Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

«Смена только началась, а мы уже переживаем…»

Посещение Уполномоченным крымских «Бригантины», «Салюта» и «Кара-Даг» показало, что организовать сиротам комфортный отдых – задача вполне выполнимая. Но, к сожалению, не все лагеря черноморского полуострова одинаково радушно встретили петербургских детей.

Поменяли «Прометей» на… «Прометей»










Когда-то у Колпинского детского дома №27 была своя пригородная база в Коробицыно с мифологическим названием «Прометей». В процессе преобразований сиротских учреждений, домик переменовали в Центр содействия семейному воспитанию № 9, а собственный лагерь передали другому хозяину. Зато теперь воспитанники на все лето отправляются в Крым. В этом году часть из них, по иронии судьбы поехала в санаторный комплекс с уже ностальгическим для них названием «Прометей», только уже черноморский.

Когда Светлана Агапитова зашла на территорию «Прометея» и объяснила, «что хочет проведать наших питерских деток», встретивший ее представитель администрации лагеря только горестно вздохнул… Зная, что ребята там непростые, детский Уполномоченный осторожно поинтересовалась:

- Что много к ним претензий?

- Да как сказать, - несколько уныло молвил директор, - В принципе, уже нашли равновесие…

Выяснилось, что конфликт возник сразу, как только подростки вышли из автобуса. Осмотревшись, некоторые из них поинтересовались у руководства лагеря: «А где у вас курилка?». Попытки объяснить, что это оздоровительное учреждение, и курилки здесь нет, воспитанники пресекли практическим выводом: «Понятно… значит везде…»

Проводив детского Уполномоченного до корпуса, директор, в очередной раз вздохнув, сказал: «Вообще, они неплохие ребята, только ругаются и к дисциплине не привыкли. Ну, думаю, они сейчас вам тоже на что-нибудь пожалуются». И с этими словами удалился…

Светлана Агапитова зашла в здание, не очень-то надеясь кого-нибудь там застать – было 11 утра, вовсю светило жаркое крымское солнце, и эти обстоятельства явно указывали на то, что сейчас самое время для пляжа на морском берегу. Не тут-то было! Практически на каждой кровати в состоянии глубокой дремоты, а то и крепкого сна возлежали подростки. Самые «продвинутые» предавались чарам Морфея на балконе, вытащив туда кровати. Помимо невероятно старой мебели, обстановку органично дополнял совсем нетворческий беспорядок.

Пробудившаяся девушка-подросток, сосредоточенно всматривалась в Светлану Агапитову, появившуюся на балконе с вопросом: «А почему не на море?». «Ой… Светлана Юрьевна… я думала, вы мне снитесь…», - поделилась впечатлениями восставшая ото сна. Цепная реакция пробуждения была запущена, и вскоре целая группа отдыхающих делилась впечатлениями о лагере.

Выяснилось, что до глубины души ребят расстроила «разваливающаяся мебель» и «вообще все какое-то старое, грязное и кругом сырость». Попытки сразу же пожаловаться привели, по их словам, к лаконичному ответу: «не нравится – уезжайте»… В довершение ко всему, проникшие на территорию лагеря злоумышленники украли кроссовки и одежду, сушившуюся на балконе. Развлечения, предлагаемые лагерем, их тоже не особенно вдохновляют, как, впрочем, и беспроигрышные «море и пляж». И все же, каких-то непримиримых претензий ребята не высказали.


Зам директора лагеря Валерия Акимова настроена была вполне оптимистично, хоть и призналась, что «поначалу напряглись, но потом поняли, что ребята хорошие, активные, участвуют во всем, помогают младшим отрядам, правда часто сквернословят…». А еще воспитанники колпинского центра поразили всех, победив в конкурсе по созданию произведений из бытового мусора. Нельзя не оценить, что на фоне скудного инвентаря и тотальной нехватки средств, организаторы проявили недюжинную изобретательность, избрав столь доступный «материал» для поделок. Ведь под это была подведена идеологическая база: «сохраним планету от загрязнений». Колпинцы идеей прониклись и соорудили из пластиковых бутылок, пакетов из-под сока и «прочих отходов цивилизации» вполне узнаваемый макет Казанского собора. Презентуя свое творение, ребята пояснили, что «собор – это связь с Богом, которая очищает душу, так давайте же не будем засорять нашу планету!» . Хорошо бы не загрязнять ее и курением, тем более, что работа по профилактике этого пагубного явления ведется в Центре круглый год.

В годы своего расцвета «Прометей» поражал размахом – огромная территория, спортзалы, бассейн, футбольное поле, концертная площадка под открытым небом со сценой и амфитеатром. Без малого шесть десятков лет существования не прошли бесследно, и лагерь сейчас - не в лучшей форме. Собственник не спешит вкладывать в него средства, а последние два года активно ведутся переговоры о продаже «Прометея». Такое «подвешенное» состояние, к сожалению, вполне характерно для детских лагерей, будь то Крым или Ленинградская область.

