Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Право на обед для школьников с целиакией

Проблему горячего питания в школе для детей, страдающих целиакией, обсудили на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка.


Ушли в прошлое те времена, когда еда в школьных столовых была однообразной и невкусной. Сегодня их ассортимент не хуже, чем в городских кафе: кому не нравится стандартный «льготный» обед – всегда может выбрать другое блюдо из меню. Правда, есть такие ученики, которые в школе никогда и ничего не едят. И совсем не потому, что они такие привереды.

Более 8 тысяч петербургских детей страдают заболеваниями, требующими особо строгой диеты. Один из этих недугов - целиакия – непереносимость глютена. Такие больные могут чувствовать себя вполне хорошо, если тщательно соблюдают безглютеновую диету. Даже малейшая крупица «запрещенной» еды вызывает серьезные для здоровья последствия. Чтобы избежать этого, их пищу варят в отдельных кастрюлях, выделяют собственные тарелки, чашки, ножи, ложки.

В Петербурге есть детские сады, которые посещают малыши с целиакией. Для них повара готовят еду по специальной технологии. Но ни одна школьная кухня не приспособлена для такой кулинарной специфики – ученикам с 1 по 11 класс приходится постигать науки на голодный желудок.

Год назад Уполномоченный по правам ребенка обращалась в профильные ведомства с просьбой организовать горячее питание для школьников с целиакией, но сдвиги за это время произошли незначительные. Светлана Агапитова решила встретиться с представителями Управления социального питания, Роспотребнадзора, Комитетов по здравоохранению и образованию, и выяснить, что мешает решить эту задачу.

«Безглютенового питания нет в школах не потому, что кто-то принципиально не хочет этим заниматься, – начали объяснять эксперты. – Вопрос намного глубже. Для безопасного приготовления такой еды нужно выделять дополнительные помещения, расширять пищеблоки. В наших школах это просто невозможно устроить. В СанПиНе* сказано, что в специализированных детских садах малышам с патологией положено питание, соответствующее принципам лечебного. Для школ подобного не предусмотрено, значит, надо вносить изменения в СанПиН, а это – Федеральный уровень», - убеждали в один голос они.

«Если у нас есть такие дети, значит, мы должны о них думать, поэтому давайте не будем открещиваться от проблемы, а постараемся найти способы её решения для начала на уровне Санкт-Петербурга», - задала новый вектор разговора Светлана Агапитова.

Уполномоченный предложила несколько вариантов, как можно обеспечить безглютеновым горячим питанием школьников, не прибегая к кардинальным изменениям. По мере их обсуждения «невозможное» стало приобретать вполне реальные очертания.

Чтобы готовить еду в школе, не обязательно выделять специальное помещение. Будет достаточно отдельного стола, шкафа для хранения продуктов и посуды. Но, как объяснили эксперты, не во всех пищеблоках найдется свободное пространство даже для этого. В таком случае, можно ограничиться установкой мультиварки - в ней можно готовить, например, замороженные продукты, выпускаемые в индивидуальных упаковках. Места занимает мало, и резать-шинковать ничего не надо.

Если процесс приготовления еды в школе никак не удастся наладить, можно организовать доставку горячих обедов. Например, из детских садов, которые посещают дети с целиакией: там будут готовить на несколько порций больше, а потом в термопосуде развозить по ближайшим школам.

Кроме того, по договору с городом, петербургские школы обслуживают 17 организаций общественного питания. Быть может, какая-то из этих компаний справится с приготовлением обедов и для детей с непереносимостью глютена. «Если бы у нас кто-то занялся приготовлением безглютеновых обедов, это было очень бы востребовано, - решили эксперты. - Ведь у нас не только в школах, но даже в больницах не всегда есть питание для детей с целиакией».

Осталось выяснить, сколько петербургских школьников нужно будет накормить. «Мы собрали данные по количеству детей, страдающих целиакией, - рассказала начальник отдела технологии, стандартизации и контроля Управления соцпитания Светлана Пискарева, - 344 ребенка учатся в младших классах, и 410 – в старших. Это примерно по 1-2 человека на школу». Но эти цифры, как выяснилось, могут сильно отличатся от реальных, так как не все родители приносят справку о болезни детей. Чтобы решить, как правильнее организовать процесс, нужно достоверно знать число желающих питаться в школах.

«Чтобы перенести гору нужно начинать с маленьких камушков, - подвела итог встречи Светлана Агапитова. – Ближайший план действий мы уже наметили: Управление соцпитания определит, в какую сумму обойдется 1 порция горячего безглютенового обеда, с учетом приготовления, закупки посуды и транспортных расходов на доставку. Комитет по здравоохранению выяснит точное количество детей, которые станут обедать в школе, если там будет организован безглютеновый стол. Мы, в свою очередь, постараемся узнать, кто из предпринимателей или общественников в силах как-то помочь.

Через месяц мы обсудим результаты. И, надеюсь, в ближайшее время дети с целиакией смогут наравне с другими детьми получать «диетическое питание с принципами лечебного» в своих школах».

__________________

* СанПиН 2.4.1.3049-13




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00