Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Долги догонят в дороге

Превышение полномочий, волокита, произвол – жалобы на работу судебных приставов поступают Уполномоченному постоянно. Чаще всего за помощью обращаются мамы, так и не дождавшиеся от бывших супругов алиментов на ребенка. Но нередко восстановить справедливость требуют и отцы.

***

О том, как работает правоохранительная система нашей страны, Олег* знает не понаслышке – ведь он сам несколько лет служил в органах правопорядка. Однако для многодетного папы стало неприятным сюрпризом столкновение с судебными приставами – оттого, наверное, что произошло оно в самом прямом смысле посреди дороги.

Олег с супругой и грудным ребенком ехали забирать из школы старшего. За рулем был он, машина принадлежит жене. На одной из магистралей их остановил дорожный полицейский. Будучи уверенным, что это обычная формальная процедура, Олег передал ему свои документы. Однако оказалось, что проверять их будет вовсе не представитель ГИБДД.

«Мне сказали, что автомобиль прошел по каким-то базам, толком я не понял, – рассказал Олег. – Сел в служебную машину вместе с человеком в черной форме, он представился судебным приставом и сообщил, что за моей женой числится долг по исполнительному производству. При этом что-то печатал в планшете. Я потребовал пояснить, откуда у него сведения и предъявить мне лицензию на программное обеспечение. Но получил отказ! Вместо этого он заявил, что у нас есть 20 минут, чтобы внести 20 тысяч долга, иначе дальше пойдем пешком. Я пытался объяснить, что с собой таких денег нет, но меня никто не слушал».

Наличие задолженности за супругой Олег не отрицал. Однако такая внезапность и категоричная форма общения его крайне возмутили. К тому же, по словам Олега, супругу не уведомляли о грядущем аресте должным образом. К тому же, разве могут приставы лишать автомобиля, пока в нем находится маленький ребенок? Ведь тогда малыш окажется на улице в мороз! Руководствуясь этими аргументами, папа решил вступить в полемику.

«В ответ этот доблестный гражданин пригрозил мне, мол, если мой ребенок не одет по сезону, на меня натравят органы опеки, – продолжил Олег свою гневную отповедь. – И напомнил, что время идет, и сейчас он начнет арест транспортного средства. Что это за методы такие, когда исполнительное производство закрывают путем запугивания и шантажа?»

Однако в итоге нужная сумма все-таки нашлась, и долг был погашен на месте. На переговоры ушло больше часа, все это время супруга и малыш ждали в машине, а старший ребенок – в школе. Пылая негодованием, на следующий день Олег написал детскому омбудсмену жалобу, уверенный в том, что пристав вышел за рамки своих должностных полномочий и грубо нарушил права его детей.

«Сотрудник ФССП не имел оснований задерживать мое транспортное средство, забирать себе документы на машину и в форме, порочащей честь мундира, выбивать денежные средства!» – резюмировал заявитель.

Для начала специалисты аппарата Светланы Агапитовой обратились к банку данных исполнительных производств. Обнаружилось, что и сам Олег, что называется, не без греха – в отношении него за последние три года было возбуждено несколько исполнительных производств, а на двоих с супругой их целых семь. В то же время Олегу разъяснили, что приставы вправе применять меры принудительного исполнения даже без предварительного уведомления должника – например, когда гражданин очень долго уклоняется от уплаты. Кстати, именно для выявления таких «уклонистов» и проводятся совместные рейды ГИБДД и УФССП.

Что касается ареста имущества, то эта процедура становится возможна, если сумма взыскания превышает 3000 рублей. Если верить словам Олега, эта цифра в случае его супруги в шесть раз выше… Тем не менее, Светлана Агапитова попросила дать правовую оценку действиям судебного пристава-исполнителя.

***

В случае Антона*, напротив, поводом для обращения к Светлане Агапитовой стала излишняя пассивность приставов: алименты уже несколько месяцев не удерживают. Антон – военнослужащий в отставке, получает военную пенсию. В прошлом году он перебрался на ПМЖ в другой город, заблаговременно сообщив об этом в отдел ФССП. После регистрации по новому месту жительства папа направил заявление с просьбой переслать исполнительное производство по новому адресу. Ответа так и не последовало, а спустя пару месяцев Антон обнаружил свою фамилию в списках должников.

«Этот искусственно созданный долг уже составляет около 50 тысяч рублей, – говорит Антон. – Я готов и не отказываюсь выплачивать алименты, но письма в петербургский отдел результатов не дали. И сколько мне еще ждать, неизвестно. Тем временем нарушаются права моей дочери. Помогите, пожалуйста!»

Специалисты аппарата Уполномоченного выяснили причину проволочки. Как оказалось, передача исполнительного производства в другое подразделение утверждается главным судебным приставом того субъекта, где оно исполнялось ранее (в нашем случае, Санкт-Петербурга). Сроки такого согласования законом не регламентируются. В петербургском управлении задержку признали и заверили, что постановление об обращении взыскания на доходы направлено по месту получения Антоном пенсии. Вскоре платежи должны начать поступать по назначению.

Также по теме «Алименты»

Эта тема в докладе Уполномоченного: Взаимодействие Уполномоченного с УФССП




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00