Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Декабрьская «эпидемия» подкидышей









Совсем недавно жалоба на оформление документов «отказников» привела детского Уполномоченного в Медико-социальное отделение Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина на Пискаревском проспекте, которое занимается профилактикой отказов от новорожденных.

А вот Родильный дом № 16 Светлана Агапитова посетила по своей инициативе. Дело в том, что в декабре прошлого года там заметно увеличилось количество «подкидышей» – малышей, появившихся на свет в стенах учреждения, но в свидетельстве о рождении у которых, вместо фамилий отца и матери стоят прочерки...

С проблемой отказов от новорожденных малышей Родильный дом № 16 знаком не понаслышке. Все дело в специфике этого учреждения – здесь можно родить инкогнито, не предъявляя никаких документов, назвавшись вымышленным именем. Неудивительно, что и количество малышей, которых оставили родители, здесь в принципе высокое по сравнению с другими учреждениями.

В прошлом году заявление об отказе от ребенка написали 70 женщин. А 42-е, едва придя в себя после родов, просто ушли, не оставив после себя ничего, кроме малыша. Эти дети и получили в документах прочерк вместо родителей, что по сути соответствует статусу «подкидыш».

Но удивительно то, что 10 из 42 таких ситуаций в 2019-м году пришлись на декабрь. Будучи участником Комиссии по комплектованию сиротских учреждений, Светлана Агапитова заметила этот странный «всплеск» и решила навестить 16-й роддом, чтобы выяснить – совпадение это или произошли какие-то изменения в работе по профилактике отказов.

Мрачноватое здание на окраине спального района, вокруг – трамвайное и автобусное кольца, нескончаемый забор законсервированной стройки южного комплекса больницы Боткина и прочие весьма унылые пейзажи купчинских просторов. В общем, подходя к роддому и наблюдая внешний антураж, не переполняешься радостью и оптимизмом. Внутри все не так грустно, но некоторая архаика и обветшалость чувствуется – все-таки самому зданию – без малого сорок лет. Светлане Агапитовой показали основные отделения, родильные залы, палаты. С начмедом учреждения и специалистом медико-социальной помощи обсудили ситуацию с «отказниками».

Чем вызвано, что за один декабрь оформили аж четверть годового количества подкидышей в роддоме тоже недоумевают. Не иначе – странное совпадение... Хотя, выяснилась еще одна объективная причина появления новорожденного с прочерками вместо родителей.

Не секрет, что «благодаря» специфике 16-го роддома, сюда обращается большое количество женщин, приехавших в Россию из сопредельных государств, бывших республик Советского Союза. По данным самого медучреждения, это более трети от всех пациенток. Отказы от детей среди этой категории рожениц – тоже совсем не редкость. И если при этом из всех документов у женщины на руках имеется лишь внутренний паспорт своей страны без должным образом оформленного перевода, то записать в свидетельство о рождении «отказника» фамилию матери невозможно. Так «отказник» становится «подкидышем»...

Что касается эффективности работы Медико-социальной службы по профилактике оставления детей, то оценивать ее цифрами довольно сложно. За прошлый год 5 женщин, изначально заявивших желание отказаться от ребенка, изменили свое намерение. В процентном отношении это, конечно, немного. Но надо четко понимать, что подавляющее большинство тех, кто изначально решил отказываться от ребенка приходят именно в Родильный дом № 16. К тому же, возможность анонимных родов сама по себе «собирает» здесь ситуации острого неблагополучия. Таким образом, это учреждение из-за особенностей предоставляемых услуг, априори оказывается на «передовой» фронта борьбы с социальным сиротством. И каждый случай, когда мама изменила решение и не отказалась от ребенка, можно считать победой. С другой стороны, Медико-социальная служба сама находится в очень непростом положении. По роду своей работы специалисты понимают свою первоочередную задачу – снижать количество отказов. Однако, они не могут это делать, что называется «любой ценой». Ведь, если решение матери не является искренним, а получено под нажимом и уговорами, то после того, как она покинет стены родильного дома, такой компромисс может обернуться трагедией...

«Не открою большого секрета, если скажу, что основная работа по профилактике отказов, конечно же должна вестись не в родильном доме, - считает Светлана Агапитова. – Здесь лишь «точка выявления» тех, кто не попадал в поле зрения раньше. Ведь в подавляющем большинстве причины хорошо известны: материальная и жилищная необеспеченность, одиночество, нежелание и неумение разрешать свои бытовые трудности. Понятно, что эти проблемы в стенах роддома не решить и, выйдя оттуда с малышом на руках, женщина вновь столкнется с ними. И вот здесь важно, чтобы рядом были люди, которые не просто помогут в первое время, а научат жить самостоятельно и отвечать не только за себя, но и за ребенка. Только при функционировании такой системы можно будет говорить о полноценной профилактике отказов от новорожденных, действующей в интересах ребенка. А работать с этой проблемой лишь на этапе пребывания в родильном доме – всегда риск».


Также по теме «Дети-сироты »

Также по теме «Здоровье»

Эта тема в докладе Уполномоченного: Дети-сироты




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00