Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Отдых на юге с «конвейерным» досугом

— У вас бывают дежавю, миссис Ланкастер?
— Ну это вряд ли, но я могу поискать на кухне...

К/ф «День сурка»

Само понятие «лагерь» предполагает режим. Пусть даже лагерь детский, пусть даже летний, пусть даже это место отдыха. Режим, так или иначе, это однообразие. А однообразие – это скука. Хотя, специалисты считают, что для организма полезно в одно и тоже время принимать пищу, засыпать и просыпаться.

А если к этому полезному физиологическому однообразию добавить повторяющиеся развлечения? Будет уже - как шутка повторенная дважды – не так уж и весело. А если вы находитесь в одном и том же лагере четыре смены и в каждом мероприятии участвуете по четыре раза? Ощущение «дежавю» возникнет с гарантией. Следом – скука, тоска и уныние. И это уже угнетает психику. Вспомните, до чего дошел герой фильма «День сурка», ежедневно «получающий» одни и те же события…

К сожалению, досуговые программы в летних лагерях очень часто не учитывают, что кто-то проводит там всё лето, и построены по конвейерному принципу: на одну смену подготовил и четыре раза повторил. Так проще. С другой стороны, воспитанников сиротских учреждений как раз-таки очень часто стараются отправить на все лето в одно место – меньше хлопот с переездами. Так они попадают в замкнутый круг «конвейерного досуга»…

«Да мы уже даже не готовимся к мероприятиям – в первую смену придумали, сделали, отрепетировали, а потом как дрессированные медведи в цирке по второму, третьему, четвертому разу… как на гастролях…», - жаловались ребята в одном из южных лагерей детскому Уполномоченному.

Нынешним летом выезд Светланы Агапитовой в Краснодарский край пришелся на середину августа. В этот период все «болевые точки» летнего отдыха обостряются как никогда…

«Нептун» с «Камушками»





Затерянный на побережье в поселке Новомихайловский лагерь «Нептун» отыскать непросто. Ни одного указателя или любых других намеков в окрестностях не наблюдается. Сей пробел можно заполнить общением с местным населением, которое охотно укажет лагерь, цепко расположившийся на склоне горы. К рельефу территории, конечно, нужно привыкнуть – здесь или карабкаешься вверх или спускаешься вниз, горизонтальных перемещений почти нет.

Ребята из Петербурга отыскались сразу в оживленной толпе перед столовой – собирались после полдника на море. Сюда они приехали по «социальным путевкам» от Адмиралтейского и Красносельского районов. Никаких жалоб дети не высказали, даже на то, что их жилой корпус выше всех. «Ну да, живем высоко, зато тренируем ножки и попки», - бодро отозвался юморист с полотенцем на шее.

Добирались сюда на поезде, который очень хвалили – кондиционер работал и вкусно кормили. Здесь тоже еда устраивает, и даже ротавирусы обошли стороной, хотя в августе эта проблема на черноморском побережье весьма актуальна. Возможно, обойти этот неприятный недуг помогает режим адаптации, который в «Нептуне» соблюдают строго – первые три дня даже купаться не водят, несмотря на телефонные жалобы родителей.

С ребятами занимаются вожатые педагогического отряда «Камушки» из Чебоксар. На черноморском побережье они хорошо известны – уже на протяжении семи лет работают в лагере «Морская звезда». В этом году они расширили свою деятельность и взяли еще и «Нептун». Кроме того, в межсезонье, «Камушки» преобразовываются в строительный отряд и ремонтируют базы летних лагерей. Надо отметить, что это довольно интересный опыт и странно, что его не берут на вооружение другие группы студентов.

