Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Рабочая группа: 1 отобрание, 2 отказа от лечения, 798 безнадзорных


Рабочая группа по мониторингу случаев изъятия детей из семьи подвела итоги второго квартала текущего года. Отобрание по 77 статье Семейного кодекса за этот период было только однажды. Эксперты, собравшиеся в приемной Уполномоченного, выясняли у сотрудника органа опеки обстоятельства произошедшего. Их, как всегда, интересовало, почему пришлось применить крайнюю меру и что было сделано, чтобы предотвратить разрушение семьи.

Если жизни ребенка грозит опасность, органы опеки и попечительства в соответствии со ст. 77 СК РФ имеют право забрать его из семьи и поместить в социозащитное учреждение. Но орган опеки и попечительства работает с 9 до 18 утра, а попасть в трудную ситуацию ребенок может в любое время. Поэтому в «нерабочие» часы на «социальное дежурство» выходят сотрудники полиции.

В поле зрения полиции за три месяца попало 798 безнадзорных детей. 550 из них – подростки, нарушившие общественный порядок или комендантский час, которые почти сразу были переданы родителям. 232 ребенка были признаны нуждающимися в помощи государства. Это «бегунки», самовольно ушедшие из дома или из учреждения, подростки, приехавшие из других городов, и дети, по другим причинам оказавшиеся без попечения родителей.

Тревожная цифра: сотрудники полиции выявили 20 детей, жизнь которых подвергалась непосредственной угрозе. Несовершеннолетние на момент вызова правоохранителей были дома одни или со взрослыми, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Своим правом на отобрание детей у родителей по статье 77 Семейного кодекса сотрудники органа опеки воспользовались за три месяца лишь единожды. Произошло это в Московском районе, в семье, с которой несколько лет работали социальные службы.

О неблагополучии семьи первой заговорила школа: девочки 11 и 9 лет приходили на уроки в грязной одежде, с немытой головой и невыученными уроками. Когда сотрудники опеки пришли к ним в гости, увидели, что в квартире очень грязно, у детей нет даже собственных зубных щеток, не говоря уже о рабочем месте или кроватях. Мама с дочками жили в одной комнате, а вторую занимал дедушка детей, страдающий алкогольной зависимостью, к которому регулярно приходили асоциальные друзья. Девочки спали на тряпках на полу, питались, чем придется – холодильника в квартире не было.

Как выяснилось, дети росли в неполной семье – биологический отец с ними общается, но устанавливать родительские права не собирается. При этом мама девочек не пила, имела постоянную работу, была привязана к детям и по-своему о них заботилась. Поскольку женщина согласилась изменить свое поведение и более ответственно выполнять свои родительские обязанности, вопрос о лишении прав или об изъятии детей тогда даже не поднимался. Семью поставили на учет в Центре помощи семье и детям, помогли сделать ремонт, купить необходимую мебель.

После этого каждый месяц специалисты органа опеки, работники Центра помощи семье и детям и сотрудники отдела по делам несовершеннолетних полиции навещали девочек. Гости обычно предупреждали о своем визите, и к их приходу квартира была в порядке, дети – накормлены, уроки – выучены.

В апреле во время своего рейда специалисты решили внепланово зайти к этой семье. Одну из девочек они встретили во дворе около мусорных баков – она искала в них еду. Она рассказала, что мама уже пять дней не была дома, а дедушка их с сестрой бьет. Холодильник, в прошлом году появившийся в квартире, куда-то пропал, поэтому купленные мамой продукты испортились. Дедушка выбросил их в помойку, а внучка пыталась их вернуть, так хотелось кушать.

Оценив обстановку дома, не сумев дозвониться до мамы, сотрудники органа опеки начали процедуру отобрания по статье 77 СК, а позже вышли в суд с иском об ограничении в родительских права. Сомнений в правомерности такого решения у экспертов Рабочей группы не возникло: дети, действительно, находились в опасной ситуации и нуждались в защите.


Еще одна тема, которая всегда поднимается на заседаниях Рабочей группы – отказы родителей от медицинской помощи, необходимой для спасения ребенка. За три месяца было два инцидента, когда ВИЧ-инфицированные мамы отказывались не только лечить, но и даже обследовать своих детей. В одном случае после общения с сотрудниками опеки родители быстро пошли навстречу врачам. А в другом убедить женщину было намного сложнее. ВИЧ+ мама двоих детей, чтобы избежать обследования, скрылась от служб профилактики, её даже пришлось объявлять в розыск. Но в результате совместных усилий социальных и медицинских служб женщина согласилась на обследование сыновей.

«Наша рабочая группа собирается второй год. И за это время не было ни одного случая неправомерного отобрания, или случая, когда эта мера была избыточной, – говорит Светлана Агапитова. – Это говорит о том, что специалисты подходят к каждой ситуации индивидуально и используют все возможности, ресурсы и средства, чтобы до последнего сохранить детей в семье.

К сожалению, по-прежнему выявляются проблемы межведомственного взаимодействия. Касается это не только процедуры отобрания детей, но и помещение их в социально-защитное учреждение.

Прежде чем направить ребенка из неблагополучной семьи в приют или социальную гостиницу, нужно проверить состояние его здоровья, убедиться, что он не заразит других детей. Раньше этим занимался Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей им.В.В.Цимбалина. Теперь эти функции возложены на Социальное отделение ДГБ №5. Однако больница – учреждение здравоохранения, и принимают туда только по медицинским показаниям, а внешне здоровых детей берут неохотно. Каждый раз вставал вопрос: куда направить ребенка.

Недавно был разработан межведомственный регламент, который определяет, с какими документами должен поступать ребенок, оставшийся без попечения родителей, в медицинское и в социальное учреждение. Теперь, по крайней мере, субъектам профилактики придется решать на одну задачку меньше».

Эта история целиком

Также по теме «Рабочая группа при Уполномоченном по правам ребенка»

Эта тема в докладе Уполномоченного: Рабочая группа по мониторингу отобрания детей при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Все комментарии (1)

Здравствуйте. Спасибо, что подходите к каждому случаю отдельно!

Мне известно, что город может предоставить возможность съема жилья недорого в коммерческий найм на 5 лет. Можно ли предлагать такие отдельные квартиры семьям в некоторых случаях, чтобы деток изолировать от асоциальных дальних родственников , проживающих совместно? Потому что, как мне кажется, проживание вместе с зависимыми людьми - это как болото, которое высосет все ресурсы. Или в кризисные квартиры, центры? Просто находиться рядом с нетрезвым это же уже стресс , а как жить в таком стрессе здоровой семье и не сломаться, особенно если рядом больной родственник.

AnnaZ14 августа 2018 г. 13:13




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00