Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




БЛОГ \

Запретами детей не осчастливишь

БЛОГ Светланы Агапитовой

Позвонили тут коллеги из Москвы и, как у них водится, поставили вопрос ребром: что это вы двойняшек итальянцам отдаете (видимо, у нас на сайте прочитали)? Где ваша позиция?

История с двойняшками Сашей и Машей почти год назад всколыхнула Петербург. Да и не только его. Тему неожиданного отказа от усыновления гражданки России и США подхватили российские и иностранные журналисты. Всех интересовали вопросы: почему? И что будет дальше с малышами?

Малыши, как и положено по закону, вновь обрели статус детей –сирот, поселились в доме ребенка, и их анкеты попали в региональный и федеральный банк данных детей, подлежащих устройству в семью. Обычно такие резонансные истории заканчиваются тем, что выстраивается очередь из желающих усыновить ребенка. Например, история Максимки так впечатлила многих, что из четырех претендентов органу опеки пришлось выбирать самого достойного (что в идеале, о чем я расскажу позже, и должно быть). Как ни парадоксально это звучит, но Сашу и Машу не бросились наперегонки брать российские семьи (может быть, потому что двое – это двойная ответственность?) Через полгода, как опять-таки положено по закону, если россияне не изъявили такого желания, ребенок может быть усыновлен иностранцами. И вот такая пара появилась. Они целый месяц приходили к малышам, установили с ними контакт (звучит формально, но при языковом барьере…), полюбили их и приняли одно из самых главных решений в своей жизни – стать мамой и папой. Документы оформляют. И я должна выразить позицию по запрещению передачи им детей? Я не могу этого сделать. Потому, что у нас нет такого запрета. Потому, что у ребенка должна быть семья, это одно из главных его прав. Потому, что подросшие детеныши теперь оборачиваются на каждого входящего в ожидании самых нужных людей – родителей, которых они запомнили и которым поверили.

«Вы что не знаете, что скоро вообще не будет иностранного усыновления?» - звучит строгий голос из столицы.

Конечно, знаем. Ведь это сейчас самая главная и обсуждаемая тема всеми, кто имеет и кто не имеет отношения к детям- сиротам. Только когда наступит это скоро? Когда каждый, кто сейчас осуждает экспорт российских детей, покажет пример и возьмет в семью хотя бы одного ребенка? Нет, мы давайте сначала запретим, а потом будем создавать условия для детей –сирот и взрослых, которые их захотят взять. А то, что от такого запрета пострадает огромное количество детей, имеющих право жить и воспитываться в семье? Может, сначала что- то создать, а потом уже запрещать? И общество, которое, по словам Президента, поддерживает запрет на иностранное усыновление, право. Наверное, не найдется ни одного здравомыслящего человека, который бы не хотел, чтобы наши дети росли и воспитывались в России. И я хочу. Все хотят, только вот можем ли мы сейчас дать каждому ребенку семью?

В апреле я выступала в ЗАКСе с отчетным докладом и обратила внимание наших депутатов на неприглядную статистику по усыновлению в Петербурге. Тогда же мы говорили, что усыновители, какими бы ни были их мотивы, нуждаются в поддержке государства, и даже обсуждали эту тему на форуме. Если это коррупция, как говорят «горячие» депутаты, значит должны подключиться правоохранительные органы. Если нет у нас у такого количества желающих усыновить «чужого» ребенка, то надо что-то делать. Только что? И в этой кампании, которая сейчас развернулась, я вижу единственный плюс: кто-то наверняка задумается, а может ли он стать папой или мамой неродным сыну или дочке. Опросы показывают, что есть такие люди. Только вот назначить в приказном порядке: «ты будешь усыновителем!», - вряд ли получится.

Или вот еще одна инициатива – дать по 50 тысяч долларов всем, кто усыновит малышей, документы которых оформляли американские семьи и которые могут пострадать при запрете. Полный бред! Ведь нельзя купить чувства, любовь, привязанность. Сколько у нас вторичных отказов, в том числе и у достаточно обеспеченных людей! Получат деньги и откажутся? Не ради денег ведь берут ребенка в семью.

Я это рассказываю как анекдот, но это правда. В одну опеку пришла дама, которая слышала, что на каждого ребенка в детском доме тратится 50 тысяч рублей ежемесячно, а потом детей-сирот обеспечивают жильем. Собственно это она и потребовала у сотрудников в обмен на согласие взять девочку, фотографию которой увидела в районной газете.

