Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что сделано \

Уполномоченного поддержал Верховый суд: сирота получит жильё

Законодательством Санкт-Петербурга определены обстоятельства, при которых город должен обеспечить сироту жильем. Среди них - проживание в квартире, где зарегистрирован ребенок, посторонних для него людей, не являющихся членами его семьи. Правда, норму* эту каждый район понимает по-своему. И если одни сразу включают сирот в список на обеспечение жильем, то других убеждать сделать это приходится в суде. Иногда - в Верховном суде.

Светлана Агапитова: «Заседание Верховного суда по нашей жалобе состоялось 21 августа. На нём присутствовали представители администрации Колпинского района и выступил юрист нашего аппарата. Как только решение было оглашено, сироту тут же включили в список на получение жилья».

***

Когда Славе ** было 6 лет у него умерла мама, еще через пять лет - папа. С тех пор мальчик живет с бабушкой по материнской линии - Алевтиной Николаевной**. После смерти отца у ребенка началась астма, и врачи посоветовали сменить обстановку и климат. Алевтина Николаевна решила увезти внука на пару лет в Тверскую область к друзьям. А когда они со Славой вернулись домой, оказалось, что жить им негде.

В квартире, где жили бабушка с внуком, зарегистрированы еще 4 человека: младшая дочь с двумя детьми и бывший супруг Алевтины Николаевны. Много лет назад мужчина получил от города трехкомнатную квартиру в социальный найм. Но после развода он там ни разу не появлялся, и где он, никто не знал. Зато в квартире жил муж дочери, который даже регистрации там не имел, но вел себя как единственный хозяин.

Пока Алевтина Николаевна со Славой отсутствовали, их комнату заняли. Выселять родственников пришлось с помощью полиции. Тогда зять ей сказал: «Жить здесь я вам всё равно не дам, я вас выживу, вот посмотрите. Это теперь наша квартира. Мы тут сделали ремонт, так что пользоваться плитой, туалетом, кухней вам нельзя. Увижу - убью!».

«Нас выживали бесчеловечными методами, - вспоминает Алевтина Николаевна. - Стоило войти в туалет или ванну - крики, оскорбления, доведение до слёз, угрозы. Когда Слава выходил из комнаты, зять подходил и брызгал в лицо аэрозолем, чтобы начался астматический приступ. Как-то ребенок стал задыхаться, я вызвала «скорую», а зять её не пустил. Несколько раз пришлось вызывать полицию, потому что боялась за жизнь внука. Приезжают, проводят беседы - но это бесполезно!»

Поставить себе отдельный холодильник женщина смогла лишь через 4 месяца - столько уговаривали дочь и зятя Алевтины Николаевны социальные службы, опека, полиция. А подключить стиральную машину ей так и не разрешили - приходилось справляться вручную.

В 2015 году Алевтина Николаевна подала заявление в администрацию Колпинского района о включении Славы в список на предоставление жилья, но ей отказали. Написала Губернатору, депутатам - помощи не последовало. Женщина решила разъехаться с родственниками, но и это оказалось невозможно: вариантов для размена жилья, находящегося в соцнайме, в городе просто нет.

Тем временем здоровье внука и его психологическое состояние становилось хуже, приступы астмы повторялись всё чаще. Алевтина Николаевна решила сдаться и ради спасения Славы съехать в скромную съемную комнату, которую позволила оплачивать её пенсия. Кто-то из знакомых посоветовал обратиться к детскому Уполномоченному. Ни на что не надеясь, она написала: «Ладно я, мне недолго осталось. Но мне жалко внука - он останется на улице без крыши над головой. Помогите, пожалуйста его защитить!».

С 2017 года Светлана Агапитова убеждала городские ведомства в том, что Вячеслав имеет право на предоставление отдельного жилья. В администрации Колпино ответили: в квартире 62 кв.метра, а прописано там 6 человек. На каждого - больше 10 кв.метров, а для постановки на учет надо меньше 9.

«Тот факт, что данные расчеты применяются в случаях, когда речь идет о членах семьи нанимателя, администрация проигнорировала. А ведь наниматель - бывший муж Алевтины Николаевны - Славе даже не дедушка. Он был отчимом матери и ни разу мальчика не видел, - рассказывает Светлана Агапитова. - Статья 2 Семейного кодекса говорит, что членами одной семьи являются: супруги, родители и дети. Бабушка, тётя, дядя, муж бабушки и другие родственники - к ним не относятся», - настаивала она.

Однако Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Прокуратура, районный, а потом и городской суды признали решение Колпинской администрации правомерным.

Но Уполномоченный не сдавалась и направила кассационную жалобу в Верховный суд. Высший судебный орган России, изучив материалы дела и заслушав доводы Уполномоченного, признал судебные акты противоречащими требованиям закона и нарушающими права Вячеслава.

Юношу, наконец-то, включили в «жилищный» список - этого события семья ждала 4 года! Вячеславу недавно исполнилось 19 лет, поэтому квартирой его должны обеспечить в ближайшем будущем.

Светлана Агапитова: «К сожалению, неверное толковании норм Закона Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» - не редкость. Я не раз предлагала внести изменения, которые исключат разночтения закона, говорила об этой проблеме в Законодательном собрании, в Городском суде.

К сожалению, все равно иногда приходится годами спорить с некоторыми районными администрациями, чтобы отстоять права сирот на крышу над головой. В большинстве случаев рано или поздно это удается. Даже если приходится дойти до Верховного суда».

*П. 2 ч. 1 ст. 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга"

**Имя изменено

Также по теме «Жилищные права детей-сирот»

Эта тема в докладе Уполномоченного: О нарушении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00