Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

В Общественной палате подвели итоги лета-2018



В Общественной палате состоялось расширенное заседание Президиума Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в РФ под руководством федерального омбудсмена Анны Кузнецовой. Детские правозащитники совместно с представителями профильных министерств и ведомств подвели итоги минувшего лета, обсудили основные проблемы и внесли предложения по их решению.

Открывая встречу, Анна Кузнецова напомнила о главных критериях, по которым можно судить об успехах летней оздоровительной кампании: безопасность, качество отдыха и максимальных охват. Также омбудсмен отметила общую неутешительную тенденцию этого года – сокращение числа оздоровительных организаций летнего отдыха. Так, согласно статистике, предоставленной Министерством просвещения РФ, этим летом детей по стране принимали 45 тысяч 149 учреждений – на 2,9% меньше, чем в 2017-м.

Всего за период летней кампании-2018 в лагеря направлено 5 миллионов 617 тысяч ребят (на 6,2% больше, чем в 2017-м). При этом на 14% выросло количество отдохнувших детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; на 5,4% – детей, оставшихся без попечения родителей; на 23% – детей-инвалидов и на 27,5% – детей с ОВЗ.

Однако оценивать тенденции непросто, подчеркнула Анна Кузнецова. Это связано с тем, что единой системы учета не существует – у каждого ведомства она своя, поэтому расхождения иногда бывают очень существенными.

«Необходимы четкие единые параметры, – сказала Уполномоченный. – Кто кого и как считает. Еще одна большая головная боль – отсутствие достоверных данных о количестве детей, нуждающихся в организованном отдыхе. Надо понимать, какой запрос мы должны удовлетворить. Если мы будем точно знать, сколько детей должно быть охвачено, только тогда мы сможем сказать, на какую оценку кампания прошла».

Среди главных сложностей Анна Кузнецова назвала нехватку стационарных лагерей в некоторых регионах, сокращение числа палаточных лагерей (хотя такая мобильная форма отдыха весьма востребована), деятельность несанкционированных лагерей, слабую материально-техническую базу, попустительство лиц, ответственных за организацию отдыха и некомпетентность персонала. Отдельно детский омбудсмен остановилась на проблеме неохваченности детей каким-либо летним досугом вообще. Сколько таких – неизвестно, однако известно, что эта категория ребят особенно уязвима: предоставленные сами себе дети гибнут в 100 (!) раз чаще чем те, чей отдых был организован.


Чтобы системно решать все эти проблемы, считает Уполномоченный при Президенте, нужна федеральная целевая программа в сфере отдыха и оздоровления детей в РФ. К этому предложению по ходу совещания присоединилось большинство собравшихся. Еще один важный момент – привлечение частных инвестиций в сферу детского отдыха: для этого следует разработать механизмы внедрения государственно-частного партнерства. И, конечно, крайне необходимо введение понятия «несанкционированный лагерь» в законодательство, а также установление административной ответственности к юридическим лицам.

Говоря о нормативно-правовом регулировании сферы отдыха и оздоровления детей, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства просвещения РФ Игорь Михеев сообщил, что сейчас на регистрации в Минюсте находится приказ Минпросвета, который утвердит примерную форму договора об организации отдыха и оздоровления ребенка. Также эксперт напомнил о том, что по инициативе Министерства в 44-й ФЗ были введены требования об обязательном наличии трехлетнего опыта у участников закупок услуг по организации отдыха.

«На наш взгляд, такие критерии обеспечивают прежде всего безопасность детей, поскольку позволяют выбрать поставщика услуг с учетом квалификации, репутации и качества», – подытожил Игорь Михеев.

Однако, как показывает практика, критерии, призванные отсеять недобросовестных поставщиков, дали обратный эффект – эту проблему в своем выступлении затронула Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.

«Получается, у нас в приоритете туристические компании, – пояснила детский омбудсмен Петербурга. – У них имеется свободный оборот финансовых средств, опыт участия в торгах на электронной площадке, но они – не специалисты в области организации детского отдыха. А вот детские оздоровительные учреждения, которое как раз такими специалистами являются, требуемого трехлетнего опыта не имеют. Но откуда ему взяться, если их вообще не допускают к участию?»


Светлана Агапитова привела пример северной столицы, где стоимость путевки на ребенка-инвалида с сопровождением в этом году составила более 38 тысяч рублей. Что же делают фирмы-посредники? Сначала снижают стоимость на торгах до 34 тысяч рублей, а потом и вовсе размещают детей в лагере по 21 тысяче рублей за смену. Разница, естественно, идет посреднику в карман. А качество услуг – намного хуже, чем могло бы быть за изначальную цену. В связи с этим Уполномоченный предложила внести изменения в 44-йФЗ, чтобы в конкурсе могли участвовать лишь непосредственно организации отдыха и оздоровления детей.