Меня как-то попросили нарисовать портрет усыновителя. Я себе это так представляю. Это может быть пара – за сорок, материально обеспеченная, у которой дети уже выросли, но они еще полны сил и готовы посвятить себя воспитанию маленького ребенка. Это может быть семья, которая в силу разных обстоятельств, не смогла родить собственных детей, их нереализованная любовь может быть обращена на малыша. Это волонтеры, которые и своих детей имеют и работают в детских учреждениях. Запал в сердце ребенок – берут в семью. Опека и приемные семьи – это другая категория. Первые – это, как правило, родственники или знакомые. Вторые – вырастили своих и готовы вырастить еще, но при соответствующей поддержке (пособие на опекаемого и зарплата одному из родителей – профессиональная семья). В Петербурге большинство все-таки опекаемых и приемных детей, а усыновление, хоть и приоритетная форма, но не всем дана. По разным причинам.

Недавно усыновившие малыша родители рассказали, что на их запрос про годовалого мальчика славянской внешности без выраженных патологий в региональном банке данных им предложили на выбор 10 кандидатур. Они выбрали мальчика с именем, как у отца и взяли ребенка в семью. А сколько наших усыновителей ходит и выбирает? И три отказа россиян – это не выдумка, это реальность. Аргумент при таком отказе, который я однажды услышала, но не поняла: мы не почувствовали, что это наш ребенок.

Почему и в Россию и в другие страны едут зарубежные усыновители? Да потому, что у них ситуация с точностью до наоборот. Там ребенку-сироте выбирают родителей. И по условиям и по психологической совместимости. И это правильно. Семьи годами могут стоять в очереди. А у нас в очереди стоят дети. И от них могут отказываться. И очереди из усыновителей нет. И есть те, кто, даже эмоционально отреагировав на фотографию милого младенца, а затем, придя в школу усыновителей и послушав о трудностях, с которыми они могут столкнуться, отказываются от своих намерений. Таких чуть ли не 30 процентов. Но это, по крайней мере, честно. Нежели взять, а потом вернуть.

Можете посмотреть сайты sirota-spb.ru и usynovite.ru. На последнем, кстати, висит очень трогательное приветствие министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова: «Благодаря проекту Усыновите.ру уже тысячи семей обрели свое счастье. Счастье непростое, как и каждый ребенок. Счастье с проблемами и жалобами, со слезами и плохим аппетитом, с капризами и болячками. Но и счастье детского смеха, доверчивых глаз и настоящих человеческих побед. К сожалению, все еще много детишек совсем не знают, что такое тепло домашнего очага, сказка, рассказанная на ночь только ему одному, вкус любимого маминого пирога, встреча с родителями после разлуки. Я абсолютно убежден, что в нашей стране очень много людей с большим сердцем, открытым для тех, кто мечтает о маме и папе». И не в нашей стране тоже… На этом же сайте можно посмотреть статистику российских и иностранных усыновлений по всем регионам России.

Писала я все это, посмотрев сюжеты про закон «Димы Яковлева» на всех телевизионных каналах. Меня удивляет, что никто не слышит министра иностранных дел Сергея Лаврова. Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации совершенно справедливо говорит о том, что после принятия закона американцы закроют вход консульским работникам в семьи, где уже живут российские дети. Тем самым, лишатся помощи и поддержки не только дети, которые живут здесь, но и те, кто уже уехал в Америку.

Вдруг получаю письмо Президенту России. Не могу его не привести, потому что «Петербургские родители» - организация, которая работает почти во всех сиротских учреждениях города и области. Это люди, которые помогают детям делом, а не разговорами. Они тоже хотят, чтобы наши дети оставались в нашей стране, но понимают, что одними запретами не сделать их счастливыми.

РОД"Петербургские родители"

21.12.12. Обращение к Президенту РФ Владимиру Путину

Мы испытываем гнев, отчаяние и бессилие. Потому что произошло противоречащее любому здравому смыслу, чудовищное событие: наша Дума взяла в заложники детей. И отвела нам роль бессильных свидетелей этого кошмара.

