Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Как защитить детей от жестокости и вторичных отказов?

В Смольном состоялось заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Члены КДН и приглашенные эксперты обсудили две важных темы: как защитить детей от жестокого обращения и что могут сделать органы власти для предотвращения отказов от опекаемых детей.

Говоря об эффективности мер по устройству детей в семьи, заместитель председателя Комитета по социальной политике Елена Фидрикова отметила, что в Петербурге постепенно снижается число сирот. Если в 2015 году в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения, было 1785 анкет, то на 1 сентября 2017 года осталась 1 421. Однако ситуация с вторичными отказами имеет обратную динамику. В 2015 году во второй раз остались без семьи 57 детей, в 2016 году - 66, а за 8 месяцев 2017 года – их уже 73. Причем только 4 - по решению органа опеки из-за ненадлежащего выполнения обязанностей опекуна. Остальные 69 – по инициативе приемных родителей.

Проблему вторичных отказов Уполномоченный по правам ребенка поднимает с 2012 года. Уже тогда было понятно, что если не изменить подход к организации сопровождения опекаемых детей, статистика будет только ухудшаться.

Своё выступление Светлана Агапитова начала с печальной истори: «Недавно в одном из районов на КДН в очередной раз рассматривалась семья - старенькая бабушка и 16–летний подросток. Первый сигнал о проблемах у подопечного поступил в Комиссию три года назад: в отношении 13–летнего мальчика был составлен протокол по ст. 6.9 КоАП РФ - за употребление наркотических средств. За подростком уже тогда числились многочисленные самовольные уходы из дома, пропуски школы. Семью взяли на сопровождение, мальчик стал посещать наркокабинет… Сейчас на него заведено уголовное дело по статье 228 за распространение наркотиков.

Парень молчит, ничего с собой поделать не может, но бабушку любит - это его единственный родной человек. Бабушка рыдает, потому что любит внука, но не справляется с ним. Естественно, не в первый раз встает вопрос о снятии с нее обязанностей опекуна. Ребенку говорят: «Если не исправишься, попадешь в детский дом». Бабушке становится плохо, она задыхается. Все жалеют семью, переживают: что будет с бабушкой, когда она лишится внука? Что будет с подростком, если его поместят в детский дом? И что будет с детским домом?»

Несмотря на постоянные разговоры о необходимости совершенствовать подготовку приемных родителей и развивать сопровождение опекунов-родственников, результаты по-прежнему неоптимистичны. Анализируя причины вторичных отказов, Уполномоченный сделала следующие выводы: «Если ребенок в течение первого года не прижился в приемной семье, ошибки стоит искать в качестве подготовки приемных родителей», - считает Светлана Агапитова.

Когда приемные родители отказываются от ребенка по прошествии нескольких лет, ссылаясь на сложности подросткового возраста, причиной этого может являться формальное отношение органов опеки к своим контрольным функциям – они не доглядели и упустили возможность организовать сопровождение семьи в кризисный момент. Если от опекаемого внука отказывается бабушка, которая, в силу своего возраста и непонимания важности сопровождения, не справляется с воспитанием – это говорит в первую очередь об отсутствии профессионального подхода к сопровождению семьи со стороны органов опеки.

От специалистов органа опеки зависит очень много: именно они принимают решение о возможности быть опекунами, изучают ресурсы приемного родителя, выясняют мнение ребенка, контролируют условия его проживания. Они должны заметить первые предпосылки предстоящих трудностей и вовремя принимать меры. Чтобы уменьшить количество вторичных отказов, нужен комплекс мер, считает Уполномоченный.

«Во-первых, должен быть регламент межведомственного сопровождения на каждом этапе устройства ребенка в семью. Во-вторых, должно быть организовано сопровождение каждой приемной семьи, - уверена Светлана Агапитова. Она привела в пример практику Ханты-Мансийска, где на региональном уровне предусмотрена мера поддержки опекаемой семьи в размере 50 тысяч рублей в месяц, но при этом сопровождение является обязательным. - В-третьих, родственники-опекуны в обязательном порядке должны проходить если не обучение, то хотя бы тестирование психологами», - продолжила Уполномоченный.

Если говорить начистоту, то в большинстве своем бабушки и дедушки - в прошлом родители, не справившиеся с воспитанием своих собственных детей, а значит, их педагогический опыт требует пересмотра. А если учитывать «разрыв поколений», который обостряется, когда ребенок входит в кризисный переходный возраст, то необходимость обучения таких опекунов не вызывает сомнений.