У «Лазуревого берега» и «Дружных» все на мази… на оксолиновой…







Лагеря «Лазуревый берег» на окраине Геленджика и «Дружных» в Кабардинке объединены одной структурой, может, поэтому у них много общего. Не шикарные, но вполне приличные бытовые условия, каменные корпуса, зеленая территория, свой пляж. Поэтому и отзывы детей в них очень похожи: «надоело, скучно, хотим домой, из смены в смену одно и то же». А вот вожатых ребята очень хвалят, но даже они не спасают, когда в лагере проводишь несколько смен подряд. Отдохнуть на черноморском побережье половину лета, как это сделали 1-й и 5-й Центры содействия семейному воспитанию – в удовольствие и в радость. А вот когда безвылазно сидишь там все четыре смены, как ребята из 6-го и 14-го Центров – это уже перебор. Сразу появляются жалобы, причем на то, что в первый месяц даже и не заметили бы. А впечатления детей звучат заунывными песнями ямщиков на длинных трактах: «Очень хотим домой, в Питер, пусть дождь, пусть даже школа! Там все время что-то меняется, а тут изо дня в день все одно и то же. Сидим и ждем отъезда…». Причем, подобные высказывания были нередки и в прошлом году. Настоящий день сурка…

Кстати, такое скопление сиротских учреждений в одном лагере, тоже нехорошая тенденция. Здесь же практически все места заняты или Центрами содействия или «социальными» категориями. «Приложением» к последним, в этом году появились некие «сопровождающие», которые на момент визита детского Уполномоченного в лагере отсутствовали. Кто это такие и каковы их функции никто пояснить не смог. А вот в «Нептуне» их не было вовсе…

Еще одна отличительная черта «Лазуревого берега» и «Дружных» – изобилие курицы в меню. При том, что в целом питание дети хвалят, даже проведя здесь четыре смены. Год назад здесь ходила шутка про чаек, намекающая на нескончаемый источник птицы в блюдах. Этим летом, видимо, уже не до юмора. «Кормят вкусно… Но курицу я не буду есть полгода!», - закатывая глаза поклялся один мальчик и все окружающие присоединились, одобрительно загудев.

Есть у этих лагерей и свое ноу-хау в борьбе с ротавирусами, терроризирующими побережье Черного моря. Помимо режима адаптации и ограничения купания в первые дни после приезда, здесь в профилактических целях обрабатывают детские носы оксолиновой мазью. Скептики относятся к этому методу с иронией, но результат то есть – массовых вспышек недуга не наблюдалось. Как говорится: хотите – верьте, хотите – проверьте…

Разнообразный «Альбатрос»



99 ребят из Центра содействия семейному воспитанию на все четыре смены заняли половину мест в лагере «Альбатрос». Большая и очень «зеленая» территория с беседками, где можно уединиться и помечтать в тишине. Для любителей активно проводить время – игровые и спортивные площадки, футбольное поле. Комнаты по 4 человека с балконами – без изысков, но все необходимое есть. «Удобства» и душ – в корпусах, но есть еще и отдельно стоящая душевая. «Альбатросу» немного не повезло с пляжем – береговая линия очень узкая. Поэтому тут оборудован солярий – поднятый настил из досок с солнцезащитным тентом.

Но самое главное достоинство «Альбатроса» – это интересная программа. За четыре смены лагерь детям не надоел и ни одно мероприятие не повторилось. Такое не часто, но случается и служит живым аргументом в споре с теми организаторами отдыха, которые уверяют, что быть разнообразными в течение трех месяцев лета невозможно. Приезжайте в «Альбатрос» и убедитесь сами…


Кондиционированная «Смена»

В поселке Сукко Анапского района название «Смена» настолько универсально, что отыскать из них нужную – очень сложно. Как выяснилось, внутри СКО «Смена» есть еще несколько лагерей, а дети «социальных» категорий из Красносельского района и школы-интерната №167 отдыхали в «Заповедном». Территория небольшая, с футбольным полем и длинным двухэтажным жилым корпусом. Комнаты без изысков со старенькой, но функциональной мебелью и окнами без москитных сеток. А вот санузлы, что называется: «оставляют желать лучшего». Обшарпанные стены, полуразбитые душевые кабины с грязными занавесками и отсутствием «леек» на шлангах заставляют брезгливо содрогнуться. Двустворчатые двери в кабинки туалета с жестяной «закрывашкой» сверху вызывают некоторый инженерный ступор – зачем так сложно? Ну, вероятно, сделано по принципу «лепили из того, что было».





