Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Детям нужны «близкие взрослые», а не бумажки и формализм

Менее трех месяцев остались до того момента, с которого сиротские учреждения должны будут начать работать по «семейному» принципу. Детский Уполномоченный Петербурга съездила в несколько домов ребенка нашего города, чтобы посмотреть, как проходит подготовка к этому непростому шагу…

Система работы с детьми-сиротами медленно, но верно перестраивается с ориентиром на воспитание в семье. Очевидно, что пока найти мам и пап для всех – задача практически невыполнимая. Какая-то часть детей, оставшихся без попечения, все равно будет воспитываться в учреждениях. Соответственно, изменения должны прийти и туда. Постепенно обсуждения, дискуссии и споры начинают преобразовываться в нормативные документы. С 1-го сентября 2015 года в силу вступает Постановление Правительства РФ № 481*, которое предписывает учреждениям для детей сирот внести ощутимые коррективы в принципы своей работы.

Этой проблематикой Светлана Агапитова занялась еще в 2012 году. Тогда, детский Уполномоченный познакомила вице-губернатора Ольгу Казанскую с проектом «Близкие взрослые», который был разработан учеными Санкт-Петербургского Университета и весьма успешно внедрен на базе Дома ребенка №13. Этот опыт решили представить на городском уровне всем остальным учреждениям такого типа. Однако, перейти на работу по «семейному» принципу предложили по желанию, предполагая, что внедрение новшеств «по приказу сверху» может вызвать противодействие в сложившейся системе. Руководители домов ребенка все изучили, но идеей не «загорелись».


Зато вот на более высоком уровне, информацией о новых формах работы очень заинтересовались – он был представлен в Совете Федерации на семинаре-совещании «Реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». И вот передовой опыт «обернулся» Постановлением Правительства, которое, хочешь-не хочешь, а выполнять надо…


6-й Дом ребенка расположился в тихом месте Васильевского острова, на территории зелено и уютно. Когда приехала Светлана Агапитова, почти все дети вышли на прогулку. Не задействованный в этом процессе персонал был занят сборами на дачу – у этого Дома ребенка такая летняя база сохранилась. Из 50, находящихся сейчас в учреждении воспитанников – 8 инвалидов. За прошлый год на различные формы семейного устройства было передано 43 ребенка, 17 из которых вернулись к биологическим родителям. Кстати, сотрудники домов ребенка не понаслышке знают, что их учреждения все чаще используются из-за невозможности попасть в круглосуточные ясли или сад. Если мама воспитывает ребенка одна, то на полагающееся ей пособие прожить невозможно, а если устроиться на работу – с кем останется ребенок? Они пишут заявление и отдают малыша на полгода «в связи с трудной жизненной ситуацией». Именно такая женщина и находилась в Доме ребенка во время визита Уполномоченного. Все сотрудники говорят, что мама очень хорошая, после смены сразу бежит к ребенку, гуляет, проводит с ним очень много времени. Но иного выхода у нее нет…



Дом ребенка №6 хорошо оборудован, и его специалисты благодарны районной администрации за то, что уделяют им достаточно внимания. С гордостью показывая особые массажные кровати «Сатурн», сотрудники говорят, что такой техники нет больше ни у кого из их коллег. А вот особого энтузиазма по поводу перехода к работе по системе «близких взрослых» никто не испытывает.

Конечно, определенный набор формальных действий произведен – написан план, соответствующие приказы, запрещен перевод детей из групп по возрастам. При этом, понимания как именно перестроится работа у сотрудников явно нет. Каким будет новое штатное расписание тоже непонятно. И хуже того – нет ясности с переподготовкой персонала. А ведь тут, в каком-то смысле потребуется перестройка сознания. Сложно представить, что ровно с 1-го сентября все разом станут «близкими взрослыми», не изучив досконально этот проект и не пройдя обучение. Лето – сезон отпусков, а там уже и сентябрь. Когда планируется осваивать хотя бы теоретическую часть трудов петербургских ученых – не понятно… И забегая вперед, надо сказать, что аналогичная неопределенность есть и в других домах ребенка.




Дом ребенка №4 – один из лидеров по устройству детей в семью. По результатам прошлого года он занял второе место среди своих коллег. Хотя дети здесь всегда были не из «легких». На сегодняшний день из 83 обитателей учреждения – 40% инвалидов.

