Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

«Новая Идея» пришла на смену «Новому поколению»

«Для более эффективного следования в часть
мы должны сесть в автобус… и проследовать в часть»

к/ф «ДМБ»

Одна из самых серьезных задач летнего отдыха – организация его для подростков, которых принято именовать «трудными». С одной стороны, эту категорию надо вывезти из города, чтобы излишняя свобода и соблазны мегаполиса не затянули ребят в темную пучину правонарушений. Другая важная цель – изменить то, из-за чего подросток обрел статус «трудный», то есть перевоспитать его.

Многие годы работу такого лагеря в поселке Мехбаза обеспечивало специальное предприятие «Новое поколение». Из-за ряда претензий в части освоения бюджетных денег организация прекратила свое существование. Не открылся и лагерь «для трудных». Хоть это место и не очень свято, но пусто не осталось. Ему на смену пришла «Новая Идея» с концепцией Оборонно-патриотических сборов. Не успел военизированный лагерь отработать и двух смен, а детскому Уполномоченному уже пришла жалоба. Короткая, как выстрел: «прошу провести проверку соблюдения требований российского законодательства»…















Разумеется, осуществлять надзор такого рода – полномочия прокуратуры, и Светлана Агапитова поделилась с ведомством опасениями заявителя. Однако и сама отправилась в лагерь, чтобы посмотреть на все своими глазами и спросить ребят об их впечатлениях.

Идея, заложенная в проведение таких сборов, понятна и логична. На закрытой территории действующей войсковой части организовывается лагерь военно-спортивного направления. Под началом опытных инструкторов, тренеров и психолога ребята живут по распорядку, занимаются спортом, осваивают азы военной подготовки. Юношеская энергия, которая в состоянии безнадзорности, возможно, тратилась бы на совершение противоправных деяний, расходуется на тренировках и занятиях по военно-патриотической подготовке. Так, постепенно подросток втягивается в регулярные занятия спортом, готовится к исполнению воинского долга и обретает понимание патриотизма. Это концепция, которую и взялись воплощать на территории войсковой части в поселке Саперное Приозерского района. Что же из этого получилось?

Живут ребята в кирпичном капитальном здании, занимая целиком этаж. Казармой это можно назвать только условно – никаких огромных бараков с бесконечными рядами двухъярусных кроватей там нет. Спальные помещения, именуемые на флотский манер «кубриками», выглядят, как комнаты в обычном лагере: 8 «одноэтажных» кроватей, тумбочки, шкаф. «Удобства» в виде душей и туалетов – на этаже. На территории части есть и баня, которой ребята могут пользоваться. Столовую подростки также делят с военнослужащими. На этом соприкосновения с «реальной армией» заканчивается – занимаются с ребятами инструкторы и тренеры, не имеющие никакого отношения к войсковой части. «Закрытость» лагеря тоже весьма относительная. Покинуть расположения без сопровождающего, конечно нельзя, но и против воли тут не держат. Тот, кто почувствовал, что не в состоянии «стойко переносить тяготы и лишения», может об этом сказать и его отправят домой.

Основное время, не занятое приемами пищи и личной гигиеной, можно потратить на спортивные тренировки или военную подготовку. Рядом с жилым корпусом собран огромный шатер, выполняющий функции летнего спортзала. Под тентом есть тренажеры, ковер для борьбы, ринг и боксерские мешки. Среди предлагаемых видов спорта преобладают единоборства, но можно заняться и общей физической подготовкой или футболом. На плацу, рядом с залом установлены модули для сдачи норм ГТО. С ребятами занимаются квалифицированные тренеры, многие из которых – титулованные спортсмены.

Каждому участнику сборов выдается неплохой комплект экипировки: спортивный костюм, шорты, кроссовки, боксерские перчатки, бинты, капа. По окончании смены форму не забирают, чтобы желающие имели возможность продолжить занятия спортом в клубах города.

Помимо занятий спортом можно постичь основы огневой подготовки, для чего имеются учебные макеты автомата Калашникова. Также, навыки необходимые молодому воину можно получить на полигоне и полосе препятствий.

Из всего предлагаемого разнообразия ребята вольны выбирать сами – что им больше нравится. Никакой «обязаловки» тут нет. Если ничего не хочешь – можешь ничего и не делать. Сиди себе в «кубрике» или гуляй, но не дальше забора воинской части…

Обойдя территорию и познакомившись с практическим воплощением идеи оборонно-патриотических сборов, Светлана Агапитова пообщалась и с ребятами, и с тренерами, и даже с военнослужащими, которые хоть и служат в части, но наблюдают за происходящим немножко со стороны. Дневная тренировка завершалась, и подростки постепенно потянулись в корпус. Завидев детского Уполномоченного, подходили поздороваться – со многими из них Светлана Агапитова знакома уже не первый год. Ребята с охотой делились впечатлениями, рассказывали о своих успехах и планах на будущее.

