Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

От инклюзии к коллизиям

Еще каких-нибудь лет десять назад словосочетание «инклюзивное образование» вызывало лишь удивление и недоуменные взгляды. Причем даже в среде профессионалов. Однако, настойчивые призывы просвещенной общественности при активной поддержке детского Уполномоченного вывели проблему внедрения инклюзивного образования не только на общегородской, но даже федеральный уровень. Как это нередко случается, Петербург оказался в этом вопросе впереди России всей – желание расширять образовательные возможности было, а законодательной базы – нет. Не дожидаясь федеральных коллег, петербургские специалисты объединились, всесторонне изучили вопрос и после долгих споров и обсуждений приняли Концепцию образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Документ предусматривал развитие около 10 различных моделей учебного процесса для особых детей, в число которых входила и инклюзия. Тем самым был дан старт новому этапу в истории системы петербургского образования. Было это в 2012 году…

С тех пор многое изменилось в понимании, подходах и практике. Школы и детские сады осторожно и вдумчиво осваивают новые формы предоставления образовательных услуг. Конечно, не повсеместно и нередко в экспериментальном режиме, ведь на этом пути множество нюансов и подводных камней, которые познаются лишь в процессе работы. И, естественно, нормативные документы существенно отстают от этой новаторской жизни – невозможно все конкретизировать и точно «прописать» наперед, без накопления значительного опыта. А там, где есть неточности, всегда возникают споры и коллизии – каждому хочется трактовать размытые формулировки исключительно в свою пользу. Неразберихи добавляет и правовая безграмотность. К примеру, одна женщина строит все свои претензии и жалобы на положениях федерального закона «Об инклюзии». И все там, в общем-то, логично, если не считать, что такого закона в России пока нет. Да и сам термин «инклюзивное образование» понимается слишком вольно.

Ругаются мамы и папы не только со школой, но и с другими родителями. Одни недовольны – ребенка не пускают учиться с обычными детьми, и факт того, что он «не тянет» программу их не смущает. Другие требуют удалить умственно отсталого или неуправляемого ученика, поскольку он отвлекает внимание и «тормозит» весь класс. Между этим молотом и наковальней бьется школа, которая с одной стороны должна обеспечить процесс массового образования определенного качества, а с другой, будьте любезны – индивидуальный подход…

Количество подобных жалоб в адрес детского Уполномоченного неуклонно растет. Разбирая их, специалисты аппарата, прежде всего, стремятся выявить общие тенденции, для изменения которых требуются нормативные уточнения и законодательные корректировки. Тем более, что в конце октября этой теме будет посвящено выездное заседание Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, членом которого является Светлана Агапитова.

Как бы странно это не прозвучало, но конфликты и споры о новых формах образования красноречиво свидетельствуют о развитии в этой сфере. Ведь раньше, все было просто: не можешь учиться в обычной школе – иди в коррекционную или специализированную. Теперь, в нынешнем многообразии образовательных механизмов немудрено запутаться даже специалисту. Путь первопроходцев всегда труден, и ошибок на нем не избежать, но пройти его нужно, чтобы каждый ребенок имел возможность гармонично развиваться в меру своих способностей…

Дабы своими глазами увидеть те изменения, которые произошли в системе образования для детей с особенностями здоровья, Светлана Агапитова запланировала ряд выездов в различные учреждения. Первые визиты состоялись в Выборгском районе. Уполномоченный посетила детский садик комбинированного вида №74, школу «Озерки» и 33-й интернат для слабослышащих детей.

Недостаточно персональный тьютор




Детский сад №74 примечателен тем, что имеет в своем составе центр сопровождения ребенка дошкольного возраста, службу ранней помощи, 4 логопункта и 22 группы общеразвивающей и коррекционной направленности. Светлану Агапитову познакомили с работой специалистов, провели в помещения групп. В режиме полного дня учреждение посещают 574 ребенка, а в режиме кратковременного пребывания – 10 детей. Педагоги детского сада ведут активную работу с семьями воспитанников, уделяют большое внимание взаимодействию детского сада и родителей, вовлекая их в единое образовательное пространство, используя различные формы сотрудничества, включая мастер-классы и открытые занятия. Кстати, с одной из мам удалось поговорить прямо в стенах учреждения – она ожидала ребенка, который занимался с логопедом. По мнению женщины, это – лучшее учреждение района и, перепробовав несколько вариантов, она увидела, что прогресс у сына только здесь.

Однако, несмотря на все эти очевидные «плюсы» одна из мам обратилась к Уполномоченному по правам ребенка с жалобой. Она считает, что учреждение не готово к приему ее сына…

В заключении Психолого-медико психологической комиссии значится, что ребенку положен тьютор. Это один из атрибутов инклюзии – особая педагогическая должность, обеспечивающая процесс индивидуализации образовательного процесса. Говоря проще – персональный педагог-сопровождающий, наставник и просто помощник. В детском саду об этом, естественно, знают и считают, что к приему ребенка полностью готовы. Ряд сотрудников прошли необходимое обучение и имеют право занимать должность тьютора. Однако, мама уверена, что в таком подходе не в полной мере реализована «персональность» сопровождающего. Она хочет, чтобы тьютор был нанят специально для ее сына.

