Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Экспертный совет: психологи в больницах нужны не меньше, чем врачи


Сегодня в конференц-зале Уполномоченного по правам ребенка состоялось очередное заседание Экспертного совета. Светлана Агапитова обсудила с руководителями детских городских больниц необходимость создания служб психологической помощи на базе их лечебных учреждений.

«Есть ли у кого-либо из присутствующих сомнения в том, что такая служба нужна?» - начала совещание Уполномоченный. Врачи единодушно ответили: «Нет».

И здесь встает другой вопрос: как эти службы организовать?

Казалось бы, что тут сложного: любой главный врач, осознающий потребность в таком сотруднике, как психолог, может пригласить его на работу. Увы, это не совсем так. Ставки специалистов многопрофильных стационаров устанавливает Министерство Здравоохранения. И психолог в перечень необходимых специалистов не входит.

Тем не менее, в Детской городской больнице №1 такой специалист существует. Ирина Аринцева уже 9 лет трудится в штате учреждения. И работы у нее более, чем достаточно – приходится буквально «разрываться» между отделениями.

«Я много лет работала детским хирургом, но потом переквалифицировалась в детского психолога, - рассказывает Ирина Александровна. – Ставка такая появилась в больнице случайно – она была заложена в клиническом отделении, но ее никогда никто не занимал. Только на отделении гематологии были психологи – из благотворительных организаций…».

Сейчас расписание больничного психолога строится по принципу «Работа по вызову». Если помимо физического здоровья врачи обеспокоились и психологическим состоянием маленького пациента, подключают Ирину Александровну:

«Конечно, основной объект психологической помощи – больной ребенок. Но в поддержке могут нуждаться все участники лечебного процесса: и родители, и даже медицинский персонал. Ведь мы все находимся в тесном взаимодействии друг с другом…».

Главных направлений работы три:

Представители ДГБ №1 не смогли припомнить ни одну другую больницу, где еще трудился бы штатный психолог. Разве что Центр трансплантации имени Раисы Горбачевой, где есть три такие ставки.

Константин Тихонов, заместитель Главного врача по медицинской части ДГБ №19 им. Раухфуса сразу задал вопрос: «Если такая должность не закреплена законодательно, как она должна оплачиваться?».

По словам начмеда, ДГБ №19 уже полностью перешла на работу с ОМС, средства получает исключительно от страховых компаний за оказанные медицинские услуги. Если нет стандартов, предусматривающих работу психолога, где искать деньги на оплату этой помощи?

Заместитель Главного врача ДГБ №1 Павел Коренев возразил коллеге: «Введенную в штатное расписание должность психолога можно утвердить через Комитет по здравоохранению. Если решаем, что служба нужна, можно выделять ставки».

Константин Тихонов не совсем согласился с приведенным аргументом: «Да, но оплата ведь идет из общего Фонда. И эти деньги я «отрываю» от тех же нейрохирургов!».

ДГБ №15 им. Цимбалина изначально планировалась как медико-социальный центр, поэтому в ней изначально были учтены ставки психологов, социальных работников и воспитателей – всего 20.

К сожалению, предусмотреть такой вариант для каждой больницы не представляется возможным.

Но можно взять на вооружение другой удачный опыт – ДГБ №5 им. Филатова.

В больницу №5 нередко попадают дети и подростки с тяжелыми не только физическими, но и психологическими травмами. Тело ребенка лечат штатные врачи, а душу – психологи из НКО «Врачи детям». Это стало возможно, благодаря общественно-государственному трехстороннему соглашению между администрацией больницы, отделом социальной защиты Фрунзенского района и общественной организацией.

Отделение расположено на территории больницы и «живет» по больничному уставу. А ставки выделяет и оплачивает районный отдел социальной защиты. Он же утверждает программу работы.

«Изначально мы планировали оказывать помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, но потом стали работать и по другим случаям, - рассказывает Светлана Суворова, исполнительный директор НКО «Врачи детям». – Первое время было довольно сложно изменить скептическое отношение врачей к психологам. Но потом всё вошло в нужную колею…».

Сейчас у каждого врача ДГБ №5 есть бланк, на котором он просто пишет имя, фамилию и ставит «галочку» - какая помощь, по его мнению, требуется ребенку. А проблему уже выявляет и работает с ней другой специалист - психолог.

Общественная организация в данном случае выступает не просто как связующее звено между двумя сферами: социальной и здравоохранения. «Врачи детям» также следят за качеством предоставляемых услуг, доплачивают неполные ставки, финансируют дополнительное обучение специалистов и пр.