Говоря о достижениях в различных регионах СЗФО, Светлана Агапитова рассказала о положительном опыте Новгородской области, где введена новая форма отдыха детей-инвалидов – предоставление сертификата. Плюс такой системы в том, что родители могут самостоятельно выбрать лагерь из реестра. Этот опыт можно порекомендовать и другим регионам – законодательно закрепить за отдельными категориями право получить либо полную компенсацию стоимости путевки, либо сертификат, отметила детский правозащитник.

«Это стимулирует здоровую конкуренцию между организациями и повысит качество услуг», – уверена Уполномоченный.

Подобная схема, впрочем, уже действует в некоторых субъектах РФ. Например, в Волгоградской области, где по инициативе Уполномоченного по правам ребенка Нины Болдыревой был принят соответствующий закон, с использованием сертификата этим летом отдохнули 2400 детей – инвалидов и оставшихся без попечения родителей.

Также Светлана Агапитова озвучила предложения своих коллег из Архангельской области и республики Коми: разграничить в федеральном законодательстве полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в части организации детского отдыха и вернуть федеральное софинансирование отдыха детей в трудной жизненной ситуации.


Весьма критично оказался настроен старший помощник Председателя Следственного комитета Игорь Комиссаров.

«Мы провели собственное исследование: с 1 июля по 31 августа во время неорганизованного отдыха погибли 500 детей, большинство утонули, остальные стали жертвами преступлений, – сказал Игорь Комиссаров. – Зато у нас красивые цифры по охвату, скажем, 82% отдохнули в городских лагерях. Но это лукавые цифры. Ведь нахождение ребенка в лагере – это только факт. А чем с ним там занимаются? Чему он научился? Какой КПД? Может быть, кроме осмотра разбитых скамеек надо задуматься о том, что изменить – с кружками, возможностью заниматься спортом, вовлечением в полезную деятельность?»

Анна Кузнецова поддержала коллегу, отметив, что избежать трагедий поможет только тотальная занятость детей в каникулярный период с учетом возрастных особенностей.

«Возможно, следует собрать предложения по субъектам РФ, где есть подобный опыт, и выбрать лучшую модель», – отметила федеральный Уполномоченный.

Заместитель руководителя Роспотребнадзора Борис Кузькин сообщил, что за летнюю кампанию сотрудники его ведомства вынесли почти 20 тысяч предписаний в связи с различными нарушениями, почти 1500 сотрудников организаций отдыха были отстранены от работы.

Эксперт также привел данные по оценке эффективности оздоровления – как и в предыдущие годы «выраженный оздоровительный эффект» наблюдается у 93% ребят. Эта цифра вызвала у одних собравшихся улыбку, а у других – вопросы. Так, Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева заметила, что по рекомендациям Роспотребнадзора для оценки оздоровительного эффекта необходимо учитывать четыре параметра: рост, вес, мышечную силу и объем легких. Но два последних на практике никто не измеряет. Значит, цифра не вполне достоверна…

Одно из распространенных нарушений, вызывающее беспокойство Генеральной Прокуратуры – халатное отношение руководителей лагерей с подбору персонала. В частности, многие не имеют обязательной справки об отсутствии судимостей – якобы, сроки ее получения очень затянуты. Однако заместитель начальника Роструда Людмила Коваль заверила, что сроки не превышают 30 дней, а зачастую органы МВД идут навстречу и выдают нужный документ в течение трех дней.

Правоохранители, в свою очередь, отметили недостатки в межведомственном взаимодействии, особенно, когда речь идет о самовольных уходах из лагеря. По словам начальника ГУ по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Станислава Колесника, зачастую такая информация доходит до полиции не сразу – детей пытаются искать своими силами, и это может привести к трагедии. Что касается причин побегов, в МВД констатируют: чаще всего детей гонит из лагеря…банальная скука. Представитель ведомства также обратил внимание на проблему летней занятости – а точнее, полной незанятости – детей, состоящих на учете в органах внутренних дел. При этом в регионах, где есть трудовые смены, уровень преступлений среди подростков упал, и наоборот. Поэтому Станислав Колесник попросил Уполномоченных лоббировать этот вопрос у себя на местах.

Прозвучали и другие интересные предложения – например, создать единый реестр вожатых, включить в программу лагерей тренинги по ОБЖ, сделать летний отдых ресурсом для социализации сирот. Все озвученные идеи и планы будут изучены и включены в специальный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка по результатам летней оздоровительной кампании 2018 года.



Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00