Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Как остановить родительский киднеппинг?

В Общественной палате РФ состоялось совещание на тему «Семейный киднеппинг - похищение детей родителем. Правовые и поведенческие аспекты». Выразить свое мнение на эту непростую тему попросили Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. За круглым столом собрались члены Общественной палаты, представители службы судебных приставов, МВД, Следственного комитета, а также мамы и папы, которые долгие годы находятся в разлуке со своими детьми. Светлана Агапитова участвовала в обсуждении посредством интернет-связи.


К сожалению, случаи, когда один родитель прячет увозит ребенка в неизвестном направлении в России давно не редкость. В прошлом году в работе у приставов находилось более 800 подобных дел. Из них больше 70% были исполнено. Одна из таких историй счастливо закончилась в Санкт-Петербурге. При этом около сотни родителей (среди них есть как мамы, так и папы) месяцы и даже годы не могут добиться встречи со своими детьми. У них есть решение суда о передаче ребенка или о порядке общения с ним, однако исполнить его никак не получается. Причины в большинстве случаев похожи: один родитель прячет от другого детей, меняет место жительства, вывозит за границу, запугивает и настраивает против. К сожалению, поступающие так взрослые не думают о последствии своих действий и о том, как это повлияет на судьбу их любимого чада.

Так одна из участвующих в круглом столе женщин рассказала, что её муж с детства был разлучен со своей матерью: отец похитил его и запрещал общаться. Став взрослым, мужчина повторил родительский сценарий, и теперь прячет своего сына.

На рассмотрении петербургского Уполномоченного в настоящее время находится несколько обращений от мам, которых незаконно разлучили с детьми. Одну из таких историй Светлана Агапитова на этой неделе обсуждала со спикером регионального Законодательного Собрания Вячеславом Макаровым. Председатель Парламента обещал внимательно изучить ситуацию, чтобы оценить возможность предотвратить семейный киднеппинг в рамках регионального законодательства.

Поприветствовав экспертов, Светлана Агапитова рассказала о своем опыте работы с данной категорией дел. «Подобные истории появляются каждый год. К сожалению, многим мамам приходится очень долго ждать, пока справедливость восторжествует, и дети к ней вернутся. Иногда, конечно, помогать приходиться папам, но таких случаев значительно меньше.

К сожалению, наше законодательство несовершенно, и дает возможность для злоупотребления родительскими правами. Даже если у мамы есть на руках решение суда о том, что ребенок должен проживать с ней, папа может прийти в детский сад и забрать малыша. Не отдать его законному представители воспитатели не могут. Ответственность за неисполнения судебного решения столь незначительна, что не может оставить решившегося на это родителя».

Светлана Агапитова озвучила варианты, которые, по ей мнению, могли бы сократить до минимума количество случаев родительского киднеппинга.

Во-первых, следует внести неисполнение судебного решения в перечень оснований для лишения или ограничения в родительских правах. Для этого нужно изменить 69 и 73 статьи Семейного кодекса. Такая мера позволила бы подключать к поиску детей полицию и Следственный комитет, так как лишенный прав родитель, по закону, просто посторонний человек, и может привлекаться к уголовной ответственности за похищение человека.

Во-вторых, эффективным кажется внесение поправок, позволяющих суду определять не место жительства несовершеннолетнего, а право текущей опеки. Тогда ответственность за ребенка в установленное судом время будет нести только один родителя, и все права на данный период будут только у него. Для этого надо внести изменения в главы 10,11 и 12 Семейного кодекса.

В-третьих, нужно признать нотариально заверенное соглашение об определении места жительства и порядке общения основанием для возбуждения исполнительного производства. Бывает ситуации, когда один родитель нарушает подписанное у нотариуса соглашение. Конечно, второй родитель подает в суд, но процесс может длиться долгие месяцы.


«Надеюсь, что сегодня мы все вместе сможем выработать решения, которые позволят устранить пробелы, позволяющие родителям «разрывать» ребенка», - резюмировала свое выступление Уполномоченный.

Многие эксперты поддержали предложение Светланы Агапитовой о введении наказания в виде лишения или ограничения родительских прав за неисполнение решения в суда.

Позицию ФССП выразил заместитель начальника управления организации исполнительных производств Дмитрий Желудков. Он рассказал, что иногда приставы не могут выполнить свои обязанности, так как дети, долгое время прожив с папой, категорически отказываются идти к маме. Как «передать» 17-летнего ребенка против его воли? Были случаи, когда приставы вернули подростка маме, а он при первой возможности убежал к папе. Есть дети, которые с младенчества маму не видели, и считают её посторонней тетей. К работе с такими семьями приходится подключать психологов и органы опеки. В прошлом году был случай, когда с ребенком пришлось работать полтора месяца, прежде чем он согласился переехать.

К сожалению, на данный момент полномочия приставов ограничены. Максимум, чем они могут наказать должника - это штраф в 2 500 рублей. Но надо понимать, что большинство отцов, прячущих детей, весьма обеспеченные люди, и такая сумма их не напугает. По мнению службы приставов, введение уголовной ответственности за сокрытие информации о ребенке сказалось бы положительно на эффективности работы судебных исполнителей.

В ходе обсуждения прозвучали и другие варианты по оптимизации законодательства. Среди них - расширить статью 315 УК РФ, назначающую ответственность за неисполнение судебного акта. На сегодняшний момент к ней привлекаются только должностные лица, а если бы эта статья применялась к гражданам, не многие решились бы нарушать решение суда. Эксперты предлагали расширить функционал приставов, выработать механизм взаимодействия судебных исполнителей и полиции по вопросам родительского киднеппинга, а также, не дожидаясь изменений закона, предложить Пленуму Верховного суда считать сокрытие ребенка - злоупотреблением родительским правом и поводом для ограничения.

Озвученные на круглом столе инициативы и предложения Общественная палата РФ направит на изучение и анализ в компетентные органы власти.

Эта тема в докладе Уполномоченного: Роль службы примирения в разрешении семейных споров




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00