Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Государство и общество: мы вместе?




О роли общественных организаций в защите прав и свобод человека говорили на состоявшемся в Москве форуме омбудсменов «Мы вместе». На мероприятие съехались уполномоченные по правам человека и ребенка более чем из 20 регионов. В рамках форума прошло пленарное заседание и круглый стол для обмена мнениями. Кроме того, участники посетили Центр занятости молодежи, Социально-реабилитационный центр для женщин «Аврора» и Многофункциональный миграционный центр. По приглашению Уполномоченного по правам человека в городе Москва Татьяны Потяевой, в Форуме приняла участие Светлана Агапитова, которая рассказала о роли общественных организаций в процессе трудоустройства выпускников сиротских учреждений Санкт-Петербурга, а также, о проблемах, существующих в этой сфере.


В ходе пленарного заседания, омбудсмен города Москвы рассказала о том, что взаимодействие института Уполномоченного и НКО осуществляется через два общественных совета – детский и взрослый. На примерах работы над наиболее острыми социальными вопросами Татьяна Потяева объяснила, как это сотрудничество развивается на практике.

Председатель Комитета общественных связей Москвы Александра Александрова довольно подробно осветила вопросы поддержки общественных организаций со стороны городского правительства. Основные направления оказания помощи НКО, связаны с теми ресурсами, в которых нуждаются «общественники». Прежде всего, это финансы, помещения и кадры. Связь государства с общественными организациями и информационную поддержку «на земле» осуществляют ресурсные центры, расположенные в каждом округе Москвы. Соответственно, там же можно, например, оформить заявку на конкурс субсидий. Приверженцы электронных технологий могут сделать это удаленно. По словам Александры Александровой, обеспечивающий этот процесс интернет-портал, задуман таким образом, чтобы поучаствовать в конкурсе можно было «лежа на диване». Однако, руководитель Комитета общественных связей подчеркнула, что они видят своей задачей не просто раздачу денег, а хотят «на выходе» получить технологию, которую, при желании можно внедрить и реализовать. В планах на будущее – создание базы технологий, позволяющих решать различные социальные задачи.

Изучая потребности НКО, специалисты Комитета пришли к выводу, что помимо финансов, налицо острая необходимость в помещениях для организации мероприятий. Если повседневную работу общественники распределяют «по квартирам», то проведение различных встреч, обсуждений, собраний требует более масштабных и оснащенных площадей. Эту задачу решили за счет предоставления подведомственных помещений, оборудовав их соответствующим образом в 11-ти ресурсных центрах, имеющихся в 11-ти округах города Москвы. Был организован Интернет-ресурс, позволяющий общественникам бронировать их на определенное время.

Проблему профессионального подбора кадров для работы в НКО Александра Александрова охарактеризовала в глобальном смысле, как борьбу между «менеджером и сострадающим». Общественные организации – настолько нестандартные структуры, что дисбаланс этих составляющих может или погубить гуманистическую идею НКО, или подвести ее к финансовому краху. Зная эти нюансы, Комитет общественных связей Москвы подготовил и реализовал проект «Таланты для добрых дел». В результате профессионального отбора, была сформирована база кадрового резерва для НКО, воспользовавшись которой, общественные организации могут найти себе нужного сотрудника.

Безусловно, все это очень ценный и полезный опыт, однако, не так много субъектов РФ могут им воспользоваться. Ведь даже та поддержка, которая не предполагает прямых финансовых перечислений, так или иначе, требует расходов, а их себе позволить может далеко не каждый регион…

ВИП-безработные

В практической части работы Форума участники познакомились с работой нескольких учреждений города Москвы, одним из которых стал недавно открытый Центр занятости молодежи. Внушительное здание, комфортные условия, стильный дизайн, современное техническое оснащение – заметные, но вовсе не основные достоинства ЦЗМол. Куда более ценна идеология индивидуального подхода, заложенная в принципы работы Центра. Задача сотрудников – не массовый подбор персонала, а профессиональное развитие молодежи и разносторонняя помощь в построении карьеры. Работа специалистов Центра строится по принципу персонального кураторства. Помимо разнообразных тренингов, консультаций по составлению резюме и прохождению собеседования, здесь помогут создать сайт-визитку или сделать видеорезюме. Связь с соискателем поддерживается в течение 3-х месяцев с момента его фактического трудоустройства. Кроме того, уже обретя работу, молодой специалист может посетить интересный ему мастер-класс или семинар, для развития профессиональных компетенций, а также получить юридическую помощь по трудовому законодательству. В Санкт-Петербурге аналогичные функции уже много лет выполняет Молодежный центр «Выбор».