Похожая модель взаимодействия выстроилась и в Калининском районе – в родильном доме №17. Центр помощи семье и детям, общественная организация и лечебное заведение совместно занимаются профилактикой отказов от новорожденных детей. В роддоме с мамами работают психологи, которые после выписки их передают на сопровождение в соцзащиту.

Руководители детских городских больниц положительно оценили данный опыт.

Однако, Светлана Агапитова обратила внимание присутствующих, что пока это лишь отдельные случаи. Уполномоченный предложила всё-таки подумать над созданием единой системы таких стационаров на государственной основе:

«Хорошо, что есть благотворительные организации, готовые помочь. Но рассчитывать только на них постоянно, наверное, не стоит. Нужно, чтобы инициатива исходила от государства. Может, нужно обсудить вопрос закупки услуг у тех же НКО, которые уже зарекомендовали себя с положительной стороны?».

«Очень многие выпускники и сотрудники нашего факультета работают в уже созданных службах, – отметил Рифкат Мухамедрахимов, заместитель декана Факультета психологии СПбГУ. – Мне нравится проект взаимодействия c Комитетом по социальной политике. Но это не мешает нам обратиться за поддержкой в Комитет по здравоохранению».

По мнению заместителя декана, прежде, чем вести разговор о создании полноценного отделения психологической помощи, нужно разработать Положение о работе этой службы. Один такой документ уже есть в ДГБ №1 – по нему, как раз, работает Ирина Аринцева.

«Видимо, речь должна идти всё-таки о неком типовом, унифицированном Положении для представления в Комитет по здравоохранению, - предложила Уполномоченный. - Ведь у каждой больницы своя специфика, которую нужно учитывать. А количество ставок и прочие детали нужно прорабатывать уже потом индивидуально для каждого учреждения. Ведь потребности у всех разные».

Но, как сообщил Андрей Жуков, заместитель главного врача ДГБ №15 им. Цимбалина, даже у них есть потребность в дополнительных ставках:

«По штату, нам положены два психолога, но их не хватает. Ведь каждый специалист у нас работает только с определенной возрастной группой. Поэтому мы взяли еще двоих сотрудников, оформив на другие ставки. Но это тоже не выход, поэтому мы за расширение штата. К тому же мы не получаем никаких надбавок за работу с детьми-сиротами и т.д.»...

Елена Андреева, куратор БФ «Наше завтра», предложила обсудить этот вопрос в индивидуальном порядке: «Мы специализируемся на помощи детям-сиротам и готовы помочь».

Возвращаясь к разработке Положения о психологической службе, Рифкат Мухамедрахимов заявил, что Факультет психологии готов взять на себя разработку типового документа, предусмотрев его вариативность:

«Когда будет согласовано единое универсальное Положение, мы можем проработать для каждой детской больницы свой, с учетом ее особенностей.

Кроме того, мы готовы наполнять отделения психологической помощи специалистами и осуществлять супервизию – контроль за качеством их работы».

«И снова речь идет о межведомственном взаимодействии, - подвела итог Светлана Агапитова.

У нас уже есть два разных Положения – ДГБ №5 и ДГБ №19. Нужно их проанализировать, составить универсальный вариант и внести его на рассмотрение в Комитет по здравоохранению.

Если есть оперативная потребность в сотрудниках-психологах (как, например, в ДГБ №1), будем пока обращаться за помощью к благотворительным организациям. Но всё-таки нужно стремиться к государственному финансированию этой службы».

Все комментарии (2)

(Мысли вслух) 1-Хороший врач любого профиля ВСЕГДА является психологом.

2- Голикова не является врачом. Голикова не является психологом. Голикова- хороший счетовод. Но это ли качество необходимо министру здравоохранения???????

3-Факультет психологии СПбГУ последние десятилетия специализируется на подготовке политологов. (Без комментариев..)

ciklon16 декабря 2011 г. 02:21

(ворчливо) По штатному расписанию этого самого комитета в каждом садике должен быть врач или медсестра. А в садике, который посещает моя внучка- его нет...Комитетов с комиссиями великое множество ( причем дублирующих друг друга) , однофамильцы то тут то там рассредоточились по кабинетам, наплодили ГОУ для создания почти киношной массовки для подсчитывания баллов (!), а врача нет!!! Ау, Минздрав и комитеты с комиссиями! В собственных ставках и окладах порядок наведите! И попробуйте кадры подбирать по профессиональным качествам, а не по родственным связям...(((

ciklon16 декабря 2011 г. 01:59




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00