Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Русские семейные игры в прятки

Ревность, развод, побег, поиски, полиция, приставы – обязательный набор элементов любой истории, в которой родители делят детей. И все-таки, несмотря на сходство общих черт, «каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

-Моих детей только что украли из детского сада на глазах шокированных воспитателей! – взволнованно сообщил мужчина, вбежавший в приемную Уполномоченного по правам ребенка.

-Вам нужно срочно обратиться в полицию, - сказали ему.

-Я только что оттуда, - печально ответил он и, немного успокоившись, рассказал свою грустную историю.

Оксана* и Тимур* были женаты больше шести лет, растили дочку и сына. Женщина работала юристом в крупной компании, часто ездила в командировки, регулярно задерживалась по вечерам. Отсутствие дома жены вызывало недовольство и ревность Тимура. Ссоры выливались в скандалы, с взаимными упреками и обвинениями. Однажды, вернувшись из очередной командировки, Оксана обнаружила дома записку: «Раз тебе не нужна семья, мы не будем мешать твоей жизни». Вещей мужа и детей в квартире не было. Вести конструктивный диалог с женой мужчина отказывался.

К расставанию с мужем Оксана морально подготовилась, а вот детей терять не хотела, поэтому подала заявление о разводе и установлении их места жительства. Суд постановил, что до принятия окончательного решения, Луиза* и Андрюша* должны жить с мамой, но при этом регулярно общаться с папой. Оксана, больше месяца не видевшая малышей, в тот же день забрала их - прямо из детского сада. Узнав об этом, Тимур направился к Уполномоченному по правам ребенка.

С того момента прошло почти два года. Уполномоченный все это время пыталась урегулировать отношения в семье, призывая мать и отца думать в первую очередь о том, как их действия отражаются на здоровье и психике детей. Светлана Агапитова попросила специалистов органов опеки, в меру их полномочий, повлиять на родителей, с семьей работали психологи службы медиации при Уполномоченном.

Встречаться с мужем даже в присутствии сотрудников аппарата Оксана категорически отказывалась. И всё же на какой-то период отношения супругов удалось нормализовать. Тимур, согласно установленному графику, забирал к себе и возвращал Луизу и Андрея. Чтобы избежать личной встречи с мужем, Оксана на время его приезда уходила из дома.

В конце декабря у Андрюши был день рождения. Чтобы порадовать сына, Тимур устроил праздник в парке развлечений. В конце дня отец заметил, что у дочки покраснел глаз. Он отвез Андрея домой и, поскольку Оксаны в квартире не было, он решил сам показать Луизу к врачу. После осмотра ребенка госпитализировали. Узнав об этом, мать попыталась забрать дочь и перевезти в другую больницу. Но доктора и муж ей этого не позволили. После выписки Оксана стала требовать вернуть Луизу домой.

- Не будет этого! - отвечал Тимур. - Ребенку нужно лечение, а ты, вместо того, чтобы заниматься здоровьем детей, устраиваешь личную жизнь!

-Ребенок здоров, а твоё лечение – надуманное, – парировала женщина. -Ты просто ищешь повод мне отомстить. Верни Луизу домой, иначе ты не увидишь сына.

Тимур предложил увидеться, чтобы обсудить ситуацию лично. Оксана согласилась. Она пообещала привезти на встречу Андрея, если он приедет с дочкой. Но вместо сына Оксана привела с собой двух мужчин. Они схватили Тимура, а в это время жена забрала Луизу и унесла её в неизвестном направлении.

После этого ни Оксану, ни детей Тимур не видел. Телефон жены не отвечал, в её квартире жили посторонние люди, на судебные заседания вместо неё приходил адвокат, на работе сообщали, что она уволилась.

Тимур снова обратился к Уполномоченному: «То, что моя пока еще жена не соблюдает установленный судом порядок общения, это еще полбеды. Но ведь она нарушает права детей на общение с отцом. Кроме того, малышей не водят в сад, они не посещают кружки, не контактируют со сверстниками. А больше всего меня беспокоит то, что Луиза должна была пройти медикаментозный курс лечения, а потом повторно сдать анализы. Если не долечить ребенка, возможны осложнения. А я совсем не уверен, что Оксана выполняет рекомендации врача».

Бракоразводный процесс длился почти год. Учитывая то, что все это время мать злоупотребляла родительскими правами, препятствовала встречам детей с отцом, скрывала их местонахождение, игнорировала заседания и психолого-педагогическую экспертизу, суд вынес решение: супругов развести, детей оставить жить с отцом.

Но даже имея законное право, де-факто Тимур не мог воссоединиться с детьми. Ему пришлось снова обратиться к Светлане Агапитовой: «Помогите! Решение суда есть, но оно не исполняется»!

К поиску детей Светлана Агапитова подключила службу судебных приставов, полицию, прокуратуру, следственный комитет. В ходе розыскных мероприятий удалось выяснить, что дети Тимура живут в Черногории. Несмотря на то, что заграничные паспорта Луизы и Андрея были аннулированы, Оксана смогла оформить новые документы, и увезти сына и дочку в Европу. Уполномоченный по правам ребенка обратилась к Послу РФ в Черногории с просьбой помочь установить точное местонахождение детей Тимура.

Но отец выяснил это раньше, даже приезжал повидаться с сыном и дочкой. Забрать их силой Тимур не решился. Он хочет, чтобы возвращение детей домой было цивилизованным и законным.

«Сейчас мы ждем ответ Полномочного Посла в Черногории, - рассказывает Светлана Агапитова, – после чего обратимся в компетентные органы этой страны с просьбой о содействии в исполнении решения российского суда и передаче детей отцу.

К нам ежегодно поступают порядка 200 обращений от отцов и матерей, которые не могут «поделить» общих детей. Как показывает практика, такие конфликты заканчиваются успешно, только если родители находят в себе силы решить их мирным путем. Если на досудебном этапе прийти к консенсусу не удается, то и потом изменить ситуацию чаще всего не получается. Уголовное наказание за невыполнение решения суда не предусмотрено, а суммой административного штрафа нарушителя не напугать и не образумить».




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00