Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Дом ребенка «как дома»

- Как же так, без души к ребенку?

- Слушайте, а зачем вам моя душа? Вам от меня что нужно?
Добрая услуга, я так понимаю. Вот вы ее и имеете, согласно прейскуранту.

Из к/ф «По семейным обстоятельствам»

О том, каким должен быть дом ребенка в будущем, говорят в эти дни на конференции «Профилактика социального сиротства детей раннего возраста в Санкт-Петербурге». Программа рассчитана на два дня – 6 и 7 декабря. Кроме пленарного заседания с выступлениями и докладами предусмотрен обмен опытом на базе Дома ребенка № 13, а так же дискуссионная площадка в формате круглого стола. Основная цель конференции: обсудить на профессиональном уровне пути совершенствования системы учреждений для малышей, оставшихся без попечения родителей. О том, что в этой сфере нужны перемены, говорят и международный опыт, и результаты научных исследований. Этого же требуют основные приоритеты, обозначенные в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Конференция организована по инициативе вице-губернатора Ольги Казанской и Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой. В работе принимают участие представители профильных комитетов городской Администрации, главные врачи домов ребенка и их заместители по воспитательной работе, директора домов интернатов для детей с отклонениями в развитии, а также руководители негосударственных организаций «Петербургские родители», «Родительский мост», «Перспективы», «Солнечный город».


После короткого вступительного слова Ольга Казанская открыла Конференцию и предоставила трибуну детскому Уполномоченному. В своем докладе Светлана Агапитова обозначила существующую проблему и определила те цели, которые диктует время и существующее на сегодняшний день законодательство, как российское, так и международное.

Хорошо отлаженная, выстроенная и неплохо финансируемая система домов ребенка, которая принимает малышей в возрасте от 0 до 4-х лет, оставшихся без попечения родителей, имеет ряд недостатков, которые довольно заметно сказываются на развитии и здоровье детей. Главный изъян – отсутствие того положительного эффекта, который дает воспитание в семье. Ребенка хорошо кормят, моют, переодевают, укладывают спать, но при этом он лишен стабильности и постоянства окружения. В обычном доме ребенка за 2 года воспитанник видит перед собой от 80 до 100 взрослых людей, которые так или иначе с ним контактируют. Между тем, результаты исследований говорят о том, что если привязанность малыша к взрослому прерывалась более 4 раз, то она может больше не сформироваться. Результатом такого проживания в учреждении становятся: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Предотвратить такие последствия можно создавая благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие развитию личности ребенка. Специалисты уже давно конкретизировали основные принципы, которые должны быть реализованы на практике для достижения этой цели: проживание в биологических или социальных семьях; создание предметно-развивающей среды; воспитание детей-родственников в одной социальной семье; разновозрастной принцип комплектации групп в учреждениях; установление и поддержание отношений с кровными родителями и родственниками.

Готовясь к конференции, Светлана Агапитова посетила большинство домов ребенка Петербурга и познакомилась с их работой:

«Условия, в которых находятся дети, в большинстве своем более комфортные, чем те, в которых они жили. То есть детям предоставлено прекрасное питание, комплексное оздоровление, профессиональный уход и реабилитация. В то же время в домах ребенка, в частности, можно увидеть, что за малышом присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию, которые делят между собой обязанности, включая регулярный ночной уход. Ежегодно дети переходят из одной группы в другую, меняя при этом воспитателей, которые осуществляли за ними уход весь предыдущий год.

Конечно, в домах ребенка мы видели малышей, сосущих палец, качающихся на четвереньках или стоя в кроватке. И сколько бы меня не убеждал главврач, что это он так пытается ползти или что музыкальный руководитель его недавно учил танцевать и ребенок просто повторяет движения, мы все прекрасно понимаем, что это означает.

Совершенствование организации деятельности учреждений на всех уровнях, создание условий, приближенных к семейным, для детей всех возрастов – это системная задача, предусматривающая межведомственное взаимодействие государственных и негосударственных организаций, органов опеки и попечительства, государственных органов власти».

Интересной проблемы коснулся в своем выступлении начальник отдела организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению Анатолий Симаходский. Сделанный им анализ позволяет утверждать, что сейчас в домах ребенка находится около 30% так называемых «непрофильных детей». В основном это «родительские» малыши, которых поместили в учреждение временно из-за трудной жизненной ситуации. Дома ребенка относятся к системе здравоохранения и, по мнению Анатолия Семеновича, сюда не должны попадать дети по социальным причинам. На этот вполне справедливый вывод зал отреагировал вопросом: «а куда ж их девать?». Определенного ответа Анатолий Симаходский не дал, сказав лишь, что искать его надо в сфере социального обеспечения, стараясь при этом не изолировать ребенка от родителей. А вот главный детский психиатр Людмила Рубина в своем докладе предложила вполне приемлемое решение – возродить и развивать систему яслей и детских садов с круглосуточным пребыванием. Действительно, такие учреждения позволили бы родителям освободить время для решения своих жизненных трудностей, не теряя при этом связи с ребенком.

Настоящую бурю негодования в зале вызвало выступление председателя правления общественного движения «Петербургские родители» Лады Уваровой. Она зачитала письма некоторых семей, которые усыновляли малышей из домов ребенка. Впечатления от поведения ребенка, подверженного эмоциональной депривации и аутоагрессии, действительно заставляют содрогнуться. И хоть Лада Борисовна и оговорилась, что это не претензии к сотрудникам конкретного дома ребенка, а показатель несовершенства системы, все равно главврачи приняли это на свой счет.

Ольга Казанская призвала участников конференции к более конструктивному диалогу: «Мы собрались, чтобы услышать друг друга. Давайте отойдем от амбиций. Жизнь меняется и нам надо совершенствоваться в ногу со временем».

Вчера все желающие познакомились с особенностями реабилитационной работы в условиях модели «Как дома», реализованной в Доме ребенка №13. Сегодня участники конференции обсудят возможности изменений в системе работы домов ребенка Петербурга «за круглым столом».

«Мне бы очень хотелось, чтобы главврачи заинтересовались моделью «Как дома» не по принуждению нормативных документов, а искренне, от души. Я вижу, что они «болеют» за то, что делают, отсюда и такая острая эмоциональная реакция – у выступающих даже голос дрожит.

Но ведь, это не критика их работы, это констатация того, что пришло время менять систему. А сделать это возможно только вместе и не по приказу, а объединившись общим стремлением улучшить жизнь малышей с трудной судьбой. В этом нелегком деле не обойтись без профессионализма, опыта и знаний сотрудников домов ребенка».

Эта история целиком

Также по теме «Дома ребенка»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00