Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что сделано \

Кто в ответе за застрявшего в турникете?

Четырехлетнему Гоше* зажало голову створками турникета на вокзале. Его родители уверены, что в происшествии виноваты сотрудники пассажирской компании, которые нарушают должностную инструкцию и неправильно используют оборудование. Справедливости они решили искать у детского омбудсмена.

Дело было на вокзале Выборга. Семья Правдиных* спешила домой после напряженного дня. Папа, нагруженный покупками, вел сына за руку. Не успел он миновать ближайший к будке дежурного турникет, предназначенный для прохода с багажом, как услышал окрик жены – она шла следом. Обернувшись, отец с ужасом увидел голову сына, застрявшую между створок. Мужчина попытался было самостоятельно освободить ребенка, но у него ничего не получилось. Подоспевшая сотрудница станции открыла турникет с помощью магнитной карты. Серьезно пострадать малыш не успел – только испугался. Но родители, испугавшиеся еще сильнее, тут же нашли «крайнего» – ту самую дежурную…

«В момент инцидента она беседовала с охранником, а если бы была рядом с турникетом, могла бы не допустить закрытия створок, – уверен Игорь. – И вообще, пропуск пассажиров льготной категории должен осуществляться в ручном режиме! Иначе это ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, оказание услуг ненадлежащего качества и просто халатность!»

Возмущенные родители незамедлительно написали жалобу перевозчику – руководству Северо-западной пригородной пассажирской компании (СЗППК). Там к обращению отнеслись серьезно: организовали служебное расследование, подняли записи камер видеонаблюдения, провели беседу с невнимательной дежурной, которая, действительно, отлучилась, и принесли семье извинения. А заодно – разъяснили алгоритм работы автоматизированных турникетов. Он прост: сначала устройство проверяет проездной документ, приложенный к валидатору, после чего створки открываются. В этот момент специальные датчики получают сигнал о проходе пассажира, а когда он оставляет препятствие позади, створки закрываются. При этом, подчеркнули перевозчики, совершить проход может только один человек.

Последний аргумент позволил главе семейства Правдиных сделать своеобразный вывод: «руководство СЗППК считает правильным нанесение телесных повреждений второму из пассажиров, отводя эту роль взрослому и надеясь, что удар не окажется для него смертельным».

Так он сформулировал свою претензию в письме Уполномоченному, попросив детского омбудсмена «обязать перевозчика эксплуатировать автоматизированные турникеты в соответствии с рекомендациями производителя».

Рекомендации производителя, на которые ссылается заявитель, впрочем, никакой конкретики не содержат. Пригородная пассажирская компания использует универсальные турникеты УТ 2000.9 – они также установлены в вестибюлях метрополитенов, на вокзалах и станциях железных дорог, аэропортах. Правила прохода определяются эксплуатирующими организациями – все зависит от конкретного города, вида транспорта, систем валидации проездных билетов и так далее.

Но как же все-таки быть гражданам с малолетними детьми? Как правильно миновать злосчастные створки и обойтись без травматизма? Светлана Агапитова обратилась за разъяснениями в СЗППК. Там охотно пояснили: во избежание несчастных случаев, ребенок до пяти лет должен идти первым или находиться на руках у сопровождающего.

И добавили – инструкция по порядку прохождения через багажный турникет есть на каждой станции на информационных стендах. В том числе, на вокзале в Выборге. Вероятно, родители Гоши просто её не заметили… Получается, папа пострадавшего мальчика сам нарушил правила, подвергнув сына опасности. Конечно, по незнанию. Но оно, как известно, не освобождает от ответственности. Особенно от ответственности родителей за своих детей.

И все же после происшествия и ходатайства Светланы Агапитовой СЗППК разместила стикеры с правилами прохода для пассажиров с детьми непосредственно на створках багажного турникета. И не только на вокзале Выборга, а вообще на всех станциях.

«Инструкции – дело хорошее и нужное, но есть еще и суровая реальность: правила обычно начинают читать после того, как что-то случилось. На этом этапе они лишь помогают понять, кто виноват. Если же мы хотим не просто переложить ответственность, а обеспечить безопасность детей, нужно приложить усилия – чтобы люди, видя предупреждение, реагировали на него», – считает Светлана Агапитова.

* – персональные данные изменены.

Также по теме «Ребенок в опасности»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00