Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




БЛОГ \

Можно ли обязать родителей лечить ВИЧ-инфицированных детей?

БЛОГ Светланы Агапитовой

За жизнь и здоровье детей несут ответственность их родители, но бывают ситуации, когда государству приходится «вмешиваться в дела семьи» ради спасения ребенка.

Полтора года назад я узнала историю Кристины*, родители которой отказывались её обследовать и лечить. Врачи били тревогу: «У девочки ВИЧ-инфекция 3-й стадии, без лечения болезнь приведет к СПИДу, и тогда спасти ребенка не удастся!». «Не надо вмешиваться в дела нашей семьи, - отвечали им родители. - Мы сами будем решать, как лечить нашу дочь. Альтернативная медицина ничуть не хуже традиционной. Мы заказали ей китайских трав», - со «знанием дела» уверяли они.

Мы собрали экспертов профильных ведомств, чтобы вместе подумать, как повлиять на маму и папу Кристины. Было решено, что Центр СПИД выйдет с иском о принудительном обследовании и лечении девочки. Но судебный процесс сильно затянулся. Родители Кристины шли на различные уловки, чтобы не подпустить медиков к ребенку. Они меняли место жительства, «предъявляли» врачам поликлиники и сотрудникам органа опеки других, здоровых дочерей.

Кристина всё-таки попала в больницу – два месяца назад её госпитализировали по «скорой». Но сейчас уже слишком поздно – болезнь прогрессировала, у девочки СПИД, она весит в два раза меньше положенного, не может самостоятельно передвигаться. При этом родители Кристины до сих пор считают, что лечение ребенку не нужно и не понимают, почему социальные службы, врачи и правоохранительные органы на них «набросились». Они даже предприняли попытку похитить дочь из больницы, чтобы поехать вместе с ней на море.

К сожалению, родители Кристины - не единственные, кто решил отказаться от медицинской помощи. Недавно мне пришлось поучаствовать еще в одной «удивительной» истории.

У юной саратовчанки Анжелики* ВИЧ-инфекцию обнаружили почти сразу после рождения. Девочке назначили лечение, но она его очень плохо переносила. Тогда мама малышки сказала врачам, что не может больше смотреть на страдания ребенка, написала отказ от госпитализации и уехала к родственнице в Санкт-Петербург.

Сотрудники органа опеки Саратовской области получили через суд разрешение на отобрание Анжелики у матери и организацию медицинских процедур. Поскольку девочка с мамой находились в Северной столице, исполнять решение суда пришлось петербургским приставам. Они выяснили адрес проживания ребенка, забрали малышку и передали сотрудникам местной «опеки». Те, в свою очередь, определили Анжелику в Центр социальной и медицинской реабилитации детей им. Цимбалина.

Однако на этом ситуация зашла в тупик: что делать дальше, никто не знал. Решением суда подразумевалось, что обследование и лечение Анжелики должны обеспечить сотрудники «опеки» Саратовской области, но приехать и забрать малышку специалисты не смогли. В то же время поместить иногороднего ребенка на плановое лечение в больницу Петербурга тоже не представлялось возможным – там предусмотрены места только для городских детей.

Тогда сотрудники Центра им. Цимбалина обратились к нам в аппарат за советом, как быть дальше? Я предложила направить малышку в Республиканскую клиническую инфекционную больницу, подведомственную Минздраву России. Поскольку это медучреждение является федеральным, туда приезжают больные малыши из всех регионов страны. Как только были улажены формальные процедуры, Анжелику перевели туда, обследовали и уже пролечили. Спасибо за это врачам Центра социальной и медицинской реабилитации детей им. Цимбалина и Республиканской клинической инфекционной больницы, которые сделали всё возможное для организации лечения Анжелики. Вот что значит неформальный подход настоящих врачей!

Мама девочки, кстати, тоже к нам приходила – жаловалась на службы, которые забрали у неё дочь. Мы рассказали ей, к чему привело поведение родителей Кристины и убедили дать согласие на лечение малышки. Женщина дала обещание не препятствовать выздоровлению дочери, и выполнила его.

Но на этом история не закончилась. Мама Анжелики поначалу целыми днями находилась с дочкой, ухаживала за ней. Потом она стала «пропадать»: уходила и не возвращалась в больницу по нескольку суток. А недавно медикам сообщили, что женщину арестовала полиция, в отношении неё возбуждено уголовное дело по серьезной статье.

Врачи готовы выписать Анжелику на амбулаторное лечение, но отдать девочку некому. Теперь органам опеки предстоит решать судьбу малышки: устраивать её в одно из петербургских учреждений или отправлять домой, в Саратовскую область.

Ко мне обратились активисты, которые просят защитить детей с социально значимыми заболеваниями (такими как ВИЧ, туберкулез, гепатит и т.п.) от родителей, отказывающихся от медицинской помощи. А как это сделать, не «вмешавшись» в дела семьи и не ущемив в правах мам и пап? Можно, конечно, ввести контроль за такими семьями и законодательно обязать мам и пап лечить детей. Но ведь тогда придется в какой-то мере ограничить родительские права. Или, если это продлит жизнь ребенка, то оно того стоит?

*Имя изменено.

Эта история целиком




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00