Сопровождающие питерской группы рассказали, как пытались жаловаться, например, на отсутствие леек в душевых. По заявке пришел некий специалист, который внимательно осмотрел предъявляемые шланги, подумал о чем то и безапелляционно вынес вердикт: «так было!» Как выяснилось, этим универсальным объяснением заканчивается практически любое обращение о неисправностях. Согласитесь – удобно. Ребята, правда, рассказали, что однажды их побаловали другим ответом. Пришла какая-то изначально агрессивно настроенная женщина, осмотрела с нескрываемой неприязнью сначала душевые, затем детей и изрекла: «для вас и такие сойдут». После чего, сверкнув злобными огнями в глазах, удалилась… Жаловаться ребятам расхотелось.

Вспомнили отдыхающие и «кондиционерный» конфликт. Климатические установки в комнатах имеются. В июне, когда южное солнышко стало припекать всерьез, дети стали их включать. Администрация лагеря отобрала пульты. Но наших ребятишек из культурной столицы, выросших на гаджетах, такой ерундой не смутить. Они скачали в приложение для смартфонов приложение «пульт управления кондиционером» и зажили припеваючи. Война перешла из интеллектуальной фазы в энергетическую – им отключили розетки в комнатах. Однако, и тут пытливые умы из Петербурга не сдались и проявили находчивость и бытовые знания электротехники. Опасаясь, что дальнейшая эскалация конфликта приведет к пожару или применению физической силы, администрация пошла на попятную и разрешила пользоваться кондиционерами, но оговорила определенный режим и секретность эксплуатации…

Ротавирусные инфекции ребят не посещали, зато, к моменту появления детского Уполномоченного большая часть коллектива была поражена другим недугом, характерным для многих южных лагерей – скукой и желанием поскорее уехать домой. «Не только дни, часы считаем», - с тоской сообщили они Светлане Агапитовой, не поднимаясь с кроватей. Кстати, лежанию предавались почти в каждой комнате, и это в полдень! Единственный вид досуга, который не надоел к четвертой смене – спорт. Да и тот держался на мощных плечах энтузиаста – сопровождающего Дмитрия, который сам, будучи спортсменом, заинтересовал группу ребят и организовал регулярные тренировки. Даже с борцовским и тренажерным залом по соседству договорился, попросив содействия директора лагеря. Ребятам выделили время для тренировок и они с удовольствием осваивали приемы борьбы, самообороны и общую физическую подготовку. А вот для тех, кому чужд спорт, энтузиаста не нашлось, и к четвертой смене у них осталась лишь одна форма досуга: уныние и скука…

«Счастливое детство» веселее не стало





По населенностью петербуржцами анапский лагерь «Счастливое детство» – несомненный лидер. Из 375-ти отдыхающих – 80% прибыли из Северной столицы. По «социальным» путевкам здесь отдыхают дети из Красногвардейского, Курортного, Московского, Приморского, Калининского и Красногвардейского районов. Также прибыли сюда и воспитанники школы-интерната № 69 и школы-детского дома №46, и учащиеся Индустриально-судостроительного лицея.

Никаких изменений в лучшую сторону, по сравнению с прошлым годом не произошло. Те же разболтанно-качающиеся двухъярусные кровати, духота и теснота. В корпусах, где кровати одноэтажные «уплотниловка» тоже изрядная: кровати стоят вплотную, причем зачастую матрас одной кровати «заползает» на другую. Нередкая картина: изголовье соседствует с изножьем…

Досуг восторгов не вызывает – ни веселее, ни интереснее «Счастливое детство» не стало. Тем не менее, заполняемость тут завидная… Кстати, обнаружились сопровождающие, которые живут прямо здесь. Пока Светлана Агапитова находилась на территории, между отдыхающими возник нешуточный конфликт. Участников привели в директорский кабинет на «разбор полетов». Появились и сопровождающие. Однако, прояснить их функции и источники оплаты их пребывания не удалось – одна из женщин таинственно пояснила: «как я сюда попала сказать не могу – коммерческая тайна»