В конференц-зале Центра участники форума обсудили в режиме круглого стола, проблемы трудоустройства подростков и молодежи. Светлана Агапитова рассказала об опыте взаимодействия государственных органов и НКО Санкт-Петербурга в вопросе реализации права на труд детей-сирот и лиц из их числа.

По данным исследований, лишь 1% выпускников детских домов и интернатов находят официальную работу в 1-й год самостоятельной жизни. И происходит это вовсе не из-за отсутствия вакансий. Например, городской центр занятости предлагает сейчас 67 тысяч рабочих мест. Региональная общественная организация «Стеллит» решила провести исследование среди учащихся профессиональных лицеев и колледжей. И вот что получилось: у 84% опрошенных сирот не было проблем с выбором профессии, то есть шли учиться по принципу – училище со структурным подразделением «детский дом», но большинство из них и не планировало работать по специальности! Напротив, подавляющая часть ребят мечтает устроиться в жизни так, чтобы им вовсе не пришлось трудиться. Иными словами, корень зла – в отсутствии мотивации к труду и принципиальном нежелании работать. И тут как раз на помощь приходят общественные организации, которые могут позволить себе индивидуальный подход.

Глобально можно разделить НКО на две группы. Одни строят свою работу по «принципу клуба» и практикуют комплексную социальную адаптацию. У них существует «тренировочная квартира», где работает ряд специалистов: психологи, юристы, соцработники и т.д. Там ребята могут получить, как бытовые навыки (стирка, готовка, планирование расходов и т.д.) так и консультации различного рода, в том числе и по трудоустройству. Много лет в этом направлении работает фонд «Апрель». Совсем недавно открылся клуб «Наставник +» при поддержке детского Уполномоченного. Особую категорию коррекционных детей охватывает благотворительная организация «Пристань». По мнению Светланы Агапитовой, этого крайне мало для масштабов Петербурга.

Второй тип общественных организаций, способствующих трудоустройству выпускников сиротских учреждений, практикует системный подход и имеет четкую программу. Работают они во взаимодействии с работодателем и образовательным учреждением.

Светлана Агапитова рассказала о проекте «Работа-i» благотворительного фонда «Рауль», который имеет налаженные и развивает новые связи с работодателями, регулярно предоставляющими рабочие места. Готовят на этих предприятиях наставников, которые курируют трудоустроенного новобранца. Они же постоянно находятся на связи с социальным сопровождающим, что позволяет с наибольшим эффектом отслеживать адаптацию и оказывать корректирующее влияние, если это необходимо. Таким образом, за 2015 год было интегрировано в рабочую среду около 70 выпускников, а план на 2016-й – 100 (случай считается успешным, если трудоустроенный выпускник проработал более 6 месяцев).

Общественная организации «Стеллит», которая отличается научным подходом и проводит исследования, сейчас реализует программу подготовки к самостоятельной жизни девушек-выпускниц детских домов, которые учатся в профессиональных лицеях и колледжах. Рассчитана она на 2 года, охват – 120 девочек. Ценность проекта в том, что это не только помощь в трудоустройстве, а комплексная подготовка к самостоятельной жизни в период обучения и осуществляется это в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, в общежитиях, в которых девочки проживают. Таким образом, площадка для реализации подобрана очень удачно. По оценкам эффективности, проводившимся по принципу «до – после», отмечен устойчивый рост по всем компонентам программы.

Говоря о мотивации детей, воспитывавшихся в сиротских учреждениях, Светлана Агапитова обозначила весьма вескую причину, лишающую стимула начать трудовую деятельность. Как это ни странно, скрывается она в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Норма, изложенная в пункте 5 статьи 9 не изменялась с 1996 года и на сегодняшний день негативным образом влияет на ситуацию.

Если ребенок-сирота, получив профессиональное образование, не находит подходящую вакансию, он может зарегистрироваться на бирже труда как «впервые ищущий работу». Тогда в течение 6 месяцев ему будут подбирать место, и выплачивать пособие по безработице, равное средней зарплате в регионе. Для Петербурга эта сумма составляет порядка 45 тысяч рублей. Если же он, трудоустраивается, ясно, что пособие перестают выплачивать. А много ли шансов у молодого человека или девушки без опыта найти работу с зарплатой более 45 тысяч? Да и зачем? Ведь полгода можно получать эти деньги, ничего не делая.

