Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Нужны ли детям проводники в мир литературы?



Сезон 2017 года Детский совет при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге начал с посещения библиотеки, правда, не совсем обычной. ЦГДБ им. Пушкина на Большой Морской – это настоящий культурно-досуговый центр, где бережно хранят старые традиции и активно осваивают современные технологии. Поэтому читатели сюда приходят не только «за свежей порцией» литературы, но и за новыми знаниями, свежими впечатлениями и, конечно же, душевным общением.

Знакомство с библиотекой началось не с книг, а с … кино. Юные участники Детского совета побывали в настоящем 7D-кинотеатре, где им показали захватывающие дух короткометражные фильмы. А потом для впечатленных школьников провели блиц-экскурсию, в ходе которой рассказали о том, что из себя представляет учреждение, и какие сокровища оно в себе таит.

Неброская фотография в золотом багете оказалась современным планшетом, переворачивая который можно любоваться видами Петербурга разных лет и эпох. Милый динозаврик, стоящий на полке, как выяснилось, не просто игрушка, а роботизированная модель Плео с уникальным искусственным интеллектом: у него свой характер, который формируется в процессе общения с хозяином, он умеет обижаться, радоваться, ласкаться, грустить. Плео непредсказуем, как настоящее животное и любознателен как любой малыш, - и в этом его прелесть!

Здесь же, рядом на полке расположился непонятный серый агрегат, окруженный цветными катушками пластиковых ниток. В действительности, так выглядит 3D-принтер, позволяющий юным гостям библиотеки осваивать последние технологии пространственного моделирования.

Всех без исключения покорил общительный андроид Рыжик. А Светлана Агапитова даже завязала с ним любопытный диалог. Робот не только представился полным именем «Рыжик Рыжиков», но и с готовностью обсудил правовые интересы юных граждан:

- Что ты знаешь о правах ребенка? – спросила Уполномоченный.

- Многое, - отвечал андроид. – Я читал Конвенцию о правах ребенка.

- И какое самое главное право у детей? – уточнила омбудсмен.

- На жизнь, - не растерялась умная машина.



Детский Правозащитник осталась довольна ответами Рыжика и поспешила его похвалить. Андроид в долгу не остался: «Я рад, что Вы рады!», - завершил он диалог.

Однако на этом чудеса техники не иссякли. Ребят ждала викторина от виртуальной пушкинской белочки, знакомство со столом-планшетом и другие любопытные экспонаты.

И всё же, какая библиотека без книг? ЦГДБ хранит около полумиллиона экземпляров, в том числе, уникальных изданий с многовековой историей. Есть здесь и раритетные блокадные коллекции: «В Блокадном Ленинграде люди не только читали, но и выпускали книги», - пояснили экскурсоводы, демонстрируя сборники лирики и прозы советских авторов.

Увлекательное путешествие по учреждению плавно перетекло в брифинг за круглым столом, который юные участники Детского совета посвятили теме «Обязательное чтение или свободный выбор?».

- Как давно вы были в районной библиотеке? – обратилась к присутствующим Светлана Агапитова, пообещав специальный приз тому, кто буквально на днях посещал данное культурное учреждение. Как оказалось, за книгами дети всё-таки ходят, вот только чаще всего ищут литературу по учебе. К примеру, победитель из 661 школы накануне брала «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, потому как на домашних полках классик не обнаружился.

Для души подрастающее поколение тоже читает, что не может не радовать. Но гораздо реже, чем, к примеру, смотрит телевизор или сидит за компьютером. Да и носители информации всё чаще предпочитает электронные, нежели бумажные. В этой связи родился вопрос о высокотехнологичных учебниках: «Правда, что скоро они заменят обычные?», - поинтересовались у компетентных специалистов-библиотекарей юные участники обсуждения. Взрослые пояснили, что разговоры об этом ведутся давно. Более того, ряд образовательных организаций (даже петербургских) уже активно практикует такой опыт. Однако делать далеко идущие прогнозы еще рано, поскольку книгоиздательство – процесс сложный, это целая индустрия. И вряд ли она просто так сдаст свои позиции.

Говоря об электронных книгах, не обошли стороной и ресурсы, на которых их чаще всего ищут. Самая большая кладовая русскоязычной литературы – «ЛитРес», но далеко не все издания выложены в бесплатном доступе. И в этой связи обнаруживается еще один плюс дружбы с детскими библиотеками – читатели могут получить неограниченный доступ фактически ко всем размещенным там изданиям.

Отдельный сложный вопрос – выбор книги. Со школьной программой всё понятно – это четко устоявшаяся за многие годы система, которая, возможно, не такая гибкая, как хотелось бы, зато «одобренная и полезная». Со свободной литературой ситуация обстоит сложнее. В море книг без проводника утонуть легко. Или «наглотаться» бесполезных, если не сказать вредных, мыслей и знаний. Как сориентироваться юному читателю?