Мы - люди вне политики. Конечно, до нас долетают отголоски политической жизни в стране и в мире, но очень по касательной. Конечно, мы слышали, что Конгресс США принял закон Магницкого и что «наши» в гневе. Но кто бы мог подумать, что они возьмут в заложники детей. Не пустят их к родителям. Отнимут шанс у той тысячи сирот, которую американцы каждый год вывозят к своим лужайкам, бассейнам и пирогам с кленовым сиропом. Обнимаются с детьми с синдромом Дауна, протезируют безногих, делают пластику детям с челюстно-лицевыми патологиями... а теперь эти дети поедут в интернаты, где будут сидеть в железных кроватках на клеенках и сходить с ума, воя и качаясь. А потом они умрут, так и не став взрослыми. К сожалению, мы не можем, как простые обыватели, утешать себя тем, что в интернатах — это как в санаториях. Потому что мы знаем, что половина детей-инвалидов при переводе в ПНИ умирает в первые две недели. И мы не можем не думать о том, какой силы боль и отчаяние они испытывают, раз те убивают их так быстро.

Дума ушла на новогодние каникулы. Мы даже не хотим думать, как так устроены эти 420 человек, которые проголосовали за детей в заложниках. Очевидно, они настолько отличаются от нас, обычных людей, что уверены, что поступили правильно, и теперь могут покупать подарки своим детишкам под новогодний звон. Мы не думаем, что можем как-то на них повлиять — убедить, напугать, заставить задуматься. Но нам есть о чем поговорить.

Давным-давно, став родителями, многие из нас поняли, что если когда-нибудь нас будут шантажировать нашими детьми, мы сдадимся. На все согласимся, выдадим запрашиваемую тайну... более того, если нас будут шантажировать чужими детьми, эффект будет тот же самый, так как страдания детей — это невыносимо для обычного, нормального человека. Это очень страшно. Поэтому сейчас эффект достигнут. Мы очень напуганы. Можно переходить к переговорам. Ведь, когда берут заложников, то всегда выдвигают условия их освобождения.

Мы обращаемся к Президенту России.

Господин Президент, к чему нас толкает Дума? Что можем сделать мы, российские граждане, чтобы не стать соучастниками этого бессмысленного злодейства? Мы должны просить Конгресс США отменить закон Магницкого, потому что в заложниках наши российские дети? Неужели Вы позволите вынудить к этому граждан вашей страны?

Владимир Владимирович, пожалуйста, освободите детей! Остановите это безумие.

Если вы хотите, чтобы ваша подпись появилась под этим обращением, напишите администратору по адресу: admin@sirota-lo.ru

Эта история целиком

Все комментарии (10)

Между тем президент общественной организации "Право ребенка", член Общественной палаты Борис Альтшулер заявил "Ъ", что даже за "спасение 40 детей из российских интернатов надо ставить памятник, а за то, что остальные 900 не уедут, вбивать осиновый кол". Он сообщил, что обратился к президенту Франции Франсуа Олланду с просьбой лишить омбудсмена по правам детей Павла Астахова шенгенской визы, так как он, выступая за запрет на усыновление иностранцами сирот, сам "постоянно мотается на юг Франции, его цинизм безграничен". "Пусть он освободит от своей бесчеловечной заботы детей и ездит куда хочет",— подчеркнул господин Альтшулер.

....9 января 2013 г. 09:46

Светлана Юрьевна я с вами и готов собой поддержать любое движение против аморальной и преступной политики наших чиновников…очень стыдно за то, что они творят. Разве это по христиански? Где церковь? Где правозащитники? Чего ждёт оппозиция (похоже, оппозиции то и нет)..может надо поднять журналистов, тележурналистов? Привлечь Рубена Давида Гонсалеса Гальего

(Белым по черному http://lib.ru/PROZA/GALEGO/black.txt) и других известных инвалидов?

и сделать попытку найти вместе выход из этого кошмара.

Алексей Стадниченко

Alex0728 декабря 2012 г. 13:28

Светлана Юрьевна, мы гордимся, что есть такие люди, как Вы.

Цыганкова Юлия27 декабря 2012 г. 14:37

Меня часто мучают парадоксальные мысли. Я, бывало, жалел, что живу в России и никогда не жалел, что живу в Петербурге… Вроде бы – бред… Но сейчас я понимаю откуда эти смешанные чувства.

