Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Длительное лечение без ущерба для качества образования

В аппарате Уполномоченного по правам ребенка состоялось заседание Экспертного совета по вопросам организации обучения для длительно болеющих детей – этой проблемой Светлана Агапитова занимается не первый год, помогая медицинским стационарам города обеспечить пациентам-школьникам возможность не прерывать образовательный процесс на время госпитализации.



В обсуждении приняли участие специалисты комитета по образованию, администраций районов и директора школ, которые сотрудничают с больницами северной столицы. Светлана Агапитова отметила, что цель встречи – обменяться накопленным опытом, обозначить острые проблемы и понять, чего не хватает для их решения. Ведь, несмотря на то, что постановление Правительства Санкт-Петербурга №355 гарантирует доступное образование длительно болеющим детям, Уполномоченному продолжают поступать обращения от родителей с просьбой оказать поддержку по организации обучения детей.

Счет всю правду скажет?

Сейчас в нашем городе учебный процесс для таких ребят проводится, в основном, по двум моделям.

Первая – заключение больницей договора с образовательным учреждением, когда учителя приходят к детям в палату или занимаются с ними дистанционно, если состояние здоровье ребенка не подразумевает посещений. По данным, представленным Комитетом по образованию на Экспертном совете, сегодня 10 городских школ осуществляют такую деятельность. Для ребят установлена 5-дневная рабочая неделя, уроки проходят как индивидуально, так и в группах от 4 до 15 человек. Формы организации обучения согласуются с заведующим отделения, лечащим врачом и родителями. Конечно же, учитываются все медицинские показания, в соответствие с которыми педагоги корректируют темп изучения учебных программ. Для выпускников отлажена система сдачи Государственной итоговой аттестации.

Вторая – организация в медицинском стационаре структурного подразделения школы, по такой схеме, например, работают в Институте имени Г.И.Турнера.

Как сообщила главный специалист отдела общего образования комитета по образованию Вера Захарова, в минувшем учебном году в детских больницах обучение прошли 345 детей. Однако, как выяснилось в ходе обсуждения, эти цифры не единственные – данные из разных источников не совпадают. Так, по результатам отчета за 2018 год по реализации плана мероприятий Десятилетия Детства обучающихся было 9 478, по сведениям администраций районов, предоставленных по запросу Уполномоченного за 2018 год, – 1094. И какой цифрой можно оперировать, непонятно…

Все дело в том, что ни на федеральном, ни на региональном уровнях до сих пор не выработано единой методики, по которой следует вести эту статистику. Сегодня сама дефиниция «нуждающийся в длительном лечении» требует точного обоснования, тогда и будет понятно, какие данные учитывать при планировании государственного задания на новый учебный год. В настоящий момент над решением данной проблемы работает Министерство просвещения РФ.

Однако в преддверии нового учебного года на уровне региона тоже было бы не лишним согласовать позиции: например, в ходе обсуждения стало понятно, что, как минимум, не стоит забывать о санаторных школах. Члены экспертного совета согласились, что целесообразно продумать систему учета, чтобы избежать путаницы с цифрами в дальнейшем.

Об учебе в больницах – человеческим языком

Начальник сектора социального управления аппарата Уполномоченного по правам ребенка Наталия Зенич озвучила промежуточные итоги деятельности межведомственной рабочей группы при Министерстве просвещения РФ, которая занимается проблемами обучения детей на длительном лечении – последнее заседание состоялось 25 июня. К осени ведомство намерено утвердить обновленный порядок организации образовательной деятельности, в котором предусмотрен отдельный раздел по обучению детей, находящихся в медучреждениях. В частности, в измененном приказе должно появиться то самое определение, которое четко разъяснит, кого следует относить к категории нуждающихся в длительном лечении. Кроме того, готовятся методические рекомендации, в которых найдут свое отражение особенности организации образовательного процесса в больницах.

Наталия Зенич обратила внимание на проблему, которая значительно осложняет жизнь родителям: найти информацию о том, что нужно делать, чтобы ребенок во время длительного лечения еще и учился, почти нереально. На сайтах медицинских учреждений этой информации либо вовсе нет, либо она запрятана и преподнесена в виде положений и ссылок на нормативные акты, понять которые неискушенному родителю трудно.

