Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Пермские будни и праздники

В Перми состоялся серьезный разговор о быстро изменяющемся мире и о роли взрослых в жизни детей - не запрещающих и наказывающих, а поддерживающих и принимающих. Ученые, студенты, работники органов государственной власти и представители общественных организаций сошлись во мнении, что на сегодняшних детей вчерашние методы воспитания не действуют. Чтобы вырастить счастливое и успешное поколение, надо искать новые формы взаимодействия, основанные на уважении и партнерстве. С этим согласилась и петербургский Уполномоченный Светлана Агапитова.

Как создать безопасную карту детства?


Тон беседы задал омбудсмен Пермского края Павел Миков, предложив коллегам порассуждать: «Как выстроить продуктивный диалог с поколением, которое воспитано совершенно иначе, чем мы?».

30 лет назад о том, что такое компьютер, знали единицы, а сегодня малыши в три года справляются с гаджетами лучше некоторых взрослых. Благодаря развитию интернет-технологий, изменяются не только детские развлечения, но и формы отношений между людьми - виртуальное общение постепенно вытесняет живое, «вечные» ценности, такие как семья, любовь, верность, дружба, милосердие, благородство начинают трансформироваться. Сегодня нормой является выносить на всеобщее обозрение то, что раньше считалось постыдным: издевательство над животными, избиение сверстников и другие акты агрессии. Появились новые опасные явления. Например, ученический экстремизм - когда дети их родители допускают травлю в отношении учителей. «Остановить процесс изменений нельзя, но можно приспособиться к новым условиях и научить детей правилам выживания в них», - решили участники встречи. Но озаботиться этим должны не только психологи и учителя, но и родители, на которых лежит ответственность за воспитание детей.

От всех опасностей ребенка уберечь нельзя - мир слишком стремительно меняется, предусмотреть всё невозможно. Но, как считает доктор педагогических наук Анна Санникова, нужно создать «безопасную карту детства»: подготовить детей к разумному реагированию на опасности, объяснить, как быть в той или иной ситуации, куда бежать, если страшно и плохо, к кому обратиться. Правда, она отметила, что родитель и ребенок по-разному понимают, что такое безопасность. Для взрослых - это «ограничить и запретить», а для детей - «научить ориентироваться».

Специалисты отметили тревожный симптом современного воспитания - дети, растущие в эпоху потребления, не хотят взрослеть. Если раньше ребенок понимал, что вырасти - значит, позволить себе больше, то сейчас такой мотивации нет. У сегодняшнего поколения есть всё для комфортной жизни, а делать для этого ничего не надо - всем обеспечат родители. А стать взрослым - значит жить в тех же условиях, только самому за себя нести ответственность. Зачем?

Кроме того, серьезный удар по шаткой системе ценностей подростков наносит нехватка искреннего общения в семье, отсутствие примера, «двойные стандарты» у родителей. Мамы и папы часто требуют с детей больше, чем с себя: заставляют читать, а сами не прикасаются к книгам, ждут честности, но многое скрывают, учат ответственности, не выполняя свои обещания, учат правилам дорожного движения, а сами нарушают… Есть пословица: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». К ней стоит прислушаться как родителям, так учителям. Чем больше у взрослых ожиданий к ребенку, тем скорее наступит разочарование.

Как отметил один из специалистов, не дети должны понимать взрослых, а взрослые должны понимать детей. Потому что взрослые были детьми, а дети еще взрослыми не были. Значит, и подход должен искать тот, кто старше. Однако на практике это далеко не так.


Психолог Оксана Богомягкова призналась: «Родители готовы без остановки обвинять и жаловаться на своих детей, а вопрос «Чем вы гордитесь в своем ребенке?» ставит их в тупик. Найти повод для гордости можно в каждом человеке, но куда проще найти причину для упрека».

Рассуждая, кто же такой «эффективный специалист, работающий с детьми», психолог пришла к выводу, что это не только профессионал, но еще и тот, кто способен увидеть в каждом сильные стороны, фокусироваться на достоинствах, а не выискивать недостатки. Им движет желание помочь, а не идея самоутвердиться, оскорбив другого. «Специалисту, работающими с людьми, надо учиться принимать другого без критики, без сомнений и сарказма», - считает психолог.

Говоря о повышении эффективности, Павел Миков привел в пример новый подход к работе с семьей, найденный в Соликамском районе. «Там специалисты органов опеки стали ходить к «неблагополучным» семьям не с проверкой, а в гости. А раз придут гости, надо прибраться, помыться, быть трезвым, приготовить что-то к чаю. Такое отношение - это проявление веры в то, что семья ресурсна. Оно не требует больших изменений, зато результаты приносит совсем другие. Специалисты должны научиться признавать автономность семьи и ненавязчиво предлагать ей возможность воспользоваться помощью», - подытожил обсуждение пермский Уполномоченный.

Место, где спасают детей


В ходе своей поездки в Пермь Светлане Агапитовой изучила опыт работы краевого Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Учреждение имеет 7 территориальных отделений и работает по нескольким программам. Основные из них - обучение и переподготовка граждан, желающих взять в семью приемного ребенка, и кандидатов в постинтернатные воспитатели, готовых опекать выпускников сиротских учреждений.