По оснащенности и оборудованности Дом ребенка тоже ни в чем не уступает учреждениям такого рода, а может чем-то и превосходит. И это не смотря на то, что строился не по типовому проекту, а был реконструирован из обычного детского сада. Но энергия главврача даже при таких невыгодных стартовых условиях, не позволила бы ему оказаться в аутсайдерах. Полтора года назад в 4-м Доме ребенка даже был открыт водный реабилитационный центр.

И, тем не менее, при всей не вызывающей сомнений прогрессивности учреждения, здесь также отсутствует четкое понимание новой системы работы. Изменения пока происходят только в бумагах, а на практике больше вопросов, чем ответов.

К примеру – как управляться с разновозрастной группой, если у каждого возраста свой режим дня? Те, кто будет играть, помешают тем, кому положено спать. Есть вопросы и по штатному расписанию. А как быть с «родительскими» детьми, которые находятся по заявлению о «трудной жизненной ситуации»? Насколько им необходимо формирование привязанностей к «близким взрослым», если у них есть родители?


Примерно те же вопросы возникают и в Доме ребенка №1. Это при том, что организационная часть работы здесь всегда была на очень высоком уровне. Проблемные для многих учреждений моменты, касающиеся установления инвалидности или получения положенных средств реабилитации, 1-й Дом ребенка решает в отлаженном рабочем режиме и затруднений не испытывает. А вот с «Близкими взрослыми», как и у коллег, вся работа пока дальше бумаг не пошла. Вроде они и курс переподготовки готовы пройти – но кто его будет оплачивать?


В ближайшем будущем, в планах домов ребенка лишь повышение квалификации на базе Педиатрической академии, организованное Комитетом по здравоохранению. Программа этого обучения пока неизвестна, но судя по тому, что авторство «Близких взрослых» принадлежит Петербургскому университету, это не подготовка к новой форме работы. Вот и остается гадать: как же с 1-го сентября будет исполняться Постановление Правительства РФ № 481?

«Ни для кого не секрет, как формальным подходом можно исказить любое перспективное начинание, - говорит Светлана Агапитова. – Зная это, я и поехала посмотреть, что происходит у непосредственных исполнителей. Конечно, дома ребенка винить нельзя – они работают в тех условиях, которые создает им вышестоящее ведомство.


За исполнение 481-го постановления в этих учреждениях отвечает Комитет по здравоохранению. Он должен дать все необходимые разъяснения, организовать качественную переподготовку, подготовить образцы стандартных документов, чтобы исполнители четко понимали, что им делать и что от них хотят получить. Работать по принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» ни в коем случае нельзя. Получится, что специалисты будут что-то делать, всячески выкручиваться, а их будут за что-нибудь ругать «для порядка». В результате этого взрослого «спектакля» страдать будут дети.

Я надеюсь, мне удастся убедить руководство этого ведомства в том, что в подобном деле формализм чрезвычайно вреден. Это не только похоронит саму идею «семейной» формы работы учреждений, но и надолго вызовет отторжение у людей, которые могут реализовать эту стратегию. Не хотелось бы, чтобы хорошая идея, которая может многое изменить, превращалась в формальное изображение деятельности на местах».

Вообще, что бы не затеяли «наверху» - рядового исполнителя в регионах удивить трудно. Привыкли. Не даете разъяснений – сделаем формально. И ругать за это невозможно – ведь сделали. Останется только наградить…

В сборнике рассказов «Расстрелять!» Александр Покровский описывает блестящий эпизод из флотской жизни.

Лучший штурман, ползая по «лысому» участку земли, делает гвоздем дырки и засовывает в них пучки травы – командующий был недоволен, что везде есть трава, а тут нет. Проезжающий мимо комдив, оценил идиотизм ситуации и спросил:

– А если б вам рожи приказали на лопухах рисовать?

– Стал бы рисовать рожи, - был ему ответ.

Вскоре этот штурман был назначен флагманским штурманом…

В качестве шутки – история смешная, но когда такой «юмор» появляется в жизни, становится жутковато. Особенно, когда дело касается детей…

______________

*Постановление Правительства РФ *от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Эта история целиком

Также по теме «Дома ребенка»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00