«Имело бы смысл сделать для всех вовлеченных в процесс организаций – и школ, и больниц, и комитетов – единую памятку или пошаговую инструкцию, где живым человеческим языком разъяснялось бы, куда обращаться родителям, какие нужны документы и так далее, – считает Светлана Агапитова, – хотя бы ссылка на эту полезную информацию должна быть».

Кадры решают все

Еще одна проблема, которую нельзя списать со счетов – профессиональная подготовка педагогов к работе с ребятами, находящимися на длительном лечении. Сегодня, как признались директора школ, отбор педагогических кадров для направления в медицинские организации проводится чисто интуитивно: этот педагог сможет, этот – вряд ли. Как отметила Елена Касавцова, директор СОШ №113, которая является региональной площадкой проекта «УчимЗнаем» и сотрудничает с НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой, во время занятий с детьми, страдающими порой от очень тяжелых заболеваний, нужно учитывать массу факторов – как психологических, так и сугубо физиологических. А это означает, что подготовка кадров для работы в таких непростых условиях должна вестись системно: ведь словом, как известно, можно лечить, а можно вредить. Участники совета предположили, что для обмена опытом было бы здорово организовать для петербургских учителей мастер-класс с участием московских коллег из проекта «Учим-Знаем».

«Как вы считаете, нужна ли отдельная программа повышения квалификации для таких педагогов?» – поинтересовалась Светлана Агапитова.

Ответом было единогласное «да». Представитель Комитета по образованию сообщила, что ведомство готово заняться этим вопросом: нужно разработать программу и постараться внедрить её уже в следующем учебном году.

А может – на второй год?

Обсудили и ситуацию с необходимостью повторного обучения ребенка, который из-за болезни пропустил слишком много материала и испытывает сложности в освоении программы следующего класса. Нередки случаи, когда дети, находящиеся в больнице, порой – в другом регионе, формально переводятся из класса в класс в своей школе, а на деле их знания новому уровню не соответствуют. Родители готовы написать заявление и вернуть ребенка в предыдущий класс, но «Законом об образовании РФ» не предусмотрен такой вариант – для этого нет юридических обоснований. Выходом из создавшейся ситуации участники совета видят реализацию индивидуальных учебных планов для детей. В начале обучения психолого-медико-педагогический консилиум должен точно определить, в каком именно повторении нуждается ребенок, а педагоги на основании рекомендаций должны разработать образовательный маршрут для ребенка.

Также участники совета отметили, что, порой, в ходе лечения ребенка, возникает оперативная необходимость занятий с логопедом, психологом или дефектологом. Чтобы предусмотреть такую возможность, необходимо рекомендовать директорам школ включать в договор с психолого-медико-педагогическими центрами возможность предоставления такой помощи в экстренном порядке.

И вновь пришлось вернуться к кадровой проблеме. Как выяснилось, найти и обучить квалифицированные кадры – это еще не самое главное: важно их удержать. А вот тут-то и выяснилось, что учителя, обладающие достаточной психологической и педагогической подготовкой, работают по срочному контракту – только с 1 сентября по 31 мая. Почему так? Никто не смог ответить точно. Документ, регламентирующий подобного рода тарификацию специалиста, вспомнить не смогли – так исторически сложилось. Мало того, что у педагога нет уверенности в завтрашнем дне, так еще и педагогический стаж летом не идет, нет нормальных отпускных…Эксперты отметили, что необходимо как можно скорее разобраться в этом вопросе и найти способ трудоустройства педагогов так же, как и тех, что работают в традиционном режиме.

Участники совещания единодушно отметили, что в нашем регионе уже много сделано для эффективной работы с детьми, нуждающимися в длительном лечении. Но, как и в любом сложном процессе, важны детали: протокол заседания совета с предложениями, как усовершенствовать эту систему, будет направлен в исполнительные органы государственной власти. К новому учебному году нерешенных вопросов должно стать меньше.

Эта история целиком



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00