Специалисты центра уверены, что научить благополучию на 18 лет вперед невозможно, поэтому раз в три года замещающие семьи проходят переподготовку. Такое «повышение квалификации» показало себя хорошим средством профилактики эмоционального выгорания, конфликтов в семье и «вторичных» отказов.

Приемные родители, получающие вознаграждение за заботу о сиротах, проходят переподготовку в обязательном порядке - это закреплено краевым законодательством. Светлана Агапитова не раз предлагала петербургским органам опеки ввести похожую практику и включать в договор о возмездной опеке пункт об обязательном сопровождении приемной семьи. Заставить опекунов-родственников специалисты Центра не могут, но почти со всеми удается договориться: видя положительные результаты обучения, они охотно соглашаются. Для проведения занятий приглашаются юристы Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, психологи и психотерапевты, наркологи, социальные педагоги.

В течение года обучение в Центре проходят 3 800 человек, из них 93% - подготовка и переподготовка приемных родителей, 7% - постинтернатных воспитателей.

Проблемы, которые отмечают пермяки, сходны с теми, что поднимают петербургские школы приемных родителей. Одна из них - рост числа граждан, по оценке специалистов, не подходящих к роли приемного родителя, но одержимых желанием во что бы то ни стало взять ребенка. После обучения они получают отрицательное заключение, но добиваются своего через суд.

«В качестве определенного фильтра в Петербурге принято решение о более глубоком психиатрическом обследовании, - поделилась опытом Светлана Агапитова. - Если у специалистов Школы приемных родителей возникают сомнения относительно душевного здоровья кандидата, они имеют право отправить его на дообследование к психиатру».


Еще одно направление деятельности Центра - психологическая реабилитация несовершеннолетних, пострадавших от насилия. Вопрос о необходимости такой формы работы возник в 2012 году, когда Следственный комитет озвучил удручающую статистику: дети, пострадавшие от насилия, вскоре повторно становятся жертвами. Тогда же возникла идея организовать «зеленые комнаты» для проведения следственных мероприятий с участием несовершеннолетних. Обе эти идеи были реализованы на базе краевого Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

В 2014 году было заключено соглашение Центра со Следственным комитетом, благодаря которому допросы детей проходят в безопасных и комфортных условиях, с помощью специальных методик. В Центре есть комнаты, оборудованные зеркалом Гезелла, в других установлены видеокамеры. Кроме того, пострадавшие избавлены от необходимости участвовать в судебных разбирательствах. На заседания вместо пострадавшего ребенка приглашается психолог Центра. Это позволяет избавить ребенка от повторной травматизации, и после допроса, забыв о трагедии, жить дальше.

В 2017 году в Центре прошли реабилитацию 348 жертв, и 30 детей - совершивших сексуальное насилие, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности. С каждым годом число обратившихся за помощью становится больше. По статистике Центра, 55% случаев сексуального насилия в отношении детей совершается членами семьи.

10 лет защиты детских прав



В завершение поездки в Пермский край Светлана Агапитова стала гостем на торжественном мероприятии, приуроченном к 10-летию института Уполномоченного по правам ребенка Прикамья. История детского омбудсмена началась в феврале 2008 года, когда на должность был назначен Павел Миков. В течение десяти лет он ответственно и безупречно выполнял свои обязанности, недавно передав это знамя Светлане Денисовой.

Главными героями праздника стали друзья, коллеги и помощники детского Уполномоченного - те, кто долгие годы работал и продолжает работать в интересах каждого ребенка Прикамья. Павел Миков и Светлана Денисова вручили благодарственные письма и памятные призы коллегам, общественным организациям и частным благотворителям, известным в крае своими проектами в сфере семьи и детства.


Почетными нагрудными знаками Уполномоченного были отмечены трое жителей Пермского края. Среди них - Татьяна Шагулина, учитель школы № 127, которая героически защищала своих учеников от нападения вооруженных ножами подростков.



На большой праздник к пермским коллегам приехали омбудсмены из 11 регионов России. Поздравляя Павла Микова и Светлану Денисову, Светлана Агапитова призналась: «Первым быть очень непросто. Первый ребенок в семье - всегда «экспериментальный», родители поначалу не представляют, что с ним делать, как его правильно кормить, одевать, лечить. Малышу приходится самому набивать шишки, достигать целей и праздновать победы. Знания и умения приходят опытным путем. А потом рождаются новые дети - им уже проще, им есть на кого равняться.

Мне кажется, что пермский Уполномоченный был таким первенцем. И для нас, младших братьев и сестер, он был во всём примером. Мы смотрели на него и старались быть не хуже. Процветания и успехов, вам, дорогие коллеги!», - пожелала Светлана Агапитова и подарила пермской коллеге медвежонка - символ детства.

Мероприятие получилось ярким, торжественным и в то же время душевным и теплым. Прозвучало много добрых и искренних слов в адрес Уполномоченного по правам ребенка, и это не случайно: за десятилетие институту детского обмудсмена удалось создать эффективную систему защиты прав юных граждан.

Эта тема в докладе Уполномоченного: Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка В Санкт-Петербурге




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00