Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Летние каникулы обернулись эмиграцией

12 лет назад Ирина* вышла замуж и уехала жить в Италию, на родину супруга. Через год у пары родился сын. И хотя Антон* был гражданином Италии, его с детства приучали к культуре двух стран, он хорошо знал русский язык. Прошлым летом Ирина с сыном приехали к родственникам в Петербург и не смогли вернуться.

«Отношения с мужем на тот момент были хуже некуда, - признавалась позже Ирина. - Он периодически выгонял нас из дома, запрещал общаться с родственниками и друзьями, мог применить физическую силу. За день до нашего вылета в Италию он позвонил и потребовал, чтобы я заплатила ему за возвращение домой. Тогда мы с сыном приняли решение остаться в России».

Антон приехал в Петербург по туристической визе, срок которой заканчивался через несколько дней. Чтобы оформить новую, нужно было ехать в Италию, а сделать этого Ирина не могла. И не только из-за того, что ей негде было жить: муж собщил в полицию, что она похитила ребенка, и при первой же проверке документов на территории Евросоюза у неё могли возникнуть проблемы.

Чтобы защитить себя и сына, Ирина подала в петербургский суд заявление на развод и на определение места жительства ребенка с ней. На заседании Антон признался, что боится папу и хочет жить с мамой.

Ирина решила получить для Антона разрешение на временное проживание, но для этого мальчик должен находиться в России на законных основаниях, а его виза на тот момент была просрочена и миграционный режим нарушен. Более того, в скором времени заканчивался период действия паспорта Антона.

Что делать дальше, Ирина не знала. Ей посоветовали обратиться за советом в аппарат Уполномоченного по правам ребенка.

«Мы не можем вернуться в Италию, - сказала Ирина. - Я боюсь, что меня арестуют за похищение - в Европе с этим строго, а Антона отправят к отцу, которого он боится. Помогите», - попросила она.

Уполномоченный обратилась к руководству регионального Управления по вопросам миграции ГУ МВД, объяснила ситуацию, в которую попали Ирина и Антон, и попросила найти возможность легализовать пребывание ребенка в Петербурге без выезда за пределы страны.

В УВМ подтвердили, что иностранный гражданин обязан покинуть территорию России по истечении его визы. Но также отметили, что срок временного пребывания может быть продлен, если изменились условия, в связи с которыми был разрешен въезд в страну. «Ирина имеет основания для продления срока временного пребывания её сына на территории России - для решения вопроса о приеме ребенка в гражданство РФ», - резюмировали в УВМ. Пока идет рассмотрение заявления, необходимо поставить Антона на учет по месту пребывания. Для этого матери следует обратиться в районный отдел по вопросам миграции.

Светлана Агапитова: «Несмотря на то, что Ирина долгое время жила в Италии, она осталась гражданкой России, поэтому её сын имеет право на получение гражданства нашей страны. Однако матери следовало начать оформление до того, как было нарушено миграционное законодательство, пока виза Антона была актуальна.

Большое спасибо работникам Управления по вопросам миграции, которые пошли навстречу семье. Антона уже зачислили в школу, он учится, ходит на кружки и успешно адаптируется к жизни в новой стране».

*Имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id8031