Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

ФСС против мам: декрет или банкрот?

Петербургское отделение фонда социального страхования задолжало Юлии* более 300 тысяч рублей – это сумма пособий по уходу за ребенком до полутора лет, которые она до сих пор не получила, хотя ее дочке уже год и девять. Все это время семья фактически лишена средств к существованию. Судебные тяжбы завершились в декабре, за мамой признано право на причитающиеся средства в полном объеме.

Юлия семь лет проработала в строительной компании заместителем главного бухгалтера, а потом ушла в декрет. Ее дочка родилась весной 2018-го. Когда закончился больничный по беременности и родам, Юля начала получать пособие по уходу за ребенком. Но уже через месяц выплаты прекратились – фирма разорилась, началась процедура банкротства. Тогда женщина обратилась за пособием напрямую в ФСС: федеральным законом предусмотрено такое право застрахованного гражданина, если у работодателя недостаточно средств на счетах. Однако ей отказали, сославшись на то, что Юля не была включена арбитражным управляющим компании в реестр кредиторов.

Юля написала жалобу Уполномоченному. Специалисты аппарата детского омбудсмена, подробно изучив ситуацию, посоветовали ей подавать иск. После пяти судебных заседаний районный суд встал на её сторону, хоть и не по всей сумме. Однако ответчик не спешил исполнять решение – ФСС подал апелляцию.

«Моя трудовая так и осталась у работодателя в закрытом офисе, все телефоны молчат, арбитражный управляющий уже несколько раз сменился и связи с ним нет, – в очередной раз написала Юля детскому омбудсмену. – Без трудовой мне не устроиться на новое место. Мужа сократили, на что жить? Даже минимальные пособия на ребенка не оформить – в отделе соцзащиты требуют справки о нулевых доходах, но их я предоставить тоже не могу. Я в полном отчаянии от такой несправедливости!»

Светлана Агапитова направила Управляющему Санкт-Петербургским региональным отделением ФСС запрос, в котором попросила рассмотреть возможность отзыва апелляции в интересах ребенка – увы, безрезультатно.

К счастью, Городской суд оставил решение районного без изменений. Судебная коллегия постановила: ответчик не оспаривал, что выплата пособий прекратилась, также не ставился под сомнения и тот факт, что у работодателя не было финансовой возможности выполнить свои обязательства перед Юлей из-за начавшейся процедуры банкротства.

Этих оснований достаточно для возложения на ФСС обязанности по выплате пособия. Понимая, что добровольно исполнять решение фонд не будет, Юля, получив на руки постановление, обратилась к судебным приставам.

Однако и тут её ждали трудности. Согласно федеральному законодательству, если речь идет о взыскании средств с государственных внебюджетных фондов (Пенсионного, ФСС, обязательного медицинского страхования), то исполнение таких судебных актов осуществляется непосредственно самими этими фондами. К сожалению, об этом Юлии пришлось узнать опытным путем: сначала она получила отказ от судебных приставов, потом отправилась в Управление федерального казначейства, но и там ей отказали, сославшись на правовые нормы. На все эти действия ушло почти два месяца – только вчера маме, наконец, удалось вручить исполнительный лист в филиал ФСС по месту нахождения работодателя.

Но на этом судебная эпопея, увы, не окончена. Дело в том, что по первому иску Юлии присудили не всю сумму пособий по уходу за ребенком – насчитали только с августа по март 2019-го, хотя полтора года Арине исполнилось лишь в октябре. Чтобы получить остаток, мама подала еще один иск – по нему решение тоже было в пользу истца.

«Я уверена, что и на этот раз от ФСС будет апелляция, и подадут её в самый крайний срок, чтобы максимально затянуть весь процесс, – считает Юля. – Пока я работала, фонд с радостью брал отчисления с моей заработной платы. И всегда очень внимательно следил за тем, чтобы не удержали ни копеечки из причитающегося мамочкам в декрете. А когда на этом месте оказалась я, почему-то все стало иначе. Приходится тратить столько времени, нервов и сил, чтобы получить то, что полагается моему ребенку по закону. Очень обидно».

Светлана Агапитова:

«Тот факт, что все это время Юля лишена причитающегося ей пособия – вопиющее нарушение прав и интересов ребенка, гарантированных действующим законодательством РФ. Мы договорились, что, если в установленный срок решение суда не будет исполнено, она снова обратится к нам и мы начнем новое разбирательство».

* – имена изменены.



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00