Все цвета «Радуги»






Второй «десант» Колпинского Центра содействия семейному воспитанию № 9 (бывшего 27-го) высадился в лагере Управления делами Президента «Радуга» и также произвел неизгладимое впечатление. Поскольку первая смена не была заполнена на 100%, директор поселила ребят в основной корпус – путевки туда дороже, чем были у колпинцев, но раз уж все равно места пустовали… Подсчитывая впоследствии убытки, администрация «Радуги» очень пожалела о своем желании сделать «как лучше».

В этом году в «Радуге» отдыхает довольно много юных петербуржцев. Помимо творческих коллективов здесь проводят лето ребята из 18-й школы-интерната Невского района, слабослышащие дети из 33-го интерната Выборгского района, а также 30 воспитанников военно-патриотического клуба «Дзержинец», который работает с «трудными» подростками.

Приехавшая на вторую смену детская художественная студия из Колпино пожаловалась на неразбериху в столовой – не было закрепленных столов, и детям приходилось чуть ли не по 40 минут ждать своей очереди. К тому же у многих отрядов просто не оказалось вожатых.

Кстати, кадровый дефицит ощущается не только в среде вожатых. Практически все – и обитатели основного, и «летнего» корпуса жаловались на то, что убираются у них очень редко, а то и вообще не убираются. Повстречавшаяся случайно женщина-уборщица не смогла толком пояснить график своей работы, но сложилось ощущение того, что в ее «ведении» находится слишком много помещений…

Завидев знакомое лицо, дети окружили Светлану Агапитову и наперебой стали рассказывать про море, кусающихся божьих коровок и белок, скачущих по территории. Кстати, этим летом в районе Бахчисарая и Евпатории действительно аномально много божьих коровок. Эти «вестники хорошей погоды» как только стихает ветер, садятся на человека буквально десятками. Самые бурные восторги, как оказалось, вызывают лечебно-профилактические процедуры, типа гидромассажа.

Отвели детского Уполномоченного и в так называемый «летний» корпус, где путевки подешевле. Там стала очевидной явная нехватка санитарно-гигиенических помещений. На весь этаж имеется одна душевая с тремя кабинками и один туалет с тем же количеством отделений. Комнаты, конечно, закрываются, но деления на «для мальчиков» - «для девочек» отсутствует. В тоже время, на первом этаже, таких комнат три – и «душевых» и «туалетных». Но дети сказали, что «мы пробовали на первый ходить, нас оттуда гоняют»…

Отдельная проблема с турфирмой, которая закупала путевки для питерских учреждений. Предлагая лагеря «на выбор», они несколько преувеличили возможности «Радуги». К примеру, в их описании значится «шведский стол» и «вай-фай» на территории. На деле же «меню на выбор» оказалось сбором пожеланий из предложенного списка на послезавтра, а «вай-фай» есть только в административном здании, но пароль от него не дают. Если с кухней более-менее смирились, то доступ в сеть – для 33-го интерната Выборгского района вопрос принципиальный. Дело в том, что его воспитанники – слабослышащие дети, и связь с родителями они поддерживают только через интернет-мессенджеры. Выбирая лагерь, они остановились на «Радуге» именно из-за обещанной возможности «быть в сети».

Кроме того, сопровождающие групп рассказали о трансфере из аэропорта, который обеспечивала все та же турфирма. Страху натерпелись и дети, и взрослые. Мало того, что автобусы ехали без знаков «Дети» и сопровождения ГИБДД, так еще и грубо нарушали правила дорожного движения. Воспитатели рассказывали про «скорость больше 110 километров в час», «выходы на обгон через двойную сплошную» и «постоянные консультации по мобильнику: а куда их везти?». «Смена только началась, а мы уже переживаем – как поедем обратно в аэропорт», - говорили взрослые…

«В прошлом году я была в «Радуге», и здесь было все замечательно , - вспоминает Светлана Агапитова. – Что за организационный сбой произошел в этом году – непонятно. Совершенно очевидно, что в лагере не хватает персонала на то количество детей, которое приехало. Кроме того, я всегда говорю, что для старших ребят необходимы подготовленные педагогические кадры. У многих из них, в силу жизненных обстоятельств, сложный характер, но необходимо искать с ними общий язык, убеждать, влиять.

Мы поговорили с директором, она обещала решить все «коммунальные проблемы». Хотя, Ольга Колобова говорит, что из сопровождающих ей никто не жаловался, и в дежурном «журнале заявок» ничего не значится, поэтому и меры не принимались…

Что же касается вожатых, то, по словам директора, представители «крымско-казанского» педотряда проявили себя не лучшим образом и в середине первой смены, вместо помощи в наведении порядка и воспитательной работы сами начали довольно интенсивно морально разлагаться. Администрации лагеря ничего не оставалось, как изгнать нарушителей. В результате, вторая смена оказалась почти без вожатых. Но сейчас дефицит экстренно восполняется, в том числе и путем обращения к соседям.

Насчет опасений по поводу перевозки я уже сообщила турфирме о претензиях и попросила проконтролировать организацию перевозок. Есть же четкие правила, неужели надо дожидаться трагедии, чтобы им следовать?»

Эта история целиком

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00