Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Опросник для сирот или как не заразиться маргинальностью?

В Законодательном собрании Петербурга по инициативе сенатора Андрея Кутепова состоялось рабочее совещание, посвященное обсуждению актуальных законотворческих инициатив федерального уровня в сфере усыновления и опеки. На мероприятии присутствовали представители профильных ведомств, учреждений для детей-сирот, некоммерческих организаций, а также Уполномоченный по правам ребенка.


Открывая совещание, Андрей Кутепов от имени Совет Федерации выразил обеспокоенность ситуацией с вторичными отказами, а также участившимися случаями разусыновлений. Сенатор сообщил, что Верхняя палата работает над совершенствованием законодательства, регулирующего эти проблемы, и его коллегам крайне важно знать мнение опытных специалистов в регионах. После короткой преамбулы он передал слово Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Начала Светлана Агапитова с печальной статистики, подтверждающей актуальность корректировки законодательства. В 2018-м году 64 ребенка в нашем городе второй раз пережили утрату семьи, причем пятеро из них – в результате отмены усыновления. В сиротские учреждения они возвращаются озлобленными, разочарованными с характерным набором негативных качеств: педагогическая запущенность, склонность к бродяжничеству, нежелание учиться, алкогольной или наркотической зависимостью. Основные причины вторичных отказов: отсутствие системы сопровождения замещающих семей, плохая подготовка кандидатов и, как следствие – потеря взаимопонимания, контроля и доверия.


Проблема эта, по мнению детского Уполномоченного, более чем серьезная и требует деликатного решения. С одной стороны необходимо снизить количество вторичных отказов, с другой – не увеличить давления на приемные семьи. Именно поэтому обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей», предлагаемого Министерством просвещения, вызвало немало споров.

Тем не менее, эксперты сошлись во мнении, что, например, социально-психологическое обследование лиц желающих принять на воспитание ребенка – требование вовсе не избыточное. Особенно, если речь идет о кандидате из другого региона, и быстро навести какие-то справки о нем, не представляется возможным. Случалось, что на ребенка претендовали граждане, имеющие психиатрические диагнозы и скрывающие этот факт. Другое дело, что подобные исследования должны проводиться компетентными специалистами, а возможность злоупотреблений сведена к минимуму.

Сомнительным выглядит ограничение возраста потенциального родителя. Светлана Агапитова считает, что тем самым будет исключен индивидуальный подход. Ведь кто-то и в почтенном возрасте полон сил и способен отвечать не только за себя, а кто-то и в расцвете лет не может рационально организовать даже свою жизнь.

Практически все эксперты считают разумным прохождение обучения в школе приемных родителей (ШПР) сделать обязательным для всех, включая близких родственников. Такого же мнения, кстати, придерживаются и большинство семей, воспитывающих ребенка. Да и анализ причин вторичных возвратов свидетельствует о том, что ситуация, когда бабушка не справляется с взятым под опеку внуком достаточно частая, и нельзя ее игнорировать. Однако, для этой категории опекунов программы обучения должны быть более облегченные.

Единодушие проявляют эксперты и в позиции по поводу обязательности сопровождения. Конечно, в случае усыновления это требование возможно выполнить только по просьбе родителей, а вот для опекунов это вполне реально и, более того – необходимо. Специалисты, работающие с кризисными ситуациями в приемных семьях, говорят о том, что многих проблем удалось бы избежать, если бы их заметили на ранних стадиях или предвидели. Однако, даже у очень хороших приемных родителей не хватает для этого знаний и опыта, и необходима помощь профессионалов.

Уполномоченный по правам ребенка рассказала, что по всем озвученным тезисам, на основе мнений экспертного сообщества были сформированы предложения по совершенствованию законодательства и направлены в Комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ по науке, образованию и культуре.

Президент ОБФ «Родительский мост» Марина Левина согласилась с актуальностью регулировки «узких мест», обозначенных Светланой Агапитовой, но еще раз обратила внимание присутствующих на организацию обследования потенциальных кандидатов. Она поделилась мнением региональных коллег, которые опасаются, что процедуру могут слишком заформализовать, и в итоге «сверху спустят» нечто оторванное от жизни и реалий. Также Марина Левина справедливо заметила, что и у всех специалистов в регионах очень разнится уровень подготовки. Чтобы сгладить эти неровности, до какого-то обязательного ординара, необходим постоянный обмен опытом и системное обучение.

Кроме того, глава «Родительского моста» считает, что подготовка приемных родителей и последующее сопровождение семей должны быть в госзадании, то есть иметь стабильное финансирование. А отсечение нездоровых кандидатов необходимо поручить врачам-психиатрам, а не психологам, работающим с семьями.

Интересный аргумент в пользу обязательного сопровождения высказала директор АНО «Подсолнух» Елена Сухорукова. Как правило, приемный ребенок несет в своей психике последствия тяжелых травм, нанесенных кровными родителями и их образом жизни. Работать с этим наследием может только профессионал, которых в большинстве приемных семей нет. Если же этим не заниматься, то, как показывает наблюдение за реальными случаями – ребенок не исцеляется, а напротив «заражает» новую семью маргинальностью, и приемные родители идут по пути кровных. Иммунитет от такой «инфекции неблагополучия» может дать последовательная работа психолога, сопровождающего приемную семью…


И еще об одной федеральной инициативе, которая вызвала в Петербурге непонимание, рассказала Уполномоченный по правам ребенка. Речь идет об анкетировании, которое проводит Минпросвещения РФ в сиротских учреждениях. По мнению Министерства оно должно оценить благополучие ребенка и комфортность его пребывания в организации для детей-сирот.

Цель понятна, и ее постановка не вызывает сомнений – хорошо бы было узнать, насколько благополучно дети чувствуют себя в учреждении. Однако, средства, которыми ее пытаются достичь довольно странные. Опросник для дошколят занимает 7 листов текста, а для ученика начальных классов - 11. Первые результаты показали, что беседа занимает 1,5 – 2 часа времени и утомляет ребенка уже к середине.


Хоть анкета и украшена яркими картинками, даже у взрослого перспектива такого опроса вызывает тоску. Очевидно, что помогать должен взрослый и, судя по всему, - сотрудник этого же учреждения. Учитывая российскую привычку «не выносить сор из избы» – кто же будет подставляться перед федеральным центром? В конце концов, инстинкт самосохранения никто не отменял. Зачем тогда вообще для выполнения задание привлекать ребенка? Проще, быстрее и надежнее будет сделать все самим. Ясно, что при ответе на вопрос о самочувствии в последнее время не стоит выбирать вариант ответа: «Я плачу каждый день».

А с другой стороны, если даже дошколенок добросовестно «пройдет» все 7 листов, напряженно задумываясь о родственниках, унижениях, обидах и психологических травмах, что он ответит на вопрос: какое у тебя сейчас настроение? Вряд ли выберет вариант: «очень хорошее»…

Кроме того, опросники дифференцированы только по возрасту и никак не учитывают уровень интеллектуального развития и время пребывания в сиротском учреждении. Между тем, эти два фактора могут оказать существенное влияние на ответы.

«Замысел и цель мониторинга, безусловно, хорошие, - считает Светлана Агапитова. – Но надо как-то доработать технологию и инструментарий. Иначе, мы затратим кучу сил и времени, а в итоге получим совершенно искаженную картину. И самое неприятное, что на основе этих результатов будут приниматься важные решения…»

Подводя итог совещанию, Андрей Кутепов предложил участникам подготовить и прислать свои замечания и предложения по обозначенным в ходе работы проблемам. Сенатор заверил, что этот материал крайне важен для подготовки инициатив Верхней палаты.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7543