Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

«Нет брата – не будет и жилья!»

«Пока брат не найдется, мне государство не даст квартиру, - жалуется Уполномоченному 19-летняя сирота Ника*. – Но, если он объявится, я тоже рискую остаться на улице…».

В детский дом погодки Стрижовы* попали еще в дошкольном возрасте. Семёну* повезло – миловидный мальчишка практически сразу приглянулся супружеской паре из Европы, которая поспешила оформить усыновление и увезти ребенка за границу. А вот Нике не посчастливилось. Мало того, что она утратила связь с единственным кровным родственником, так еще и не дождалась приемных родителей.

К счастью, сирота не отчаялась и достаточно хорошо устроилась в жизни: получила востребованную профессию, выбрала подходящую работу, обзавелась надежными друзьями. Связаться с братом девушка даже не пыталась, понимая тщетность такой затеи – Семён живет в другой стране под неизвестной фамилией. Ничего больше сестре неизвестно, так как тайна усыновления строго охраняется законом. Однако теперь из-за своего неведения Ника может остаться без крыши над головой…

Дело в том, что Стрижовы еще в детстве унаследовали комнату в коммунальной квартире. Прописана в ней только Ника, однако Семен также является полноправным владельцем половины данного имущества – во всяком случае, ни он, ни его приемные родители отказ от доли не писали. Вот только районные власти почему-то игнорируют данное обстоятельство и не желают признавать девушку нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ника обратилась за поддержкой к Уполномоченному по правам ребенка, и Светлана Агапитова направила ходатайство главе администрации с просьбой пересмотреть данное дело в интересах сироты. Однако, как следует из полученного ответа, руководство района не считает Стрижову обделённой, «поскольку Н.С. занимает изолированную комнату общей площадью 27 кв.м., что превышает учетную норму для граждан, проживающих в коммунальных квартирах». Тем более, что ее младший брат «по данному адресу регистрации не имеет, не проживает и снят с учета как выбывший в иное место жительства». Всё верно, за исключением одной важной детали: отсутствие прописки не отменяет права владеть имуществом. Юноша в любой момент может вернуться в Россию и претендовать на свою часть недвижимости. И что в таком случае делать Нике? У девушки нет иного жилого помещения.

Детский Правозащитник обратилась в прокуратуру с просьбой оценить законность действий районных властей. Проанализировав ситуацию, Первый заместитель прокурора Санкт-Петербурга Эдуард Артюхов согласился с доводами Уполномоченного: права Ники Стрижовой действительно ущемлены, так как формально собственность девушки меньше положенных 15 кв.м. на человека. В результате, в адрес главы района было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения и включить сироту в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Но вместо того, чтобы признать ошибку и оперативно ее исправить, жилищный отдел решил сначала выяснить, не желает ли Семен отказаться от части собственности: «Через координаторов по вопросам усыновления для законных представителей С. Стрижова переданы сведения (телефон, эл.почта) специалистов для решения имущественно-правовых вопросов с сестрой», - сообщает глава района Детскому Уполномоченному, обещая держать в курсе переписки с усыновителями. А Ника, по мнению должностных лиц, в это время должна сидеть и ждать, чем это общение для нее закончится…

Светлана Агапитова: «Никто не знает, сколько времени потребуется для того, чтобы Семён и его родственники вышли на связь – если, конечно, они захотят это сделать. Кроме того, нет никакой гарантии, что брат откажется от своего имущества в пользу сестры. Вполне возможно, юноша решит оставить часть комнаты за собой, и государству всё равно придется обеспечивать Нику жильем. Так зачем оттягивать момент, если уже сейчас есть законные основания для постановки девушки-сироты на учет? Возможно, ответ на этот вопрос придется искать в суде.

К сожалению, подобные «спорные» ситуации встречаются нередко, и решения районных жилищных комиссий** по ним могут кардинально отличаться. Чтобы добиться единообразия практики в интересах сирот, Минобрнауки разработало специальные Методические рекомендации. По нашей просьбе Вице-Губернатор Александр Говорунов еще раз довел их до сведения специалистов на местах, призвав активно использовать в работе. Надеемся, это возымеет свой эффект, и необоснованных отказов станет значительно меньше».

*Персональные данные изменены

** Районная комиссия по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Эта история целиком

Также по теме «Жилищные права детей-сирот»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00