Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Детей наказывать нельзя, а экспонат – можно?

«Уважаемый петербургский музей использует в своей экспозиции сцены насилия над детьми!» – написала Уполномоченному жительница города Вероника*.

Как оказалось, речь идет о культурном учреждении, где представлен макет нашей страны в миниатюре. Однако возмутившая Веронику часть выставки к основной экспозиции не относится – её покоробил манекен ребенка, стоящий в одном из залов в углу в футболке с надписью «Я наказан». Это – шуточный способ, к которому пришлось прибегнуть дирекции музея, чтобы привлечь внимание гостей к важному правилу: макет нельзя трогать руками! Ведь несмотря на предупреждения, почти каждый день кто-то из посетителей вольно или невольно наносит ущерб экспозиции.

Однако с таким методом заявительница категорически не согласна: «Такая воспитательная мера, как поставить ребенка в угол, является эмоциональным насилием. Ответственность за нарушения ребенка в рамках общественного учреждения несет взрослый. Пусть взрослый и стоит в углу! В административном кодексе или в другом законодательном акте не дается право устанавливать наказания для детей. Этот экспонат надо запретить!»

Вероника абсолютно права: ни в одном законодательном акте РФ не упоминаются наказания в отношение детей. К сожалению, до сих пор не принято и единого определения жестокого обращения – эту проблему неоднократно поднимала Светлана Агапитова, а в последний раз она обсуждалась в рамках Международной научно-практической конференции «Дома лучше», посвященной защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Что касается такой категории, как эмоциональное и психологическое насилие, то здесь и вовсе не существует единого взгляда.

«Во многих странах существуют четкие правовые понятия, которые позволяют оценить, имело ли место жесткое обращение – так, например, у европейских соседней в законе об охране ребенка прописан запрет на любые виды наказаний, а также на эмоциональное насилие, – говорит Светлана Агапитова. – У нас же все пока сводится к составу преступления, предусмотренного статьей 156 Уголовного Кодекса РФ. Однако в контексте экспозиции определить содержание жанровой сценки «Мальчик в углу» как сцену насилия над ребенком представляется не вполне корректным. Тем не менее, мы доведем позицию Вероники до руководства музея».

* – имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id8014