Эта же норма лишает смысла попытки подработать в свободное от учебы время до совершеннолетия. Будет сделана запись в трудовой книжке и, вставая на учет, он уже не будет «впервые ищущий работу». Соответственно, можно рассчитывать лишь на минимальное пособие в размере 850 рублей. Зная об этом, воспитанники Центров для детей-сирот до 18 лет не спешат трудоустраиваться, опасаясь потерять в будущем своё право на финансовую поддержку.

«Получается, что действующее законодательство «выдавливает» детей-сирот в сектор «серой» экономики. Они вынуждены работать «неофициально», без оформления, чтобы не потерять полагающиеся им льготы. Трудовая деятельность на положении «нелегалов» опасна и уже изначально порождает в сознании привычку к незаконной деятельности. С другой стороны, такое положение вещей стимулирует подростка не к труду, а иждивенчеству: работаешь или не работаешь – финансовый результат примерно одинаковый за счет потери пособия.

Конечно, это абсолютно ненормальная ситуация, о которой уже лет 5 говорят все, но ничего не меняется. В июне в Госдуме по инициативе Краснодарского края поправки были рассмотрены в первом чтении, но Правительство не устроила формулировка «указанный размер». Поэтому мы предлагаем все сделать гораздо проще – заменить формулировку: «ищущим работу впервые…» на: «впервые зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного». Такое изменение с одной стороны не лишит ребят необходимой в начале самостоятельного пути финансовой поддержки, а с другой – не будет препятствовать попыткам начать трудовую жизнь».

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович согласился с петербургской коллегой, сказав, что и в столице это проблема крайне актуальна, здесь аналогичная выплата составляет 66 тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что появился даже ироничный жаргонизм «ВИП-безработные», ведь, по данным Центра занятости молодежи, зарплаты на вакансию без опыта работы составляют 30 – 40 тысяч рублей и не могут конкурировать с обозначенным «пособием по безработице».

И тогда приходит «Аврора»…


В качестве примера технологии, разработанной НКО, о которых говорилось на пленарном заседании форума, участников познакомили с социально-реабилитационным центром «Аврора». Это детище, созданное Межрегиональным благотворительным фондом помощи заключенным. Как рассказала Президент Фонда Мария Каннабих, появился Центр по причине отсутствия закона о социальной реабилитации. В этом и есть классическая идеология общественной организации – брать на себя то, что необходимо, но по тем или иным причинам не сделано государством. Все понимают, сколь чреваты для общества криминальные рецидивы со стороны людей, освободившихся из мест лишения свободы. Однако, законотворцы не спешат восполнить существующий пробел и обязать государственные органы заниматься реабилитацией. И тогда на помощь приходит вот такая «Аврора»…


Открыт Центр в сентябре 2007-го года. Основная его цель: адаптировать в законопослушной жизни женщин и девушек-подростков, освободившихся из мест лишения свободы. Методы достижения – очевидны и понятны: юридические и психологические консультации, коммуникативные тренинги, обучение работе с компьютером, поиск и подбор вакансий для трудоустройства, обучение парикмахерскому мастерству, английскому языку и т.д. Однако, не менее важен сам факт существования такого места, куда можно прийти со своими затруднениями, вопросами, проблемами. Эта общность дает понимание того, что ты не один и, если держаться друг за друга, можно выбраться из любой ямы.

«Аврора» – это лишь один из примеров внедрения технологии социальной адаптации и реабилитации, разработанной Межрегиональным благотворительным фондом помощи заключенным. Эта общественная организация ставит перед собой цель поистине государственного масштаба: содействовать преобразованию уголовно-исполнительной системы в реабилитационную. Именно поэтому, Фонд активно действует во всех регионах, оказывая централизованную помощь женщинам с детьми, отбывающим наказания в учреждениях исправительной системы, а также подросткам, которые содержатся в воспитательных колониях. Кстати, реабилитационные центры для несовершеннолетних заключенных в Архангельской и Брянской областях, появились при непосредственном участии Фонда.

