Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Музей с ограниченными возможностями

Маленькому Грише* меньше года. Он, конечно, мальчик развитой: самостоятельно встает на ножки, бодро произносит «ма-ма» и «ням-ням». Но слова «конституция» и «дискриминация» ему еще долго будут не понятны. А меж тем его папа Андрей* считает, что конституционные права малыша по данному пункту были нарушены. И где? В музее!!!

Не так давно в Петербурге открылась уникальная в своем роде галерея «Царская коллекция»*. Как гласит официальная информация, проект создан для сохранения и популяризации культурного наследия России. Полистав рекламный буклет и почитав интернет-сайт, многодетные Сидоровы решили приобщиться к возвышенному. Семья трижды сходила в музей, но ни разу не смогла полюбоваться шедеврами ювелирного искусства. Потому что правила и порядки учреждения, на их взгляд, не просто странные, а возмутительные!

При первом посещении Сидоровых неприятно удивил тот факт, что ознакомиться с коллекцией возможно лишь в сопровождении экскурсовода. Обычно они отказывались от данной услуги – и не случайно: ведь их мама – гид по образованию. И может лучше многих своих коллег рассказать о тех или иных вещах и фактах. Но, несмотря на все уговоры, без документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, их к осмотру коллекции не допустили.

В следующий раз Анастасия Сидорова захватила и диплом, и рабочее удостоверение: чтобы расставить все точки над «i» и доказать, что она не «доморощенный любитель», а настоящий профессионал. Однако положение это не спасло. Выяснилось, что для проведения экскурсий в «Царской коллекции» требовалась специальная лицензия, которой у женщины, естественно, не было.

Анастасия пошла на принцип и вызвалась сдать экзамен на получение данного архиважного документа. И в третий раз Сидоровы ехали уже не столько любоваться искусством, сколько поддержать маму. Но и тут их отказались пустить в галерею из-за того, что среди «болельщиков» оказался полугодовалый малыш Гриша.

Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения: «Они не допускают в музей граждан младше 14 лет! – возмущается Андрей. – Но грудного ребенка даже с няней не оставишь: его же надо кормить по часам. Таким образом, на наш взгляд, учреждение нарушает не только моральные нормы, но и федеральные законы, и права матери и дитя...».Раздосадованный отец семейства попытался высказать свои претензии администрации галереи. Однако сделать это не удалось: персонал ссылается на должностные инструкции, начальник службы безопасности комментировать ситуацию отказался, а контакты руководства строго засекречены. На официальном сайте сведений нет, на письма никто не отвечает. И как в таком случае добиться правды?

«По-хорошему, это предмет для серьезной проверки, - пишет Андрей Уполномоченному по правам ребенка. – Возможно ли попросить Вас разобраться в данной ситуации?».

На первый взгляд, оснований для мер реагирования масса. Во-первых, навязывание экскурсовода – нарушение антимонопольных законов, декларирующих право на здоровую конкуренцию. Во-вторых, сокрытие музейных экспонатов от глаз зрителей – нарушение закона о музейном деле. Не говоря про то, что дискриминация – прямое нарушение прав и свобод человека и гражданина, заявленных в Конституции.

Однако, по мнению специалистов Роспотребнадзора, куда обратилась Светлана Агапитова с ходатайством, считают, что всё не так однозначно.

«Царская коллекция» является частной. Она не включена в состав Музейного фонда РФ, а значит, никакие общепризнанные «музейные» правила и законы на нее не распространяются: владелец вправе отказать в доступе любому посетителю в любое время (и даже без объяснения причин).

Что касается возрастных ограничений, «перечисленные требования Правил связаны с особенностью организации экспозиции», - полагают специалисты территориального отдела Роспотребнадзора. По мнению экспертов, правила музея вполне обоснованы, поскольку беспрепятственный визуальный осмотр в указанном учреждении возможен только на уровне роста взрослого человека. Кроме того, администрация стремится к созданию «спокойных и комфортных условий пребывания посетителей и должному уровню безопасности и сохранности музейных предметов». Присутствие маленьких детей, по всей видимости, этому не способствует. Поэтому возрастной ценз установили на 14 годах. И чтобы показать Грише ювелирные красоты, придется подождать еще десяток с лишним лет. Или же судиться...

Светлана Агапитова: «По мнению руководства Роспотребнадзора, частный музей – как частный дом: хозяин вправе сам устанавливать правила посещения и выбирать гостей. Но, возможно, у Министерства культуры, куда мы также обратились за разъяснениями, будет иное мнение по данному вопросу.

Разбирая эту ситуацию, мы столкнулись еще с одним любопытным нюансом.

Согласно закону о музейном деле**, предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, должны быть открыты для всех граждан. Ограничением может стать только неудовлетворительное состояние экспонатов, реставрационные работы и нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии). Про возрастной ценз ни слова не сказано. При этом, закон о защите от вредной информации*** требует от организаторов мероприятий (в том числе, выставок) прописывать возрастные ограничения и следить за их соблюдением.

Аналогичная ситуация сложилась и в библиотеках – их профильный закон противоречит ФЗ-436, чего, естественно, быть не должно.

Год назад Минкульт обещал разобраться со своими подведомственными учреждениями. Но пока, к сожалению, очевидных улучшений нет».

*Имена, фамилии и названия организаций изменены

**Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

*** Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Также по теме «Медиабезопасность»



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00