистрацию и передачу документа в нужный отдел. Нередко информация о возможной «группе смерти» доходит до сотрудника полиции уже когда страница пользователя удалена, а опасное сообщество заблокировано. С одной стороны, это хорошо – значит, пользователи обращаются не только в полицию, но и сразу жалуются модераторам социальной сети, а те, в свою очередь, – реагируют. Но с другой стороны, когда блокируют группу, то трудно установить её создателей, которые тут же организуют новые сообщества и переманивают туда своих подписчиков, ориентируя их по хештегам.

Что касается «фейковых» страниц, то по ним выявить «кризисного» ребенка трудно даже специальным подразделениям полиции. «Мы направляем запросы в социальные сети. Они почти всегда реагируют на такие сообщения, но обязанности отвечать нам и предоставлять данные в краткие сроки у них нет, поэтому иногда приходится несколько месяцев ждать информации о ребенке или о тех, кто провоцирует детей на агрессивные действия», - поделились специалисты.

Когда правоохранительным органам удаётся установить личность ребенка, они связываются с отделом по делам несовершеннолетних и просят выйти в школу, поговорить с ребенком, его учителями и родителями.

«Директора школ часто запрещают говорить на тему суицидов. Боятся, наверное, что это будет воспринято как пропаганда. Инспектор проводит беседы на тему общей безопасности в интернете, обо всем остальном должны говорить дома родители», - считают сотрудники полиции.

«А можно к таким подросткам подключать консультантов психологических служб?» - поинтересовалась Светлана Агапитова. Ведь если ребенка в опасной группе мастерски «обрабатывают», то перетягивать его на сторону «добра», тоже должны специалисты. Подростку, который находится в тревожном или депрессивном состоянии нужен психолог или даже психиатр – один разговор с сотрудниками полиции не решит внутренней проблемы. Правда, тут возникает другая сложность - психиатр не может работать с несовершеннолетним без согласия законного представителя.

Конфликты с родителями, проблемы со сверстниками и непринятие себя – вот основные причины переживаний подростков - об этом свидетельствует статистика обращений на Детскую страницу Уполномоченного и на Телефон доверия для подростков. Как раз такой ребенок, которого разрывают внутренние противоречия и внешние конфликты, становится потенциальным участникам опасных игр со смертью.

Анализируя суицидальное поведение, участники встречи сошлись во мнении, что если в семье подростка сложились доверительные отношения – то у него меньше шансов быть пойманным в группы смерти. Каждый ребенок должен быть уверен: как бы плохо ни было, родители его безусловно любят, уважают и принимают таким, какой он есть. Тогда своими проблемами он поделится дома, а не с «понимающими» незнакомцами в сети. И хотя правоохранительные органы готовы делать всё, чтобы не допустить суициды, но предотвращать их – обязанность в первую очередь родителей. «Мамы и папы должны следить за активностью своего ребенка в интернете, - считает Уполномоченный. – Я не говорю, что надо нарушать личное пространство и читать переписку, но стоит обращать внимание на странные статусы, смотреть, что они цитируют, в каких группах состоят. Иногда с первого взгляда на страницу в социальной сети можно понять, что у ребенка какие-то проблемы. Бить тревогу должны мамы и папы, а не полиция, общественные организации и другие пользователи. Берегите детей, разговаривайте с ними, живите их делами, делитесь чувствами, говорите чаще, что они – самое дорогое, что у вас есть. Уберечь ребёнка от виртуальной угрозы может только любовь в реальной жизни».

В финале встречи специалисты аппарата Уполномоченного обменялись прямыми контактами с сотрудниками полиции, чтобы в экстренной ситуации знать, кого просить о помощи, и передали контакты кризисных служб, которые смогут разобраться в причинах и источниках опасных мыслей у подростка.

По итогам встречи была разработана инструкция для неравнодушных пользователей виртуального пространства.

Что делать, если Вы нашли в интернете информацию с опасным контентом:

• На любой веб-сайт, клуб, группу, сообщество, чат, форум, содержащие противоправную информацию, можно пожаловаться в Роскомнадзор.

• Во всех социальных сетях есть кнопка «Спам!», «Пожаловаться» или «Заблокировать» - нажмите её и модераторы сети проверят отмеченную страницу на соответствие законодательству.

• ГУ МВД оперативно реагирует на сообщения о готовящихся в сети преступлениях против детей. Обратиться туда можно по телефону или через официальный сайт.

Дорогие родители! Если Ваш ребенок вступил в сложный подростковый возраст, старайтесь уделять ему больше внимания, любви и заботы. Общайтесь с ним, интересуйтесь, с кем он дружит, следите за его активностью в виртуальном пространстве, отмечайте, в какие группы вступает, что публикует на своей странице.

Доверяйте, но делайте это ответственно!

Если Вы заметили, что ребенок:

сходите вместе с ним не посоветуйте ему незамедлительно обратиться к специалистам или сами позвоните в кризисную службу. Этот звонок может спасти ребенку жизнь!

Телефон единой кризисной службы для детей, подростков и их родителей:

004, 576-10-10 или 8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно, бесплатно)

Кроме того, в Санкт-Петербурге действуют три онлайн-службы психологической помощи несовершеннолетним:

Телефоны единой кризисной службы для детей, подростков и их родителей:

004, 576-10-10 или 8-800-2000-122

Кризисная линия доверия для взрослых:

8 (800) 100-49-94



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00