Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Уполномоченный рассказала об особенностях жилищных споров в Горсуде

В Городском суде Санкт-Петербурга состоялся семинар, посвященный анализу практики рассмотрения жилищных споров. В рамках повышения квалификации в нем приняли участие районные судьи, специализирующиеся на гражданских делах. Уполномоченный по правам ребенка выступила перед слушателями семинара с докладом, в котором привела основные проблемы в сфере жилищных прав детей и рекомендации по наиболее эффективной защите их интересов.


В начале своего выступления Светлана Агапитова отметила, что Петербург может гордиться эффективным взаимодействием между институтом детского омбудсмена и судебной властью – благодаря позиции руководства районные суды все реже отказывают сторонам в привлечении Уполномоченного к участию в деле, а зачастую и сами инициирую его. При этом поток жалоб граждан на нарушение жилищных прав несовершеннолетних не иссякает, составляя примерно 20% всех обращений ежегодно.

Детский омбудсмен остановилась на ряде проблем, связанных с рассмотрением судами жилищных споров. Одна из них – подтверждение ценза оседлости для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье. Исходя из практики Уполномоченного, доказать факт 10-летнего проживания в Петербурге в судебном порядке становится все сложнее. Некоторые суды по-прежнему опираются лишь на наличие регистрации в Северной столице, не принимая в расчет никакие иные доказательства – хотя это идет вразрез с позицией Верховного и Конституционного судов. Светлана Агапитова обратилась к собравшимся с просьбой более гибко подходить к вопросу установления факта 10-летнего проживания семей с несовершеннолетними детьми.

Еще один камень преткновения – обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно сложна ситуация, когда за сиротой числится квартира, в которой проживают лишенные прав родители или родственники, которые не являются членами его семьи. Чтобы попасть в список нуждающихся в жилье, нужно предоставить вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Однако механизм подбора жилых помещений в нашем городе фактически отсутствует. А без вариантов обмена суд оставит иск без рассмотрения. Получается замкнутый круг. Кроме того, суды расходятся в том, кого следует считать членами семьи сироты. Согласно позиции Уполномоченного и Семейного Кодекса, таковыми являются лишь дети и супруги. Светлана Агапитова попросила учитывать эту позицию при вынесении решений.


Коснулась детский омбудсмен и такого явления, как «жилищное рейдерство» – когда мошенники покупают долю в квартире, а потом вынуждают других собственников продать им свои доли. За последние годы подобных обращений в аппарат становится все больше. Во избежание таких конфликтов Уполномоченный предлагает законодательно закрепить необходимость получения новым собственником согласия от соседей на пользование жилым помещением, однако до изменения законодательства единственным «стопором» для жилищных рейдеров являются суды.

Завершая выступление, Светлана Агапитова обратила внимание на проблему внеочередного предоставления жилья семьям, в которых воспитывается ребенок с хроническим заболеванием. Постановлением Минздрава перечень этих заболеваний был сокращен, и перед теми, кто не успел получить квадратные метры до 1 января 2018 года встал вопрос – как теперь подтвердить свое право на жилье? Несмотря на позицию Жилищного Комитета, согласно которой указанные лица должны быть «дообеспечены», некоторые районы действуют иначе. Уполномоченный полагает, что подобная практика нарушает конституционные принципы социального и правового государства.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id7314