Светлана Агапитова предложила членам Комиссии проанализировать опыт инновационных практик, которые уже успешно зарекомендовали себя в нашем городе. Так, например, в Московском районе за последние 5 лет в два раза увеличилось количество психологов, сопровождающих семьи. Теперь там есть специалисты по внутрисемейным конфликтам, по преодолению зависимого поведения, по работе с условно осужденными подростками и даже психологи по работе с подростками, подвергшимся буллингу. Кроме того, сейчас еще 8 психологов Центра помощи семье и детям проходят стажировку по обучению приемных родителей и их дальнейшему сопровождению.

В Калининском районе тоже есть интересные наработки: там хорошо выстроено взаимодействие с муниципальными округами. В каждом из них в тесном сотрудничестве с опеками работают «социальные участковые» - специалисты Центра социальной помощи семье и детям. Такой тандем позволяет в оперативном порядке предупреждать проблемы в приемной семье на самом раннем этапе. Недавно в Центр обратилась бабушка-опекун, 12-летняя внучка которой перестала учиться. В процессе работы с семьей выяснилось, что девочка переживала, что с бабушкой случится что-то плохое, и она останется одна. С такими тяжелыми мыслями ребенку было совсем не до учебы. Выявление этого страха стало настоящим откровением для опекуна, и семью удалось сохранить.

Красногвардейскому району тоже есть, чем гордиться. Там был случай, когда бабушка написала заявление о помещении 16-летней внучки в приют. Опека уже стала готовить документы для отмены попечительства: пожилая женщина не могла больше справиться с внучкой, которая проявляла открытый протест, делала тату, убегала из дома, имела контакты с мужчинами, не училась… В приюте для нее определили педагога-наставника, который смог стать для ребенка не только авторитетом, но и раскрыть таившиеся таланты. В результате девушка смогла успешно сдать ГИА и поступить в колледж Фаберже. Она, кстати, и сейчас продолжает жить вместе с бабушкой.

«Казалось бы, у нас созданы все условия, чтобы ребенок жил в семье, работают разные службы, сотни специалистов, - обратила внимание Уполномоченный. – Но не хватает индивидуального, точечного подхода к каждому ребенку и каждому опекуну. Поэтому, несмотря на многочисленные усилия для поддержки опекунских семей, взрослые дети продолжают попадать в сиротские учреждения. Однажды уже потеряв семью, подростки обречены во второй раз переживать эту трагедию, пополняя ряды социальных сирот».

О том, какие меры принимаются для предупреждения жестокого обращения с детьми, рассказали Начальник 3-го отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Юлия Кулагина, и.о. начальника отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению Наталья Андриянычева и директор социального приюта для детей «Транзит» Марина Рябко.

Юлия Кулагина озвучила тревожную статистику: за 9 месяцев 2017 года в Петербурге на 47,6% выросло количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних – 1 163 случая. Большая часть из них – 719 – злостное уклонение от уплаты алиментов родителями. На 22,2 % снизилось количество преступлений насильственного характера (351 случай), однако по-прежнему высоко количество преступлений, связанных с посягательством на половую неприкосновенность – 130 случаев. Из них 42% преступлений совершили незнакомцы, 14% – члены семьи, 31% - люди из ближайшего социального окружения, 14% - «друзья» из интернета.

Марина Рябко рассказала о деятельности открытой на базе «Транзита» Службы межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения . В 2017-м году специалисты помогли 206 юным петербуржцам, перенесшим насилие. Кроме того, недавно в «Транзите» был создан сектор по работе с детьми, склонными к самовольным уходам из Центров семейного воспитания.

По сведениям ГСУ Следственного комитета по Санкт-Петербургу, в ходе расследования уголовных дел 242 ребенка признаны потерпевшими, среди них 13 погибли.

Наталья Андриянычева отметила, что для сохранения и укрепления здоровья детей в медицинских организациях осуществляется специальное сопровождение. На базе городских поликлиник функционируют 56 кабинетов медико-социальной помощи. Работа с детьми и подростками из «группы риска» проводится в 35 кабинетах и в 21 молодежной консультации. В целях раннего выявления признаков семейного неблагополучия в медицинских организациях ведется учет асоциальных семей и подростков-правонарушителей.

По-прежнему востребованной среди подростков остается служба «Детского телефона доверия», к которой подключены психологи Центра восстановительного лечения им. С.С. Мнухина, социального приюта для детей «Транзит», ДТД ГОУ ДОСПб «Балтийский берег» и Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт». В текущем года на номер Детского телефона доверия поступило 29 896 звонков, 372 из которых касались суицидального поведения.

Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми регулярно рассматриваются на городских конференциях и совещаниях, проводятся различные мероприятия по организации индивидуальной профилактической работы. В целях обеспечения социальной поддержки семей в Петербурге создана сеть из 68 государственных учреждений, осуществляющих социальной обслуживание семей с детьми.

Также по теме «Дети-сироты »

Также по теме «Ребенок в опасности»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00