Феназепам, дистрофия и воля божья: почему детей забирают у родителей

На ежеквартальном совещании рабочей группы по мониторингу случаев неправомерного изъятия детей в аппарате Уполномоченного по правам ребенка проанализировали данные, поступившие с августа по октябрь. Экспертам предстояло оценить один эпизод, произошедший за это время. Однако прямо в день встречи на горячую линию поступил звонок от семьи, которая пожаловалась, что уже три недели ничего не знает о своем ребенке – после того, как представители органов опеки его забрали. Чтобы разобраться в ситуации, родителей и сотрудников местной администрации пригласили к участию в совещании.
В поле зрения опеки эта семья попала совсем недавно – в середине сентября. Из детской городской больницы сообщили, что годовалого мальчика доставили с ушибами, есть подозрение на жестокое обращение. Сотрудники опеки вышли с проверкой: дома они застали маму, явно находившуюся под действием сильных лекарств, и нетрезвого папу. Он сказал, что жена страдает от тяжелого заболевания, но лечиться отказывается, поэтому принимает седативные препараты. Что касается травмы сына, пояснил: случайно уронил малыша в ванной. Родителей предупредили об ответственности за несоблюдение своих обязанностей, семью поставили на контроль. Не прошло и недели, как снова поступил тревожный сигнал от медиков: ребенок в ссадинах и ожогах. Опасения подкрепили сведения из полиции о неоднократных выездах нарядов по адресу семьи из-за скандалов между супругами, которые заканчиваются рукоприкладством. При очередном визите представители субъектов профилактики увидели, что ситуация не улучшилась: мама вела себя еще менее адекватно, едва не уронила малыша на глазах у проверяющих, по полу были разбросаны те самые таблетки, что она принимает, кругом царил беспорядок. Было принято решение об изъятии мальчика. Сейчас он находится в доме ребенка, опекой подан иск о лишении родительских прав.
Дали слово и самим родителям. Прежде всего, члены рабочей группы попытались выяснить, чем болеет мама и откуда у нее транквилизаторы. Внятного ответа получить не удалось – женщина ссылалась то на онкологию, то на депрессию, но справок предоставить не смогла. Её муж, в свою очередь, не сумел разъяснить, где и кем он работает, но честно признал – есть проблемы с алкоголем. Однако супруги едины в своем желании вернуть сына и воспитывать его: они уже наняли адвоката, чтобы оспорить отобрание. Они просили сказать им, где находится малыш, чтобы его навещать. Родителям разъяснили: нужно собрать справки о состоянии здоровья и обратиться в опеку с письменным заявлением. Действия органов опеки эксперты сочли соответствовавшими интересам ребенка – угроза его жизни и здоровью на момент изъятия была очевидна.
Аналогичный случай, имевший место в сентябре, тоже оценили, как правомерный. Семья давно состояла на учете, родители не могли справиться с алкогольной зависимостью, неоднократно вызывались на комиссию по делам несовершеннолетних, получали предупреждения и штрафы – все без толку. При последнем посещении специалисты опеки обнаружили пятилетнего ребенка грязного и голодного в компании выпивающих взрослых. Сейчас малыш в социально-реабилитационном центре, дело о лишении родительских прав рассмотрит суд.

Получила продолжение и громкая история о полуторагодовалом мальчике, который месяц назад поступил в больницу в тяжелом состоянии, вызванном истощением. По итогам проверки всех обстоятельств, которые привели малыша на больничную койку, в отношение родителей возбудили уголовное дело по статьям 125 и 156 УК РФ: «оставление в опасности», «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». В связи с этим, законным представителем ребенка был назначен орган опеки. Как пояснила его представитель, они были вынуждены ограничить возможность посещения ребенка в больнице, поскольку родители вели себя неадекватно – выдергивали капельницу у сына, мешали врачам. В итоге мама и папа навещали сына только в присутствии волонтеров.
Сейчас состояние малыша в норме, его выписали в дом ребенка, где его проведывает бабушка. Однако, уверена руководитель опеки, возвращать мальчика в семью крайне опасно – родителей следует ограничить в правах. Тем временем, сами они подали встречный иск, оспаривая действия опеки. Решение будет принимать суд.
А вот в семье граждан из соседней республики отказ от медицинской помощи ребенку послужил поводом для вмешательства дипломатов. Молодая мать-одиночка, воспитывающая дочку с врожденной патологией, не смогла создать условия для больной девочки: недавно её состояние обострилось, ребенка госпитализировали – сейчас он на искусственной вентиляции легких. Больница сообщила органам опеки о том, что мама не заинтересована в дальнейшем лечении. Когда специалисты встретились с женщиной, она прямо сказала: «Если на то есть воля божья, дайте моей дочери умереть». Переубедить её оказалось невозможно. В итоге к ситуации подключились представители посольства родной страны мамы и девочки: ребенка направили на родину и поместили в клинику, где её состояние будут контролировать медики. После выписки её заберут родственники.
Представитель ГУ МВД Раиса Грачева прокомментировала статистику по детям, выявленным по актам полиции и помещенным в медицинские и социальные учреждения – за третий квартал 2018-го их было 30. Эксперт отметила, что количество детей, забранных из квартир и частных домов, уменьшается. Основными причинами изъятия детей сотрудниками правопорядка остаются алкоголизм родителей или социально-опасное положение семьи. В каждом подобном случае органы опеки либо присутствовали, либо были незамедлительно уведомлены. Фактов нарушения процедуры с точки зрения законодательства не установлено.
Коллеги из «Родительского моста» попросили совета рабочей группы в сложной ситуации. На сопровождении фонда уже пять лет находится семья бывшей воспитанницы детского дома: у девушки уже двое детей от разных отцов. Последний сожитель жесткого обращается с ними, и сотрудники общественной организации опасаются, что может случиться трагедия. Однако сама мама отказывается от всякой помощи и не хочет расставаться с агрессором, веря, что он исправиться. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Петербурга Ольга Качанова отметила, что лучшим выходом на данный момент будет подать заявление в полицию от имени организации.
Также по теме «Рабочая группа при Уполномоченном по правам ребенка»
- 6 отобраний и 1223 безнадзорных – на заседании рабочей группы подвели итоги первого полугодия 2020 года 24.09.2020
- «Душила за продукты»: рабочая группа при Уполномоченном впервые признала отобрание неправомерным 27.01.2020
- «Скрытое» отобрание, «инсулиновая атака» и спящие в машине 25.10.2019
- У ВИЧ-инфицированной мамы забрали новорожденного за попытку покормить его грудью 04.06.2019
- Оценивать спорные случаи изъятия детей будут в экстренном порядке 30.04.2019
- Количество отобраний детей осталось без изменений 07.02.2019
- Рабочая группа: 1 отобрание, 2 отказа от лечения, 798 безнадзорных 13.08.2018