Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Виртуальная школа для сибирских кришнаитов

Что знает среднестатистический, непосвященный житель нашего города о кришнаитах? Как правило, воображение рисует веселящуюся пестро одетую толпу в облаке дыма благовоний. Мужчины, преимущественно лысые, бьют в барабаны, беспрерывно танцуя и распевая: «Харе Кришна, Харе Рама!». Пожалуй, все…

Хотя иногда в СМИ появляются материалы, уличающие «Общества сознания Кришны» в деструктивности и даже нарушении детских прав. В Петербурге, правда, таких обвинений не звучало, зато по одной из версий кришнаиты строят в Северной столице целый жилой комплекс, причем продают там квартиры только своим.

А вот что может связывать общеобразовательную школу Петербурга с прихожанами храма «Общества сознания Кришны», затерянного в сибирском поселке? Ну конечно, тяга к знаниям…

Как это часто бывает, началось все с жалобы. Пришла она детскому Уполномоченному одного из регионов Сибири. Автор заявления писал про некую «школу для мальчиков», существующую при Храме «Общества сознания Кришны»…

Приехав в указанное учреждение, защитник прав ребенка действительно обнаружила там восемь мальчиков в возрасте от 2,5 до 15 лет.

«Для их проживания и занятий отведены две небольшие комнаты в доме, который находится в стадии незавершенного строительства. Дети в этой школе проживают постоянно с понедельника по пятницу. Законные представители (родители, опекуны) сообщили, что дети находятся на семейной форме образования», - констатировала сибирский омбудсмен всю неприглядность ситуации.

Здесь нужно пояснить для тех, кто не в курсе. Семейная форма образования предполагает, что за весь процесс и качество обучения отвечают родители. Уровень же знаний подтверждается аттестацией в образовательном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию.

Уполномоченный региона поинтересовалась – как именно мальчики учатся, и выяснила следующее: «Фактически дети проживают в помещении при Храме, где и проходят обучение. Помещение, где занимаются дети, не оборудовано для занятий. С ребятами находятся взрослые служители церкви, которые, с их слов, занимаются с учениками. Соответствующего педагогического образования эти граждане не имеют. С учетом разного возраста программы обучения у детей должны быть соответствующие, однако все занимаются вместе и выполняют одни и те же задания».

Когда же стали смотреть бумаги, подтверждающие, что ребята закреплены за учебным заведением, обнаружилась странность. Оказалось, что в отношении шести детей заключен договор с частной школой, находящейся в Петербурге. Также имеются справки о прохождении ими промежуточной аттестации, но уже в государственной школе нашего города.

Учитывая довольно спорную организацию образовательного процесса, описанную выше, у детского Уполномоченного возникли вполне обоснованные сомнения в качестве получаемых ребятами знаний. Подозрений добавили и петербургские школы, «всплывшие» вдруг в глухой сибирской тайге. Кому понадобилась такая сложная схема, если промежуточные аттестации можно проходить в ближайшей местной государственной школе.

Информацией, полученной в ходе посещения кришнаитской «школы для мальчиков», а также сомнениями в качестве обучения, детский Уполномоченный из Сибири поделилась со своей петербургской коллегой Светланой Агапитовой. Кроме того, попросила на месте проверить соблюдение условий предоставления образовательных услуг. Ну а говоря проще – знают ли в питерских школах, что у них есть такие ученики?

Детский Уполномоченный побывала в обоих образовательных учреждениях – и частном, и государственном. Сибирских ребят там знают, справки о промежуточной аттестации действительно выдавали, и все сопутствующие документы предоставили Уполномоченному по первому требованию. Однако странностей в организации домашнего обучения сибирских последователей Кришны не убавилось, а, скорее даже наоборот…

В общем, схема выглядит так. Родитель заключает договор с частной школой об организации проведения промежуточной аттестации, за что платит около 10 тысяч рублей. Но само коммерческое образовательное учреждение не может ее провести без соответствующей аккредитации. У той частной школы, о которой идет речь, ее, действительно, нет. Но зато есть некий «сетевой договор» с государственным учреждением, которое, имеет не только аккредитацию, но и большую практику в организации «альтернативных форм получения образования», предусмотренных законом РФ. Сей документ определяет, что частная школа реализует образовательную программу как платную услугу, а государственная проводит промежуточную аттестацию ученика за счет средств субъекта РФ. Но вся штука в том, что, как мы уже говорили, ту самую «реализацию образовательной программы», при семейной форме обучения, обеспечивает родитель.