Пожалуй, самым большим достоянием лагеря в этот сезон можно назвать… полицейского. Прикомандированный в лагерь сотрудник правоохранительных органов не просто «отбывает номер», а ведет самую настоящую профилактическую работу. Причем делает это с энтузиазмом и выдумкой. Понимая, что назидательные беседы в традиционной форме не проникают в душу подростков, он подходит к делу творчески: приглашает ребят на чай, смотрит и обсуждает с ними кинофильмы и ситуации, возникающие на экране, а в процессе уже объясняет «что такое хорошо и что такое плохо». То, что этот подход приносит свои плоды можно понять, поговорив с ребятами. С таким уважением и почтением подростки не отзывались ни о ком из взрослых. Неплохо бы и другим сотрудникам полиции, работающим в лагерях, пройти мастер-класс у коллеги.

Нездешняя «Ока»



Приятным во всех отношениях, несмотря на свой почтенный, 56-летний возраст, можно смело назвать лагерь с нездешним названием «Ока». Как это часто бывает, имя базе давалось давно, и связано было с предприятием-учредителем. Так и увековечилась на побережье краснодарского края «река из европейской части России»…

На территории множество деревьев и прочей зелени, мощеные дорожки, тенистые аллеи, увитые диким виноградом. Одноэтажные свежеотремонтированные корпуса функциональны, удобны и принимают под своими крышами до 430-ти юных отдыхающих. Ребята из Центра содействия семейному воспитанию №7 и школы-интерната №18 узнали своего частого гостя – Светлану Агапитову, обступили со всех сторон, и, радостно галдя, повели показывать свои жилища. Ни одного дурного слова или претензии никто не высказал. Как говорится: когда хорошо, тогда хорошо.

Довольно странно в этих условиях смотрелись воспитанники Военно-патриотического центра «Дзержинец». Эти суровые ребята обычно оказываются в более спартанских условиях, но, что характерно – никогда не жалуются и всегда всем довольны. Кстати, их дисциплина и поведение не остались не оцененными администрацией лагеря – «дзержинцев» наградили экскурсией в Новороссийск. К слову сказать – прекрасная практика, которую нельзя не отметить…


Калейдоскоп «Уральских самоцветов»







Радушие и гостеприимство «Оки» сменилось тревожной подозрительностью «Уральских самоцветов». Охранник долго и нервно докладывал по телефону, безуспешно пытаясь запомнить и произнести сочетание «Уполномоченный по правам ребенка». В конечном итоге отыскалась некая личность с унылым безразличием в глазах, которая оказалась начальником службы безопасности. Посомневавшись в полномочиях Уполномоченного, он все-таки решился провести экскурсию, но очень быстро утомился и исчез, оставив провожатого…

Лагерь довольно большой, с красивой зеленой территорией и трехэтажными каменными корпусами. В комнатах – чисто и скромно, есть балконы. Удобства «на этаже». Напротив столовой – огромная площадка с трибунами для проведения массовых мероприятий.

Из Петербурга сюда приехали дети по «социальным» путевкам от Приморского и Адмиралтейского районов. Что интересно, мнения о лагере у ребят постарше и у младших разошлись. В предвкушении вечерней программы подростки были радостно возбуждены и высказывались исключительно в позитиве: «Лагерь классный! Пляж чистый! Вожатые офигенные!». Коротко и ясно. Младшие пребывали в скучающе-философском настроении, а посему и претензии нашлись. Жаловались на питание, невкусную воду в фонтанчиках, рваные москитные сетки и на то, что после пляжа отправляют на оздоровительные процедуры, не дав времени на «помывку». Имел место и случай воровства, который, по мнению ребят, не расследовали должным образом…