Уполномоченный напомнила про идею Президента сформировать некий перечень из 100 литературных произведений, обязательных к прочтению. Инициатива многим понравилась, однако итоговую версию мало, кто видел - юные участники обсуждения о ней тоже ничего не знали. Да и как можно создать универсальный список шедевров? Восприятие у всех индивидуальное...

Дети озвучили альтернативный путь - создать единый сайт, где будут собраны аннотации всех книг, чтобы читатель мог ознакомиться с краткими отзывами и самостоятельно выбрать подходящие. Такая мысль специалистам пришлась по душе, вот только воплотить в жизнь ее непросто: «Над этой проблемой думают многие библиотеки мира, - пояснила заместитель директора ЦГДБ им. Пушкина Наталия Храмцова. – Книг очень много, информации о них – еще больше. Как собрать всё воедино?». У специалистов возник встречный вопрос к ребятам: «Чьему отзыву вы доверяете больше: экспертов, учителей или сверстников?». Мнения юных участников дискуссии разошлись. Никто не отрицал весомости профессионалов, и всё же многие стараются прислушиваться к советам именно друзей, родителей, - одним словом, ближайшего окружения.

Рекомендацией педагога или библиотекаря тоже многие готовы воспользоваться. «Нам ведь нужно от чего-то отталкиваться, - рассуждали ребята. – Не хочется хватать первую попавшуюся книгу и потом разочароваться…». В качестве примера был приведен «модный роман» о проблемах девочки-подростка: «Это такой бред», «читать невозможно», «язык корявый», - звучали мнения школьников. Но, несмотря на столь суровую читательскую критику, практически все участники заседания слышали про это произведение и были знакомы с его содержанием! Вот тебе и рекомендации сверстников…

Сотрудники библиотеки рассказали о том, как их коллеги из Москвы борются с подобными «графоманством»: собирают перечень «плохих» книг, который так и называется «Остерегайтесь, книга!». В него регулярно вносятся подобные «антишедевры», хотя, конечно, с мнением специалистов юные читатели могут поспорить.

«Может, такой список наоборот, привлечет школьников? – начала рассуждать Уполномоченный. – Ведь запретный плод сладок». И здесь сложно возразить: для подростков, как известно, всё, что «нельзя» - интересно, а всё что «можно и нужно» - отталкивает. К примеру, новость о том, что Гарри Поттера могут включить в школьную программу, вызвала бурное оживление среди участников встречи. Однако мысль о том, что по любимой многими книге придется учить уроки, энтузиазма сразу поубавила: «Читать – да, интересно, но писать по нему сочинения – это уж перебор…».

Так может, школьное чтение неинтересно как раз потому, что является принудительным? Специалисты согласны – «обязаловка» может вызвать отторжение и нелюбовь к той же классике, тем более, что современному ребенку, далекому от эпохи 19 века и его нравов, действительно сложно понять внутренние терзания Анны Карениной и беспричинную апатию Обломова. Но именно такие произведения формируют вкус, который позволит распознавать некачественную литератору.


«Преступление и наказание» вполне реально преподнести как увлекательный детектив. А гоголевские повести - как мистический триллер. Важна заинтересованность педагога. Если учитель хороший – уроки никогда не будут скучными», - убеждены профессионалы.

Кстати, учитель-словесник вполне может по своему усмотрению трансформировать школьную программу, учитывая пожелания детей: менять одни книги на другие, включать современных авторов и т.д. Но для этого нужно, как минимум, чтобы педагог сам знал эти произведения и мог сделать правильный выбор. Иначе это будет не проводник в мир литературы, а слепой поводырь…

Светлана Агапитова: «ЦГДБ им.Пушкина – уникальное место, и я убеждена, что после такого интересного знакомства многие наши ребята захотят сюда вернуться. Кто-то, кстати, собрался отмечать здесь 14 февраля День книгодарения. А кто-то даже решил записаться в волонтеры.

В ходе встречи мы подняли много интересных тем. Главный вывод - читать нужно. С этим утверждением дети не спорят, даже несмотря на скептическое отношение к урокам литературы. Более того, у школьников есть потребность обсуждать прочитанное – прозвучало предложение организовать тематические вечера, чтобы делиться своими мыслями со сверстниками. А где говорить о книгах, как не в библиотеке?

Члены детского совета убеждены, что повысить популярность данных учреждений вполне возможно. Для этого нужно вести активную работу с читателем: привлекать целевую аудиторию через социальные сети, набирать команду юных активистов-волонтеров, проводить массовые мероприятия и открытые встречи с интересными людьми. Только тогда молодежь увидит, что библиотека – не просто книгохранилище, а доступный культурный центр, где можно весело и с пользой провести время».



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00