Те, кто увлечен спортом, оценивали сборы вполне позитивно – есть отличная возможность для роста. Питание и бытовые условия тоже вполне их устраивали. Кто-то планировал вступить в Юнармию с прицелом на карьеру военного, а кто-то видел себя в профессиональном спорте. Интересный разговор завязался и в казарме. Там возлежали на кроватях подростки, которые посчитали предлагаемые формы досуга скучными, и с нетерпением ждали отправки домой. Но и они нашли в сборах позитивные моменты. Узнав, что всю выданную форму и экипировку им подарили, они уже прикинули – сколько смогут выручить, реализовав это хозяйство. Поэтому, на тренировки ходить и не пытались – чего товарный вид портить?

«Перчаточки, жаль, не кожаные, и не Everlast, конечно – они и в магазине не дороже двух тысяч… но ничего…», - рассуждали юные прагматики.

Тренеры проявляли сдержанный оптимизм и выражали робкую уверенность в том, что минимум половина из занимавшихся здесь, придут к ним и в городе. Однако, некоторая досада в голосе чувствовалась. Благодаря тому, что совсем недавно здесь побывал Губернатор Георгий Полтавченко, о работе лагеря рассказали многие СМИ. Естественно, упомянули и о средствах, затраченных на сборы. Пребывание одного подростка на одной смене обошлось бюджету города более чем в 130 тысяч рублей. Любой тренер знает, как непросто вывезти своих ребят в спортивный лагерь. Вполне прилично организованные сборы, необходимые для роста талантливого спортсмена, обходятся примерно в 40 тысяч рублей с человека, и не каждый родитель может заплатить эти деньги. Поэтому при виде изнывающих от скуки подростков в глазах тренеров, болеющих за свое дело, читается множество вопросов…

А вот военные были менее сдержаны в своих высказываниях. Не будем приводить их дословно – армейская лексика, конечно, очень емкая, но не всегда пригодна для цитирования. И все же смысл передать стоит. В целом, представители войсковой части были склонны оценивать эффективность оборонно-патриотических сборов как крайне низкую. Слова «бардак» и «разгильдяйство» при этом были самыми литературными. В своих суждениях они опирались на наблюдаемые ими признаки крайне низкого уровня дисциплины. К примеру, в столовой один из младших офицеров задавался таким вопросом: «Вы посмотрите, что они оставляют после приема пищи, посмотрите, во что они превратили казармы – как же их перевоспитывают, если они даже элементарного порядка соблюсти не могут?» (прямая речь облагорожена и не является официальным мнением ВЧ). Другой военнослужащий рассказал, что лично ему подростки уже трижды предлагали купить спортивную форму, выдаваемую на сборах. Такая вот проза жизни…

Что можно сказать, обобщая все увиденное и услышанное? Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что работать с «трудными» подростками нужно. И чем больше форм такой деятельности существует, тем лучше. Безусловно, нельзя забывать и о расходах, которые для этого требуются. Неправильно будет тут рассуждать в категориях «дорого-дешево». Кто может сказать сколько вообще это стоит? Сравнения с заморскими курортами, конечно, напрашивается, но не вполне справедливо. Все-таки это специфическая работа – вернуть обществу законопослушного подростка не одно и то же, что свозить ребенка к морю. Ведь, по сути, это вложения в безопасность на улицах города…

Однако для ориентира можно взять схожие категории. Прошлогодняя смена в лагере «Нового поколения» стоила городской казне около 28 тысяч на каждого подростка. Аналогичный период «Новой идеи» обошелся почти в пять раз дороже. Но претензии к «Новому поколению» заключаются в неэффективном использовании бюджетных средств. Значит, система предложенная «Новой идеей» учла ошибки предшественника и распорядилась деньгами более умело. И вполне возможно, недоработка заключалась в том, что потратили недостаточно – и такое бывает. Тогда для объективной оценки успешности проекта хочется понимать критерии эффективности. Пока они не очевидны, но хочется верить, что при подведении итогов эта информация появится.

«Военно-спортивное направление в работе с трудными подростками необходимо и его, безусловно, нужно развивать, – считает Светлана Агапитова. – Однако у меня сложилось впечатление, что сама воспитательная работа не на очень высоком уровне. Да собственно и самих воспитателей нет, подразумевается, что этим занимаются тренеры и инструкторы. Получается, что воздействие есть только на тех, кто и сам хочет исправляться. Это прекрасно, но что с остальными? Наверное, не стоит смиренно принимать желание ребят уехать из лагеря в первый же день, а попробовать их убедить хотя бы чем-то заняться. И в чем тогда заключается работа психолога?

Кроме того, необходимо отследить, сколько все-таки человек дойдут до спортивных секций, вернувшись в город, и будут заниматься регулярно. Ведь от всего этого есть польза, только если будет продолжение.

Что касается расходов на этот проект, то их обоснованность должны оценивать компетентные в этих вопросах структуры. И я думаю, что это будет сделано. Меня больше интересует эффект, которого удалось достичь – только тогда мы сможем говорить о том, что рационально, а что – нет».

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»

Также по теме «Трудные подростки»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00