Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Детство по ту сторону закона


Петербургское Управление Федеральной службы исполнения наказаний провело Коллегию по подведению итогов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности за 2015 год и постановке задач на 2016-й. Помимо постоянного состава, в работе принял участие заместитель директора ФСИН России Олег Коршунов. В качестве приглашенного гостя выступила Светлана Агапитова, рассказав руководству УФСИН о тех проблемах, которые требуют осмысления и решения с точки зрения соблюдения прав ребенка.

Детский Уполномоченный начала свое обращение с поздравления. В прошедшем году Колпинская воспитательная колония была признана лучшим исправительным учреждением для несовершеннолетних в России.

«Да, там нет фонтанов и евроремонта, как в некоторых учреждениях других регионов. Зато, у нас есть уникальные технологии и эффективный начальник колонии, а это важнее любого внешнего благополучия», - сказала Светлана Агапитова.

Не умаляя этих объективных достижений, детский Уполномоченный попросила руководство ФСИН обратить внимание на проблемы, с которыми она столкнулась в последнее время, посещая учреждения системы исполнения наказаний.

В частности, Светлана Агапитова предложила подготовиться к изменениям в Уголовно-исполнительный кодекс, которые уже рассматриваются и с большой долей вероятности будут внесены в ближайшее время. Речь идет о возможности не переводить подростка во взрослую колонию, после исполнения ему 18 лет. О такой практике уже давно говорят специалисты, поскольку, это фактически последняя возможность оградить юного заключенного от среды, которая вместо исправления, запросто может привести его к рецидиву. Около двух лет назад направляла обоснование этих изменений и Светлана Агапитова.


Если такие поправки вступят в силу, воспитательные колонии неминуемо «повзрослеют» и детский Уполномоченный предложила продумать виды трудовой деятельности, которой можно будет занять старшую часть «подопечных» учреждения. К примеру, организация небольшой птицефабрики, не только дало бы рабочие места, но и обеспечивало бы продукцией как Колпинскую, так и взрослые колонии. Кстати, в ходе Коллегии, Олег Коршунов в своих комментариях о взаимодействии региональных властей и ФСИН, рассказал практику Вологодской области, где заключенные работают на птицефабрике.

К не менее масштабным, но таким же важным, можно отнести предложение Светланы Агапитовой о создании реабилитационного центра при Колпинской колонии. Это здание, находящееся за пределами «контрольной полосы», в котором живут те, кому до освобождения осталось менее полугода. Там нет решеток и охраны. С ребятами живет воспитатель, который помогает подготовиться к «гражданской» жизни – получить документы, найти работу. Тогда, обретя свободу, у подростка появляется определенность – что делать и как жить в законопослушном обществе. И гораздо меньше вероятность попасть в среду, где он никому не нужен, и которая толкает его к новым преступлениям.

О необходимости такого Центра детский Уполномоченный говорит на разных уровнях уже не первый год. Уже найдено здание, подходящее для этих целей, однако, оно нуждается в глобальной реконструкции и вопросы согласований и финансирования пока «буксуют».


Обратила внимание Светлана Агапитова и на отдельные вопросы образования и питания, несовершеннолетних, содержащихся в заключении на досудебной стадии. Процесс обучения в следственном изоляторе организован по заочной форме и занимает всего 12 часов в неделю. А между тем, следствие может затянуться и нередки случаи пребывания подростков в СИЗО более года. Тем самым, несовершеннолетние ставятся в неравные условия по сравнению со своими сверстниками. Детский Уполномоченный сообщила, что изменения об организации в изоляторах образовательного процесса в очной форме, уже внесены в Государственную Думу. Однако, эта инициатива нуждается в активной поддержке.

Не все благополучно и с питанием подростков в СИЗО. Рацион несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых отличается от нормы взрослых, находящихся в следственных изоляторах, лишь увеличенным количеством масла и сахара, а также наличием сыра.

При этом подростки, содержащиеся в воспитательных колониях, получают более разнообразный набор продуктов. В частности, в ассортимент включены: творог, сметана, яйца, свежие фрукты, соки, колбасные и кондитерские изделия, мясо птицы, бобовые. Такая разница в нормативах питания представляется детскому Уполномоченному необоснованной и не отвечающей потребностям несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах. Свое обращение по этому поводу детский Уполномоченный уже направила Министру юстиции Российской Федерации, а также директору ФСИН России.

Есть в Питерских учреждениях системы исполнения наказаний и еще одна категория, относящаяся к ведению детского Уполномоченного. Это совсем маленькие дети, попавшие в заключение «за компанию» со своими мамами или родившиеся в период пребывания женщины в следственном изоляторе.

Светлана Агапитова отметила, что далеко не все регионы могут похвастать отделением «Мать и дитя», которое есть в Петербургском СИЗО. Как правило, все возникающие там проблемы удается решить во взаимодействии с УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Однако, существует вопрос, который, видимо, требует более серьезного вмешательства, а касается он женщин, которым пришло время рожать во время пребывания под стражей. Вместе с будущей мамой и бригадой «скорой помощи», естественно, отправляется конвой. После родов маму возвращают в изолятор, а малыша ей передают несколько позже, когда врачи позволят сделать это.


«Ребенка разлучают с мамой в первые минуты жизни и возвращают через несколько дней. Это очень плохо! - сказала Светлана Агапитова. – Получается, что мы наказываем ни в чем не повинного малыша. Я считаю, что выписывать их нужно вместе, и на сегодняшний день вопрос только в нехватке конвойных. В остальном, препятствий нет – в Родильном доме № 16 даже отведено специальное помещение для комфортного пребывания в нем конвоиров.

Другое возможное направление решения этой проблемы обозначил Первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Анатолий Рудый в ходе Всероссийского совещания Уполномоченных по правам всех уровней. Он рассказал, что Управлением в настоящее время рассматривается возможность открытия и оснащения родильных отделений при следственных изоляторах.

Если будет принято решение о «переезде» следственного изолятора № 5 в «Новые Кресты», помещения которого оборудованы по последнему слову техники, то следует предусмотреть уже на нынешнем этапе возможность создания там родильного отделения, а также введения ставки педиатра, который сможет обслуживать как новорожденных, так и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых из следственного изолятора № 4.

Все эти предложения продиктованы интересами детей. Так или иначе, но ответственность за то, что ребенок попал в заключение лежит на нас – взрослых. Раз уж это случилось, мы должны сделать все возможное, чтобы это событие не переломало ему судьбу, лишив шанса на полноценное развитие и последующую законопослушную жизнь».

Также по теме «Трудные подростки»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00