Вероятнее всего, разница во мнениях связана с досуговой программой, которая больше по душе пришлась старшим ребятам, а те, кто помладше, заскучали. И все же, хоть и сформированные под влиянием плохого настроения, но жалобы были, и Светлана Агапитова передала их руководству «Уральских самоцветов». Там, понятное дело, сообщили, что слышат их впервые, но обязательно «отрегулируют все указанные моменты». О сопровождающих тоже пояснений не дали, сказали только, что «живут где-то за территорией и появятся к моменту отъезда»…

Светлана Агапитова, несколько слов об итогах:

«Безусловным «плюсом» черноморских лагерей является солнце и море, которые нашим северным детям просто необходимы. На высоком уровне находится охрана и работа полиции, и можно лишь пожелать, чтобы это сохранялось. Тут и нашим областным базам есть чему поучиться. Питание, за редким исключением, тоже не вызывает особенных тревог.

Однако, подводя итог этой летней кампании в южной климатической зоне, мне бы хотелось остановиться на некоторых моментах, которые нуждаются в проработке.

Поскольку, в процедуре закупки путевок участвуют посредники, то принцип заполнения лагерей диктуют коммерческие соображения. В первую очередь, выбирают тех, кто готов сделать максимальную скидку «за опт» от цены «социальной» путевки. Эти лагеря заполняются в первую очередь. А как снизить цену? Уменьшить расходы: «уплотнить» жилые помещения, сэкономить на вожатых, ремонте и т.д. То есть, страдает качество предоставляемых услуг. Достаточно посмотреть, какую долю питерские «социальные» дети занимают в общей численности лагеря, и сразу станет понятно – кто сделал максимальную скидку. Яркий пример – «Счастливое детство».

Казалось бы – что тут такого? Рыночное регулирование. Но дело в том, что оно осуществляется исходя из интересов администрации лагеря и фирмы посредника, а мнение конечного потребителя – детей – не учитывается вовсе. Вся эта «скидочная» разница в цене могла быть вложена, например, в улучшение бытовых условий, а она уходит посреднику. Когда у вас есть определенная сумма, вы пытаетесь выбрать товар с наиболее подходящими качествами, и производитель заинтересован выполнять ваши требования. И это нормальное регулирование. А когда кто-то покупает товар для вас, он руководствуется своими интересами, а вы получаете «что дают». Вот это уже не правильно. Путевки покупаются для детей за государственные деньги, и выбор должен делаться в интересах ребенка, а не исходя из желаний фирмы-посредника.

Такая модель «искаженного рынка» и порождает многие проблемы самого отдыха: бытовые условия на грани допустимого, однообразная программа, питание подешевле…

Кроме того, в этом году появились некие таинственные «сопровождающие», приезжающие с детьми по «социальным» путевкам от районов. От руководства лагерей я так и не смогла добиться – кто эти люди, в чем их функции, и кто берет на себя расходы по их пребыванию? Когда едут воспитатели со своими ребятами из центров или интернатов, там все понятно, я их всегда вижу рядом с детьми. А вот с сопровождающими от районов все неоднозначно, в большинстве случаев их вообще невозможно найти, и складывается ощущение, что сами сотрудники лагеря не очень часто их видят. При этом доверенности на представление интересов детей оформлены именно на них.

И снова об унынии, тоске и скуке, которые овладевают детьми к концу лета. Понимаю, что это труднорегулируемый момент, когда ребята проводят четыре смены в одном месте. Лагеря, которые умудряются в таких условиях обеспечить разнообразный досуг, скорее исключение. И все же надо что-то с этим делать. Из моих разговоров с ребятами, я могу сказать, что неплохой вариант, когда делят отдых – две смены на юге и две – в Ленобласти. Некоторые центры это практикуют, и там недовольных практически нет. Прекрасный пример и Центр содействия семейному воспитанию №7, которые перевезли своих детей из «Смены» в «Оку» – и на море остались, и обстановку сменили.

А видели бы вы тех, кто просидел в одном лагере 4 смены и 4 раза прошел сквозь одинаковую досуговую программу. Ну как тут не затоскуешь? Это же нелепо, когда отдых на море превращается в мучение, и дети заняты лишь подсчетом дней до отъезда».

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00