Администрация детского сада лишь руками разводит – такого требования в законодательстве нет. Тем не менее, объявление о приглашении на работу тьютора они разместили на сайтах вакансий. Но тут есть и существенный экономический нюанс – специалист требуется не на полную ставку и поэтому, найти человека не из учреждения практически нереально. Именно поэтому дошкольное учреждение видит единственный выход – в совместительстве и это вариант готовы обеспечить.

Кстати, ряд специалистов, в принципе считает, что тьютор должен присутствовать только в общеобразовательных, а не дошкольных учреждениях. Однако, пока в законодательстве нет четко сформулированного требования, отсюда и коллизия.

«Мы обязательно запросим у Минобрнауки трактовку этого момента, - говорит Светлана Агапитова. – до той поры, пока не будет однозначного понимания, количество конфликтов будет только возрастать. Родителей можно понять – они отстаивают наилучшие условия для своих детей. Но и бюджетные учреждения работают в рамках своих возможностей».

Беспокойные «Озерки»




Детскому Уполномоченному школа «Озерки» известна давно и периодически напоминает о себе коллективными жалобами. Они вызваны конфликтом с администрацией учреждения или касаются тревог о его закрытии. Очередной сигнал из «Озерков» также обозначался, как коллективный, однако был подписан одним человеком.

Заявитель уверяет, что в школе собираются упразднить медицинский блок, не работает бассейн и нечем платить зарплаты сотрудникам, так как финансирование отсутствует. Вследствие всего этого «школу лихорадит, родители нервничают», а у детей падает успеваемость и ухудшается здоровье…

Встретившая Светлану Агапитову и.о. директора Людмила Супонина, была немало удивлена обозначенным «проблемам». Разве что бассейн, действительно, был закрыт на летний период раньше, чем положено. Техническая неисправность оказалась слишком серьезной, и ее устранение требовало значительных затрат. Однако, после ремонта оказалось, что вышла из строя одна из обеспечивающих систем. В настоящее время ведется поиск источника финансирования для ее исправления.

Своевременное получение заработной платы подтвердили находящиеся рядом сотрудники, ну а с работой медицинского блока детского Уполномоченного познакомили в ходе экскурсии по учреждению. Никаких планов по его упразднению или даже реорганизации у руководства нет, поскольку он является существенной составляющей комплексного процесса. В «Озерках к каждому ребенку практикуется индивидуальный подход. Для своевременного выявления скрытых патологий, в школе ежедневно проводятся профилактические медосмотры и оцениваются резервные возможности физической работоспособности.

Заглянула Светлана Агапитова в Библиотечно-информационный центр и в учебные классы, где, несмотря на тревоги отдельных родителей, образовательный процесс шел своим чередом. Также, с интересом познакомилась с принципами работы «платформы сенсорной интеграции и развития».

В общем, объективных причин для тревог и волнений в ходе визита не наблюдалось…

Дом, где учат слышать мир




А вот школа-интернат № 33 никакими скандалами и жалобами не выделялась. Разве что ребят из этого учреждения детский Уполномоченный нынешним летом встретила на базе Оздоровительного комплекса «Дон» в Краснодарском крае. Кстати, сотрудники пансионата очень хвалили группу из Петербурга.

33-я школа выполняет непростую миссию подготовки слабослышащих и позднооглохших детей к овладению социокультурным пространством через коррекционно-развивающие технологии. Говоря проще, помимо общеобразовательной программы здесь учат слышать окружающий мир и общаться с ним на равных.

Сейчас здесь 208 учеников из разных районов города и Ленинградской области. 34 воспитанника проживают на отделении интерната в течение недели.

Светлана Агапитова побывала в классах, понаблюдала за учебным процессом и даже поучаствовала в интерактивном уроке вежливости. Ученики в лицах разыгрывали ситуации в общественном транспорте и обсуждали модели поведения, достойные истинного петербуржца.

«Мне очень понравилось, что, несмотря на свой недуг, ребята очень открытые, жизнерадостные и с удовольствием общаются, - делится впечатлениями Светлана Агапитова. – Для меня, все-таки главный показатель благополучия ребенка – это его искренняя улыбка. Этот «документ» надежнее любых рейтингов и показателей.

Практика подобных выездов мне показалось очень полезной, и я обязательно ее продолжу. Только общаясь со специалистами-практиками и разбирая живые ситуации можно понять – что и где не так работает, и как это исправить. Такой бесценный опыт поможет мне более эффективно работать в Экспертном совете по специальному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7333