Отсюда и возникает первый серьезный вопрос: какую, собственно, услугу частного образовательного учреждения оплачивает родитель и зачем? Если аттестацию проводит государственная школа за бюджетные деньги, а учат родители, то за что тогда берут 10 тысяч «частники»?

Другой вопрос, еще более интересный: почему все так сложно? Ну ладно, хочет родитель заплатить ни за что – его дело. Но зачем вообще городить весь этот огород с двумя школами, да еще и в Питере, когда можно совершенно спокойно проходить аттестации бесплатно в ближайшем государственном образовательном учреждении своего региона? Справки, подтверждающие уровень знаний за каждый год, нужны для допуска к ГИА (Государственной итоговой аттестацией) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен), и нет никакой разницы – в каком субъекте РФ они выданы.

Если внимательно посмотреть документы, предоставленные школами, проглядывается еще одна странность. Экстерн зачисляется в государственное образовательное учреждение для прохождения аттестации на основании «сетевого договора». Справку с оценками по предметам выдает государственная школа. Но о самой аттестации никаких бумаг нет. Есть лишь выписка из протокола педсовета частного образовательного учреждения о результатах тестирования. В итоге не понятно: а была ли аттестация? Или государственная школа выдала справку на основании тестирования, проведенного на виртуальном портале частной школы?

«Что касается самого факта проживания детей в храме «Общества сознания Кришны», то тут, конечно, предстоит разбираться моей региональной коллеге.

А вот вопросы правомерности такой схемы аттестации мы задали в письме Комитету по образованию Санкт-Петербурга, - говорит Светлана Агапитова. – Уж очень много в этом механизме странностей. Но, кстати, в устном разговоре мне уже сообщили, что образовательное ведомство признало недействительным тот самый «сетевой договор», на котором держится вся эта система взаимодействия частной и государственной школы. Тогда получается, что и все действия, совершенные на его основании, нелегитимны, включая и справки об аттестации. Тогда ребятам придется снова подтверждать свои знания. Но дождемся официального ответа.

Вся эта ситуация говорит о существовании серьезной скрытой проблемы, которую таит в себе семейная форма обучения. Ведь качество образования ребенка зависит только лишь от того, насколько ответственны родители. А если они не окажутся таковыми, то ребенок лишиться права на образование вовсе. Насколько я понимаю, Закон об образовании позволяет не сдавать аттестацию ежегодно, а сделать это прямо перед ГИА за весь предыдущий период. То есть, вполне может произойти так, что полное отсутствие у ребенка знаний школьной программы выявится в 15-16 лет. И что тогда делать? Мы выясним, что родитель безответственно отнесся к своим обязанностям, но упущенного времени и неполученных знаний это ребенку не вернет…»

И еще несколько слов о семейной форме образования с удаленной сдачей промежуточной аттестации. Она широко востребована среди тех российских граждан, которые проживают за границей и не имеют возможности отдать своих детей в консульскую школу. В такой ситуации подобная система абсолютно оправдана и позволяет не лишаться документа о российском образовании.

Есть потребность в такой форме и у тех, чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать школу, а родители имеют достаточную квалификацию и возможности, чтобы дать своему ребенку хороший уровень образования. Тут, как говорится – в добрый путь.

А вот когда практику удаленной сдачи промежуточных аттестаций используют граждане, проживающие в другом регионе РФ, да еще при посредничестве частных образовательных учреждений – возникают вопросы и подозрения. Причем, это вовсе не единичные случаи, а довольно массовое явление. Зачем нужно подтверждать уровень знаний своего ребенка не в своем городе? Закон, конечно, это допускает, но…

Помните, в фильме «Мимино» адвокат главного героя, намекая судье, на то, что «пострадавший» купил справку о побоях, задает вопрос:

«А почему вы взяли справку не в своей поликлинике, а в поликлинике другого района?»

«А какая разница?», - отвечает «потерпевший».

Действительно, с точки зрения закона – никакой. Но…

Также по теме «Образование»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00