Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Экспертный совет \

Полиция и опека должны работать вместе



На очередном заседании рабочей группы по мониторингу случаев отобрания детей эксперты обсуждали серьезную проблему – подмену сотрудниками МВД действий органов опеки, о которой Уполномоченный рассказала в ежегодном докладе.

К сожалению, констатировала Светлана Агапитова, возникшие в 2017-м году опасения по результатам прокурорских проверок подтвердились. Зачастую, производя изъятие детей в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее время, сотрудники полиции не сообщают об этом в органы опеки, а лишь информируют о постановке родителей на профилактический учет. В результате детей забирают без акта органа опеки и попечительства. Чтобы избежать подобного исхода, на уровне профильных комитетов сейчас обсуждается возможность введения ненормированного рабочего дня сотрудников опеки – в том числе вечером и ночью.

Мониторинг, проведенный аппаратом Уполномоченного в первом квартале 2018 года подтвердил тенденцию, наметившуюся еще в прошлом году. Количество детей, отобранных по 77-й статье, продолжает снижаться – с января этого года такой случай был всего один.

«Это могло бы радовать, если бы одновременно не росло количество детей, помещенных в учреждения по актам о безнадзорности», – отметила Светлана Агапитова.

Единственное отобрание произошло в Центральном районе в середине февраля. Коммунальная квартира, в которой проживает семья трехлетней Ани*, в аварийном состоянии – есть даже угроза обрушения. Однако покидать опасное жилье родители отказывались, несмотря на стойкий запах газа и свисающую над плитой проводку. При этом взрослые спокойно курили прямо на кухне, создавая вероятность взрыва… Ко всему прочему, мама и папа малышки употребляют алкоголь и наркотики, давно состоят на учете. Требованиям и предупреждениям органов опеки они не вняли, поэтому девочку пришлось забрать. По иску, предъявленному опекой, уже состоялось предварительное судебное заседание, следующее назначено на май. У родителей еще есть шанс вернуть девочку, и они предпринимают попытки исправиться – оба начали лечение, мама устроилась на работу, навещает дочку.

Члены рабочей группы рассмотрели также случаи, когда дети были помещены в социозащитные учреждения по заявлению родителей или самих несовершеннолетних. Таких эпизодов с начала года было 15. В основном подобные заявления поступают от одиноких мам, которые не справляются с обязанностями по воспитанию, а в дальнейшем отказываются забрать детей домой. Большинство из этих родителей впоследствии были лишены родительских прав.

Также Уполномоченный запросила в органах опеки информацию о детях, помещенных в социозащитные учреждения по актам полиции. Согласно полученным сведениям, таких ребят было 27. Проанализировали и причины – в основном это безнадзорность, но есть и ряд случаев, которые, по оценке экспертов, вполне могли бы быть квалифицированы по 77-й статье.

«Основная нагрузка по принятию решений в таких ситуациях ложится на сотрудника полиции», – подчеркнула специалист аппарата Уполномоченного.

При этом в ГУ МВД по Петербургу представили свои данные, и эти цифры вызвали много вопросов. Так, согласно статистике полиции, с января по апрель было выявлено 44 несовершеннолетних, «находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью». Возникает резонное замечание: на основании каких критериев правоохранители оценили положение в семье как угрожающее жизни ребенка? Получается, полиция снова подменяет функции опеки…

Коснулись еще одной проблемы – транспортировки изъятых по актам полиции детей в социозащитные учреждения. Ни у правоохранительных органов, ни у опеки нет специального оборудования для перевозки ребят, да и самого подвижного состава тоже не хватает – часто сотрудники используют в этих целях свои личные автомобили.

Помимо этого, органы опеки сталкиваются с серьезными трудностями и при помещении таких несовершеннолетних в организации – так, большинство детских больниц без медицинских показаний принимать ребят отказывается. Раньше существовала возможность размещать детей в приемных отделениях приютов, но сейчас туда тоже не берут без пакета документов. Пути выхода из сложившейся ситуации с подачи Уполномоченного ищут в Комитете по социальной политике и Комитете по здравоохранению.

После обсуждения повестки дня члены рабочей группы рассмотрели два случая отобрания, с которыми родители не согласны – мамы обратились к Светлане Агапитовой за помощью в возвращении детей. Валентина* страдала наркозависимостью, однако из активного употребления давно вышла. К сожалению, за то время, пока она боролась с недугом, успела лишиться родительских прав на старшую дочь – теперь та под опекой бабушки. А в январе у Валентины забрали и младшую Вику*. На учете как неблагополучная семья состоит с 2011 года. Сотрудников субъектов профилактики женщина пускала в дом крайне редко, жилищно-бытовые условия были неудовлетворительными, однако советы и рекомендации мама упорно игнорировала. Во время визита, который закончился изъятием Вики, в квартире царил бедлам, в туалете обнаружили шприц. К тому же девочка была больна, а на вопрос, когда последний раз ела, ответила – вчера. Вику поместили сначала в больницу, оттуда – в районный центр содействия семейному воспитанию. Там она находится и сейчас, а в отношении мамы рассматривается иск о лишении прав родительских.

Членам рабочей группы Валентина сообщила, что состоит на учете в наркологическом диспансере и регулярно посещает врача, а также сдает анализы. Эту информацию подтверждают справки. Шприц, заверила мама, принадлежит её мужу и использовался для ремонта мобильных телефонов. Но тот факт, что восьмилетняя девочка нигде не учится, никак объяснить не смогла…Специалисты рекомендовали Валентине принять во внимание все претензии опеки и как можно скорее записать дочку в школу. На лето Вика отправится в лагерь вместе с СРЦ, так что у Валентины будет время привести в порядок квартиру и найти постоянную работу. А также озаботиться вопросом восстановления прав на старшую девочку.

В истории семьи Сергеевых* все тоже непросто. Супруг недавно вышел из тюрьмы. 25-летняя мама двоих детей раньше употребляла запрещенные вещества. Видя, что с воспитанием Вероника* не вполне справляется, специалисты из опеки предложили ей временно поместить детей в учреждение. Она согласилась. Уже подошел срок их забирать, однако обстановку в семье по-прежнему нельзя считать благополучной и безопасной. Хотя положительные сдвиги, безусловно, есть – Вероника сделала ремонт в квартире, устроилась на официальную работу. Она говорит, что полностью осознала свою вину и очень хочет вернуть дочек. Маму поддержали и настоятельно рекомендовали пройти полный курс реабилитации, после чего, заверили её члены группы, никто не станет препятствовать воссоединению семьи.

Также по теме «Рабочая группа при Уполномоченном по правам ребенка»



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00