Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что сделано \

Администрация боролась с сиротой за квартиру 4 года

Уполномоченный помогла сироте получить крышу над головой.

Родителей Оксаны* лишили родительских прав, когда девочке было 7 лет. До того, как попасть в учреждение, она жила в двухкомнатной квартире, площадью 98 метров. Там же были зарегистрированы многочисленные родственники Оксаны: бабушка, дедушка, мама, дядя и две тети со своими детьми. Большая семья стояла на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Оксана автоматически попала в список сирот, подлежащих обеспечению отдельной квартирой после совершеннолетия.

В 2014 году сироту вычеркнули из жилищного списка. Случилось это после того, как дядя Оксаны, воспитывающий ребенка-инвалида, получил от города квартиру вне очереди. Зарегистрированных в «двушке» стало меньше, чем положено по учетной норме, и основание в улучшении жилищных условий пропало у всех остальных членов семьи. В том числе, и у Оксаны.

Но в квартире оставалась лишенная прав мать девушки, которая находилась в местах лишения свободы, но должна была вернуться через несколько лет. Законный представитель Оксаны попросил администрацию вернуть сироту в список: ведь жить с посторонними людьми молодая девушка не должна. Получив отказ, он обратился к Уполномоченному по правам ребёнка.

Несмотря на то, что Оксана была зарегистрирована в квартире как член семьи нанимателя, общего хозяйства с родственниками она не вела, с трудом помнила часть из них, а некоторых вообще ни разу не видела. Кроме того, несмотря на большую площадь квартиры, отдельного помещения Оксане никто выделять не собирался - комнат было всего 2, а зарегистрированных - 7 человек. «Раз государство взяло на себя заботу о ребенке, значит, должно полностью исполнить свои обязательства», - уверена Уполномоченный. Светлана Агапитова объяснила свою позицию Главе районной администрации и попросила пересмотреть вопрос о включении Оксаны в жилищный список.

Администрация мнение не поменяла. Уполномоченному сообщили, что в квартире сделали перепланировку, теперь там живет три семьи. Каждая - в отдельной комнате, Оксана растет в госучреждении, а её лишенная прав мама находится в тюрьме. Из этого сделали вывод: «жилищная нуждаемость носит искусственный характер» и законных оснований для выделения другой площади нет. Куда вселяться девочка после 18-летия и её мать после освобождения, в администрации не пояснили. Но добавили, что, квартиру можно попробовать разменять или предъявить судебное решение об отказе в принудительном обмене - тогда Оксану внесут в заветный список.

По закону, если за сиротой закреплена недвижимость (площадью 9 метров), претендовать на выделение другой квартиры он не может. Исключение - если с ним зарегистрированы лишенные прав родители. Правда, для того, чтобы признать проживание там невозможным, нужно предоставить вступившее в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения.

С момента исключения Оксаны из списка прошло 4 года. Казалось бы, чем тратить силы на межведомственную переписку, давно можно было воспользоваться предложением района и через суд разменять квартиру. Но дело было не в принципиальности. Чтобы суд принял на рассмотрение иск о принудительном обмене, необходимо предоставить варианты размена жилья. Их подбором занимается Горжилобмен, но это платная услуга, на которую не у каждого выпускника сиротского учреждения есть средства. Но основная проблема в том, что вариантов для размена квартир в Санкт-Петербурге нет: за пять лет Горжилобмен не провел ни одной подобной процедуры.

Оксана тоже прошла по этому пути. Она оформила заявку на принудительный обмен, но подобрать для неё варианты не смогли, а значит и в суд идти ей было не с чем. Но она все-таки пошла. Правда, исковое заявление ей быстро вернули: в связи с отсутствием вариантов обмена. А оставление искового заявления без движения - это не отказ. Учитывать его администрация отказывалась.

Что же в таком случае делать сироте? Оставаться на улице? Родственникам Оксана - чужая, они не освободят для неё обжитую территорию. Бороться с ними, доказывая правоту? Но победит ли 18-летняя девушка в борьбе со взрослыми людьми, когда-то от неё отказавшимися?

Светлана Агапитова предложила Оксане снова обратиться в суд. Но не за обменом, а с требованием признать незаконными действия администрации об отказе включать её в список детей, подлежащих обеспечению помещениями спецжилфонда. Уполномоченный помогла девушке составить исковое заявление и написала заключение в суд, напомнив, что нет вины сироты в том, что в нашем городе не реализуется механизм обмена жилых помещений.

Районный суд, изучив материалы дела, удовлетворил просьбу сироты и обязал администрацию в течение месяца включить Оксану в жилищный список. Казалось бы, через четыре с лишним года борьбы, наконец-то, победа! Но нет. Такое решение суда администрацию не устроило, и она подала апелляционную жалобу. Однако городской суд также встал на защиту сироты и оставил решение, принятое в интересах ребенка, без изменений.

Светлана Агапитова: «Это был очень длительный процесс, время от времени Оксана и те, кто её поддерживал, и даже мы, теряли веру, что удастся добиться положительного результата. Но продолжали делать все, что были должны, и в итоге победили. Заседание городского суда состоялось в конце декабря, так что Оксану вот-вот должны включить в список и вскоре обеспечить жильём.

Во всей это истории Оксана получила бесценный опыт защиты своих прав и уверенность, что справедливости можно и нужно добиваться. И что сдаваться никогда не стоит.

Но проблема эта не единичная, и решать её нужно системно. Я обратилась к депутатам петербургского Законодательного Собрания и предложила расширить перечень обстоятельств, при которых проживание сирот в помещениях, где они зарегистрированы, признается невозможным. Одним из таких обстоятельств должно стать проживание там лишенных прав родители, без дополнительного требования о предъявлении решения суда».

*Имя изменено

Также по теме «Жилищные права детей-сирот»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00