Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

«Обеспечение защиты ребенка – ответственность каждого»


13-14 ноября 2017 года в Москве состоялся Всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства», организованный Минобрнауки РФ при участии Московского государственного психолого-педагогического университета и благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. В течение двух дней эксперты делились опытом лучших отечественных и международных социальных практик, межведомственных моделей работы в сфере детства и социальной инфраструктуры для уязвимых категорий детей. Петербург на форуме представляла Уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова.

В первый день работа проходила в рамках 13 дискуссионных площадок при участии представителей органов государственной власти и международных специалистов. Светлана Агапитова выступила в качестве модератора тематической площадки «Право ребенка жить в кровной семье. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приветствуя участников беседы, депутат Государственной Думы РФ Лидия Антонова отметила, что при работе с кровными семьями крайне важно играть на опережение – то есть не дать семье дойти до того рубежа, когда ребенок теряет своих родителей. Одна из действенных технологий в этом плане – раннее изучение семьи.

Об успехах и сложностях решения проблемы сиротства в РФ рассказала Эльвира Гарифулина, руководитель программы «Семья и дети» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Она привела показательную статистику: 600 тысяч детей в России относятся к категории сирот и оставшихся без попечения родителей, из них 92% проживают в семьях. Это неплохой показатель, особенно в сравнении с практикой десятилетней данности – тогда в семьях проживали максимум 75% сирот. К тому же, по данным опроса ВЦИОМ, изменилось отношение наших сограждан к сиротству: 81 % россиян уверены, что детям будет лучше в приемной семье, чем в учреждении. Количество детей, состоящих на учете в государственном банке данных, за последние четыре года снизилось в два раза. Но международное сообщество по-прежнему оценивает реализацию прав ребенка в нашей стране довольно низко: так, по индексу прав ребенка, России занимает 144-е место из 163-х.

Специалист затронула и тему реформирования сиротских учреждений. Проверка Общественной палаты показала, что только 61% из них готовы работать новых условиях. Но на практике реально соответствуют 481-му Постановлению лишь 30%.

«Дело в том, что многие организации по-прежнему воспринимают реформирование как хозяйственную, а не содержательную деятельность, – подчеркнула Эльвира Гарифулина. – Поэтому часто ссылаются на несоответствие ресурсов и предъявляемых требований. Но, по-моему, как раз важны не стены, а то, что скрывается за ними. Система мониторинга и оценки должна быть доработана, чтобы появились качественные изменения, видимые социальные результаты. Связующим звеном в этой цепочке должно стать благополучие ребенка».

Светлана Агапитова представила доклад на тему «Опыт Санкт-Петербурга в реализации политики детствосбережения с привлечением НКО». Уполномоченный отметила, что в процессе деинституализации детей-сирот одну из ключевых ролей играют именно НКО.

«Вектор, заданный Национальной стратегией, по сути означает трансформацию не только учреждений, но и сознания – как общества, так и людей, работающих в социальной сфере, – считает Светлана Агапитова. – В выполнении этой непростой задачи без смелости, энтузиазма и новаторства НКО просто не обойтись. А роль детского Уполномоченного я вижу в поддержке и продвижении прогрессивных идей и технологий в государственную систему соцобеспечения».

В своем выступлении детский омбудсмен провела обзор проектов и программ деинституализации различных НКО, действующих в Петербурге. Условно они разделены на три направления: устройство детей в семьи, профилактика отказов и неблагополучия и создание семейной атмосферы в учреждениях.

Говоря о реализации 481-го Постановления, Светлана Агапитова напомнила, что этот документ родился из петербургского опыта дома ребенка №13. В прошлом году сотрудники аппарата и представители общественных организаций в составе экспертной группы принимали участие в мониторинге 41 сиротского учреждения. Сейчас началась проверка исполнения дорожных карт.

«Мы все понимаем, что есть категории детей, которых невозможно вывести из детского дома по причине возраста, состояния здоровья и так далее, – отметила Уполномоченный. – Но, если для ребенка не найти семью, надо ее создать там, где он находится. С октября 2015 года петербургский Благотворительный фонд «Дети ждут» при поддержке нашего аппарата проводит обучение сотрудников сиротских учреждений по уникальной программе «Дом для ребенка», которая основана на многолетней научной работе ученых СПбГУ. За год подготовку прошли более 500 человек из девяти домов ребенка; сейчас это все внедряется в работу».

Детский Правозащитник также обратила внимание и на трудности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации: постоянно растет список требований, предъявляемых государством к НКО, вследствие чего возрастает и административная нагрузка. Ситуация усложняется отсутствием критериев оказания услуги, проблемой с помещениями и договорами аренды, тяжелым для НКО налогообложением. Не списаны со счетов и финансовые проблемы. Несмотря на то, что сейчас активно формируются реестры социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления закупок, стоимость услуг, оплачиваемых из бюджета, гораздо ниже, чем затраты НКО на них. К тому же, некоторые услуги находятся в межведомственном пространстве и непонятно, какое ведомство должно их оплачивать. Поэтому Уполномоченный полагает целесообразным провести в субъектах РФ мониторинг реализации данной формы поддержки, чтобы оценить, какое количество социальных услуг передается НКО и как оплачивается.