Торжество прогресса для трудовых мигрантов








Настоящим торжеством современных технологий, организованности и порядка выглядит новое здание открытого в начале 2016 года Многофункционального миграционного центра города Москвы. Надо отметить, что это очень разумное государственное вложение в развитие цивилизованной трудовой миграции.

Юридически появление Центра связано с системными изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве в конце 2014 года. Суть их заключается в отмене квот на привлечение иностранной рабочей силы, и разрешении осуществлять трудовую деятельность в РФ на основании патента.

Несмотря на то, что работа началась во временных сооружениях, уже тогда были заложены разумные организационные принципы. Расположенный в удалении от жилой застройки, Центр стал единой точкой подачи документов на оформление и получения патента в городе Москве. Здесь иностранный гражданин получает полный комплекс необходимых для получения патента услуг: оформить полис добровольного медицинского страхования; сдать региональный экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ; пройти медицинское освидетельствование на отсутствие опасных заболеваний; пройти дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

Появление нового здания Центра, полезной площадью 50 тыс. кв. м. и пропускной способностью 7,5 тыс. человек в смену не изменило сути работы, но подняло ее на новые информационно-технологические высоты. Визуально это похоже на нечто среднее, между современным аэропортом и отделением банка с большим количеством клиентов. Аскетично-рациональный дизайн, светящиеся табло, инфотумбы и экраны, электронная очередь, рамки безопасности, турникеты для пропуска по специальным браслетам и т.д.

Все это царство прогресса позволяет иностранному гражданину получить полный комплекс услуг, необходимых для оформления патента, в течение 1,5-2 часов, предъявив всего 2 документа: паспорт и миграционную карту. При этом требуется всего 2 посещения Центра: подача документов и получение патента, все процедуры иностранный гражданин может пройти на территории Центра.




Интересно, что рядом со всем этим оплотом цивилизации располагается режимный объект с мрачноватым названием: «Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан» (СУВСИГ). Такое соседство, как нельзя лучше говорит о том, что иностранцев, не желающих идти законным путем, ожидает незавидная участь, и путь из здания, начиненного умной электроникой в неуютные сооружения, обнесенные высоким забором, не такой уж и длинный…

Светлана Агапитова неоднократно поднимала вопрос о создании в Петербургском СУВСИГ условий, для пребывания мамы с ребенком, поскольку международные нормы предписывают их не разлучать. Однако, загвоздка в том, что в миграционном законодательстве РФ дети у иностранцев не предполагаются вовсе. Соответственно, это порождает непонимание в профильных ведомствах – а что делать, если в реальной жизни ребенок есть? Особенно остро этот вопрос встает, когда мама полежит принудительному выдворению. И тут все регионы вынуждены «выкручиваться» кто как может…

Естественно, что оказавшись рядом с московским СУВСИГ, петербургский Уполномоченный захотела посмотреть – а как же обстоят дела с отделением «Мать и дитя» в столице? Выяснилось, что даже здесь все не так просто. Хотя, комната, которую здесь принято называть «игровая», имеется. Красивый, яркий палас, гимнастические маты, множество игрушек, горка и даже сухой бассейн… Только вот для жилья она не предназначена – кроватей ни для мамы, ни для ребенка тут нет. Собственно, как выяснилось, и детей тут никогда не было… Зачем тогда «игровая» – не очень понятно. Но с другой стороны, у режимных ведомственных учреждений, вынужденных четко исполнять предписанные нормы, есть один универсальный ответ: «положено!»

К слову сказать, обстановка на женском отделении московского СУВСИГ куда более суровая, нежели в Петербурге. Если в Северной столице все это больше походит на женское общежитие, без возможности выйти из здания и с решетками на окнах, то в Москве это учреждение больше напоминает следственный изолятор со специфическими дверями, «кормушками» и массивными замками на них…

Ситуация с «несуществующими» в миграционном законодательстве детьми, как нельзя лучше подходит Форуму, который был призван наметить границы взаимодействия государственных структур и общественных организаций, а также определить место НКО в современном социуме. Примеры эффективно работающих общественных организаций показывают, что действуют они там, где есть некий пробел, который по каким либо причинам не может восполнить государство. И очень часто это законодательное упущение, как, например, с проблемой социальной реабилитации заключенных. Быть может, и создание отделения «Мать и дитя» в СУВСИГ не осилить, без помощи общественников?

Эта история целиком




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00