Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ События, факты, комментарии \

Пермский подход к воспитанию сирот

В рамках V Всероссийской научно-практической конференции специалисты Пермского края поделились своими наработками по созданию безопасной среды для воспитанников сиротских учреждений. Экспертом на секции выступила Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.


Сразу нужно отметить, что структура организаций для детей-сирот в Перми выстроена немного иначе, нежели в Санкт-Петербурге. У нас малыши от рождения до трех лет живут в домах ребенка - учреждениях системы здравоохранения, а потом (если не удалось найти им семью) переводятся в Центры содействия семейному воспитанию или в Детские дома-интернаты, включенные в систему социальной защиты. Распределение функций по заботе о сиротах между двумя ведомствами имеет немало негативных моментов, в том числе - перекладывание друг на друга ответственности за недоработки и ошибки.

В Перми Домов ребенка нет. Там все «сиротские» учреждения находятся в структуре «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей», учредителем которого является Министерство социального развития Пермского края. Городской Центр включает 5 подразделений для несовершеннолетних: 2 отделения длительного пребывания для детей с ОВЗ, 2 отделения для детей младшего возраста и Центр кадетского воспитания детей-сирот. Шестое подразделение - Ресурсный центр, который готовит приемных родителей, сопровождает воспитанников при устройстве в семью, обучает постинтернатных воспитателей.

Когда все учреждения находятся под одним управлением проще создать для детей «семейные» условия, исключить переезды из одной организации в другую и избежать травм, вызванных разлукой с «близкими взрослыми» и сменой привычной обстановки. Но несмотря на единую структуру, без переводов в Перми всё же не обходится.

Наталья Кравченко, руководитель отделения для детей младшего возраста пермского Центра помощи, рассказала о работе учреждения по системе «Как дома». Этот проект разработали петербургские психологи, он послужил основой для реформирования сиротских учреждений и перехода к воспитанию по семейному принципу. В Петербурге о проекте «Как дома» известно более 10 лет, а в Перми его начали внедрять только в прошлом году, и для большинства слушателей он был в новинку.

На отделении для детей младшего возраста находятся малыши от рождения до 7-8 лет. Потом ребята переводятся на старшее отделение, которое расположено в другом здании. Ребята переводятся в другое учреждение не в 3 года, как у нас, а гораздо позже. Но тут есть и негативный момент: в этом возрасте дети идут в школу, и двойной стресс хуже отражается на их душевном состоянии.

Правда, как уверяет Наталья Кравченко, почти всех малышей удается устроить в семьи задолго до выпуска. Сейчас самому старшему воспитаннику отделения три года. Младенцы до 8 месяцев живут отдельно от старших деток, хотя, по мнению петербургских психологов, крохи должны сразу попадать в общую группу.

«Смысл проекта «Как дома» в том, чтобы дети росли в одном окружении, - подтвердила Светланы Агапитова. - Тогда у них будет формироваться привязанность к близким взрослым - как к родителям. Иначе всё равно выходит, что до 8 месяцев ребенок живет в младенческой группе, потом переводится в общую, а после 7 лет - вообще переезжают в другое место. Почему их обязательно нужно изолировать?»

Администрация Центра помощи уверила, что не против совместного проживания разновозрастных детей, но вот врачи на это не соглашаются. Они объясняют, что здоровых крох сразу забирают в семьи. А малыши, которые остаются на отделении до 8 месяцев, имеют серьезные заболевания. Старшие дети ходят в садики, общаются, болеют и заражают друг друга. А для младенцев с патологиями любая внешняя инфекция может спровоцировать обострение врожденного заболевания. Но, как обещала Наталья Кравченко, со временем возраст в младенческой группе будет сокращаться, и её закроют.


Воспитанники Центра помощи после 5-го класса - имеют возможность заниматься по особой программе на кадетском отделении. Они ходят в обычные школы, а в качестве дополнительного образования изучают такие дисциплины, как огневая и строевая подготовка, спасательные работы, автодело, военная история и медицинская помощь. Педагоги делают ставку на физическое развитие, спорт, патриотическое воспитание. В этих направлениях ребятам удается достигать хороших результатов. Осознание своей успешности помогает сиротам обрести уверенность в себе, способствует самореализации, дает толчок для дальнейшего саморазвития. Учителя школ, где учатся кадеты, видят разницу между «гражданскими» сиротами и кадетами. Они отмечают, что последние более ответственны, дисциплинированны, воспитаны.

«А как набирают кадетские классы?» - поинтересовалась петербургский Уполномоченный. Директор Центра Елена Лебедева объяснила, что идти туда насильно никого не заставляют. Если ребенок начал обучение, но ему не понравилось, его переводят на обычную программу. «Конечно, в кадетском классе требования выше, нужно соблюдать режим, много дополнительных занятий. Но я говорю мальчишкам: «А ты попробуй стать мужчиной!» Для многих этого аргумента достаточно. Хотя в последние годы и девочки идут в кадетские классы, и достаточно успешно там учатся», - поделилась Елена Лебедева.

Представители Центров помощи детям из разных городов Пермского края рассказали о своих новациях в воспитании сирот. Так, например, в Краснокамске собрали детский волонтерский отряд «Деды Морозы». Они круглый год творят добрые дела: ездят с концертами в дома престарелых, заботятся о собаках в приютах, очищают леса от мусора. Сейчас в добровольческом движении 16 человек. Руководители проекта считают, что сиротам необходимо заботиться о ком-то, так у них расширяется круг общения и лучше развивается эмоциональная сфера.


Другая инновация Краснокамского Центра - введение должности педагога, который борется с самовольными уходами воспитанников. Андрей Перепелицин разработал специальную программу по работе с «бегунками», и она уже доказывает свою эффективность. Ребята стали реже покидать стены Центра, а те, кто всё же уходит, возвращаются намного скорее.

Все представленные проекты показали, что успехи в обеспечении комфортной среды для сирот держатся на особых людях - идеологах и энтузиастах. Люди, которые идут работать к детям с трудной судьбой - альтруисты и подвижники. Но через несколько лет этой не простой деятельности, требующей постоянной отдачи, у многих происходит эмоциональное выгорание. Если специалист имеет большой стаж, славится профессионализмом, но у него «не горят глаза», прорыва ему не достичь. Излечить от выгорания невозможно, но вполне реально его предотвратить. Один из способов профилактики этого состояния - регулярные супервизии. Это особая форма профессионального и личностного совершенствования работников «помогающих» специальностей.

Николай Кобельков, методист Центра помощи детям, рассказал, почему так важно проводить супервизии. В ходе консультации супервизор позволяет работнику увидеть себя со стороны, помогает лучше осознавать свои чувства и эмоции, а также понимать потребности окружения: родных, коллег и подопечных. «Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно повышать профессиональные компетенции и мотивацию, работать над собой. Дети постоянно меняются, и за ними нужно успевать. А если сотрудники не развиваются, они переживают кризисы и неизбежно «выгорают»: истощаются, не хотят развиваться, искать новые вершины. Наличие службы супервизии говорит об уровне профессиональной культуры службы», - уверен специалист.

Необходимость подобных служб неоспорима, правда, возникает вопрос: где найти хороших супервизоров? Чтобы выполнять поставленные задачи эти специалисты должны быть высокой квалификации, ориентироваться в профессиональной деятельности организации, обладать знаниями психологии.

После этого разговора состоялся Круглый стол, в ходе которого Уполномоченные по правам ребенка разных регионов отвечали на вопросы участников Конференции

Эта история целиком

Эта тема в докладе Уполномоченного: Взаимодействие с Уполномоченными по правам ребенка




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00