«Требуется особый подход государства к НКО, так как иначе у нас не будет развития гражданского общества», – уверена Светлана Агапитова.

Коснулась Уполномоченный и главной темы форума – реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

«Мы решили выяснить: а знают ли дети о существовании самой стратегии? И обратились с этим вопросом к активным участникам Детского Совета при Уполномоченном по правам ребенка, – рассказала Светлана Агапитова. –Оказалось, что из двенадцати человек, десять о ней даже не слышали. Хотя в течение года, участвуя в заседаниях, обсуждают актуальные вопросы: «Как подростку подружиться с «особым» сверстником?» «Нужны ли современным детям библиотеки?» «Должны ли родители читать переписку ребенка?». Это, конечно, вопрос личного восприятия. Но приходится признать, что одна из основополагающих целей не достигнута: дети не только не чувствуют себя участниками процесса, но и о самом документе, предписывающим сделать их таковыми – не слышали».

В связи с этим омбудсмен предложила обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением провести в день знаний в образовательных организациях России тематический урок, посвященный Десятилетию детства.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Ирина Романова рассказала о развитии законодательства в сфере преодоления социального сиротства. По данным Департамента, сейчас в банке данных находятся 51 500 детей, из них 77% – подростки, 49% – сиблинги, 32% – инвалиды. При этом общее число детей в банке данных за последние десять лет сократилась в десять раз: с 168 тысяч в 2007-м до 51,5 в текущем 2017-м.

Среди наиболее значимых достижений Ирина Романова отметила внесение изменений в 44-й ФЗ, благодаря которым организации для детей сирот могут приобретать у единого поставщика услуги и товары на сумму не выше 400 тысяч рублей. Еще одной важной вехой стало принятие поправок в закон «О государственном пенсионном обеспечении» – в результате дети, чьи родители неизвестны, с 1 января 2018 будут получать социальную пенсию по потере кормильца в размере 10 тысяч рублей. Напомним, что за право «подкидышей» получать эту меру социальной поддержки Светлана Агапитова боролась с 2012 года.

В части законотворчества, по словам Ирины Романовой, одним из ключевых является вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В частности, Минобранауки планирует взять на себя полномочия по определению порядка предоставления жилья при смене сиротой места жительства (сейчас этот порядок регулируется регионами самостоятельно).

Дискуссию вызвала законодательная инициатива по расширению оснований для расторжения с сиротой договора спецжилфонда, если по истечение пяти лет выяснится, что жилье содержалось в неподобающем состоянии, а владелец не обеспечил его сохранность.

На общественное обсуждение вынесен также проект федерального закона, определяющего порядок введения единого реестра «недобросовестных опекунов» и единого федерального списка детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (в анкету ребенка в банке данных будут вноситься сведения о всех мерах поддержки, на которые он имеет право).

Еще одно нововведение – проект федерального закона, направленный на исполнение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Назаренко – жителя Башкирии после развода лишили возможности общаться с дочерью, когда выяснилось, что он не является её биологическим отцом. Девочке даже сменили фамилию, удалив упоминание об отце из свидетельства о рождении.

По мнению судей ЕСПЧ, такое решение не отвечало интересам ребенка. Раскритиковали они и российский Семейный кодекс, позволяющий поддерживать контакт с ребенком только кровным родственникам. Подобный взгляд ошибочен, постановили в Страсбурге: государство должно позаботиться о том, чтобы каждое такое дело рассматривалось отдельно с учетом интересов ребенка независимо от наличия или отсутствия биологических связей с тем, кто в течение долгого времени о нем заботился. Теперь должны поменяться и российские законы. Изменения будут внесены в Семейный Кодекс и КоАП РФ.

Кроме того, Ирина Романова заверила Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге, что отношения государства и НКО будут пересмотрены, а требования к деятельности последних – смягчены.

Интересным опытом поделилась с собравшимися заместитель Министра Московской области Людмила Овечкина, рассказав о новых методиках по защите ребенка в приемной семье. Так, помимо планового контроля, в регионе введен ежеквартальный самоотчет приемных родителей. Кроме того, специалисты органов опеки регулярно анализируют информацию, которую приемные родители размещают в социальных сетях. Непосредственно сотрудники Минобра периодически обзванивают приемные семьи, чтобы узнать, с какими сложностями они сталкиваются, и не нужна ли им помощь. Дважды в год у образовательных и медицинских организаций запрашивается информация о том, как приемные родители выполняют свои обязанности. По словам Людмилы Овечкиной, такой разносторонний контроль дает серьезный положительный эффект.

Программа площадки оказалась крайне насыщенной – всего прозвучало 17 докладов. По окончании работы состоялась дискуссия на тему «Вызовы будущего десятилетия: навстречу защищенному детству». Второй день форума был отдан под пленарные заседания.

Эта история целиком

Также по теме «Дети-сироты »



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00