Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Обучение и образование – не одно и то же

Давно прошли те времена, когда на студенческую стипендию можно было хоть не богато, но жить целый месяц. Сегодняшних выплат хватит разве что на проездной билет. Правда, даже эту скромную материальную поддержку получают не далеко все. И для сирот это настоящая проблема…

«Школьные тройки»

Ибрагим* никогда не входил в число отличников. По мнению опекуна Ольги Валерьевны*, главная причина отставания в учебе – отсутствие мотивации и обилие точных наук, которые давались подростку с превеликим трудом: «Мы надеялись, что в колледже всё изменится, ведь там акцент ставится на профильные предметы, которые ему действительно интересны». Приемная мать оказалась права: Ибрагим сразу же выбился в лидеры по успеваемости, однако смыть «клеймо» школьного троечника парню так и не удалось. И выяснилось это после первого же начисления стипендии, когда новоявленный студент, несмотря на все старания, не получил ни копейки.

Как оказалось, петербургские студенты колледжей и учреждений начального профессионального образования, имеющие в аттестатах удовлетворительные оценки, в первом полугодии выплат не получают**. В итоге, Ибрагим, вместо того, чтобы сконцентрироваться на учете, побежал подрабатывать в соседнее кафе.

«Колледж – это новая страница жизни, другая ступень. Но кто-то уже будет иметь карманные деньги, а кто-то – нет. Это антистимул для системы профтехобразования, потому что вместо получения профессии ребята рвутся зарабатывать неквалифицированным трудом», - рассуждает Ольга Валерьевна и просит Уполномоченного заступиться за студентов, изначально поставленных в неравное стартовое положение со сверстниками.

«Слушатели, а не студенты»

О том, что можно обучаться, не образовываясь, семья Максимовых* узнала опытным путем, когда их опекаемая дочка Наташа* осталась не только без стипендии, но и без мер социальной поддержки, положенных сироте.

Девочка 8 лет училась в коррекционной школе по программе VIII вида (для детей с легкой умственной отсталостью), потом поступила в колледж на специальность «Изготовитель художественных изделий из лозы». Но, в отличие от других прилежных студентов, стипендию Наташа ни разу не получала: ни академическую (по успеваемости), ни социальную (по сиротству).

«Как нам объяснили, ученики после 8 класса – не студенты, а слушатели. И стипендия им не положена», - жалуются Максимовы Уполномоченному по правам ребенка.

И действительно, федеральный закон*** вносит четкое разделение. Есть учащиеся, которые получили общее образование (9 классов), подтвердили его на государственной итоговой аттестации и теперь пришли в колледж или лицей за профессией. А есть такие, как Наташа: училась по адаптированной программе, вышла после 8 класса со справкой и теперь осваивает профессиональную компетенцию (то есть, получает навык, а не образование).

И те, и другие имеют право обучаться профессии рабочего или служащего. Принципиальная разница в том, что первой группе лиц (студентам) выдается диплом, а второй (слушателям) – свидетельство без повышения уровня образования. Поэтому первым платится стипендия, а вторым– нет.

«Недоучившиеся остаются без компенсации»

Есть еще один ощутимый в материальном плане минус для «слушателей». Сирота Алиса Серова* пришла за помощью к Уполномоченному после того, как ей отказали в единовременной компенсации - денежном пособии на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря.

Для получения данной меры социальной поддержки сиротам и гражданам из их числа нужно предоставить, помимо прочего, документ об окончании государственного образовательного учреждения. Алиса, как и Наташа, училась в коррекционной школе и ушла после 8-го класса. Следовательно, итоговые экзамены не сдавала и аттестат не получала.

Опекуны очень переживали за ребенка и, пытаясь защитить ее права, дошли до уровня правительства города! Однако профильный Комитет по социальной политике был неумолим: «Принимая во внимание, что А.С. не получает среднее профессиональное образование, право на назначение денежного пособия и денежной компенсации на нее не распространяется».

В аналогичной ситуации оказался Саша Чернов*. У парня нет ни медицинских диагнозов, ни ограничений по здоровью, но школу он не любил никогда. Именно по этой причине подросток «завалил» экзамены в 9 классе и пошел учиться на слесаря. В итоге, лицей получил талантливого юного техника, а сам парень лишился не только диплома в будущем, но и денежной компенсации в настоящем. Потому как «лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы, выдается справка об обучении» ****, которая не позволяет претендовать на данную меру социальной поддержки. И единственный сценарий, который мог бы исправить положение, - доучиться в Центре образования, сдать ГИА и продолжить развитие в профессиональном плане – уже не как слушатель, а как настоящий студент.

Светлана Агапитова: «Перечисленные выше случаи, к сожалению, не единичны. На региональном уровне удалось решить только проблему «троечников». Мною было направлено ходатайство председателю Комитета по науке и высшей школе с просьбой внести изменения в действующее Постановление**, уравняв в правах студентов профессиональных образовательных организаций. И, судя по ответу ведомства, предложение принято и согласовано без замечаний. Если всё будет стабильно, уже в следующем учебном году ребята начнут получать стипендию в первом семестре, вне зависимости от оценок в аттестате.

В остальных примерах идет речь о федеральном законодательстве, которое куда мене гибкое, чем региональное. Я убеждена, что учащиеся сироты не должны лишаться государственной помощи ни при каких обстоятельствах, поэтому обратилась к Вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой уравнять в правах на материальную поддержку студентов и так называемых «слушателей».

Министерство финансов, куда было перенаправлена наша инициатива, сообщило, что правительство пока не готово принять на себя дополнительные материальные обязательства. Но мы продолжим поиск решения данной проблемы».

*Имена изменены

** п.2.1 Порядка назначения и выплаты стипендий и оказания мер материальной поддержки студентам, обучающимся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 августа 2015 №747 «О мерах стимулирования и иных мерах материальной поддержки студентов, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования Санкт-Петербурга).

*** Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"

****ответ Председателя Комитета по социальной политике А.Ржаненкова Уполномоченному по правам ребенка в СПб 02-3093 от 20.11.2015



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00