Мне стыдно и противно, что в моей стране принимают такие законы. Я горжусь, что в моем городе есть такие организации, как «Петербургские родители», такие уполномоченные по правам ребенка, как Светлана Агапитова, такие журналисты, как Ирина Тумакова (которая пишет о «законе подлецов»), такие журналы, как «Город» (которые показывают подлецов http://www.online812.ru/2012/12/21/012/), такие, как Arctan (хоть я и не знаю кто это)… и многие-многие другие, которым не надо объяснять всю глубину падения тех, кто проголосовал за то, чтобы у детей, лишенных всего – отобрали еще и надежду… из-за своих дурацких политических амбиций… У меня, самым настоящим образом, выступают слезы на глазах и сдавливает горло от гордости за мой город. Примерно такая же реакция – от обиды за мою страну…

Я мечтаю, чтобы Президент оказался из «моего города» и не из «моей страны»… и не подписал это закон

Минотавр24 декабря 2012 г. 23:30

А вот я "за" этот закон. "За" него с того момента когда последний ребенок из последнего детского дома ушел бы в приемную семью.

С того момента когда была бы создана, опробована и одобрена хоть какая-то система помощи детям после повторных возвратов. С того момента когда все подростки которых не удалось (или которые не захотели) жить в приемных семьях воспитывались бы в маленьких психологически комфортных заведениях, семейных детских домах или в профессиональных семьях, готовых к сложностям и особенностям их поведения.

С того самого счастливого момента, когда был бы ликвидирован последний дом для детей-инвалидов за отсутствием необходимости держать оных в учреждениях. Или хотя-бы тех из них, кого теоретически можно вылечить на уровне современной мировой медицины.

Я обеими руками "за" этот закон с того самого момента когда первая русская бездетная пара поехала бы в Китай усыновлять там ребенка, так как на нашей Родине не нашлось бы кого усыновлять.

И с того самого момента, когда каждый нажимавший эту кнопочку депутат смог бы сказать: "Я имею моральное право это делать, у меня самого есть приемный сын (или дочь)".

А вот до этого замечательного момента я лично считаю, что господа депутаты нажатием кнопочек на своих пультах подписали приговоры конкретным детям, которые теперь так и не дождутся своих родителей, а некоторые - и своего спасения.

Это так просто - нажать кнопочку. Это именно то, что сделал американский хороший парень, сбрасывая ядерную бомбу на Хиросиму. Нажать кнопочку не видя глаза тех, кому ты подписал приговор.

Все доводы сторонников запрета абсолютно несостоятельны. Бизнес? Сажайте бизнесменов-посредников. Причем тут дети? Причем родители? Виновны в том, что их заставили платить, или что за них заплатили? Русские желающие на усыновление? Запретите усыновление в тех регионах, возрастных группах и группах здоровья где есть хоть какая-то очередь.

Насилие? Вообще не смешно. Тогда надо вообще запретить усыновление, в любой стране есть насилие и своих и усыновленных детей. Только в детдомах его еще больше. Может, тогда вообще запретить детей... Чтоб их не убивали и не насиловали.

Американские суды жалеют преступников? Жалеете, что ребенок на небесах не получит морального удовлетворения от несостоявшегося возмездия. Понимаю. Но не ценой же десятков тысяч судеб других, счастливо усыновленных детей...

Консулов к детям не пускают? А тут опека сама не ходит. А когда и ходит, бывает что лучше чтоб и не ходила...

Будет принята программа "Россия без сирот" и все сироты станут жить долго и счастливо? Да? И в одночасье исчезнут детдома, возникнет очередь российских приемных родителей, прекратятся повторные отказы... Программа замечательная, я двумя руками "за". А если не в одночасье - то сколько детей за это время потеряет своих любящих (пусть и американских) родителей? Сколько КОНКРЕТНЫХ детей? И какое вы имели право решать их судьбу таким образом?

И почему пока вместо того чтобы исполнять хоть основные ее принципы - маленькие детдома объединяются во все более крупные монстры, чтобы родной бабушке взять ребенка из детдома на выходные вводится такое же количество бумажек как и чтобы чужому дяде уехать с ним на лето к черту на кулички... И т.д. Даже непринятая еще программа - теория, а что будет на практике? И когда мы ее дождемся, этой практики? Мы, может, и дождемся. А дети?

Закон "Димы Яковлева" действительно всколыхнул общество, привлек внимание к проблеме. Но если он будет подписан сейчас - он станет преступлением. Сказано много умных слов - вперед, реализуйте на практике. И побыстрее. Чтобы позор иностранного усыновления не заменять еще большим, крайним позором - позором предательства своих детей. Тех, кому не смогли помочь сами и запретили помогать другим.

А до тех пор пока вы не получите тот самый написанный выше результат - я не стал бы называть эту мерзость именем погибшего ребенка. Он то точно ни в чем не виноват.

Arctan24 декабря 2012 г. 19:24




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00