Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Конфликт коллег распалил «Огонёк»

Летняя оздоровительная кампания 2017 года близится к концу: в детских лагерях в разгаре финальная, четвертая смена. Обычно все недочеты и шероховатости, возникающие в начале сезона, к августу устраняются, и жизнь идёт как по накатанной. Однако есть лагеря, где до сих пор звенят отголоски прошлых смен.

«Прошу провести проверку работы лагеря «Огонек», в котором творится что-то ужасное, – обратилась к Уполномоченному Валентина*. – Моя дочь Алёна* ездила туда много лет подряд ради дружеской атмосферы и насыщенной развлекательной программы. Но то, что происходило в «Огоньке» в третью смену, отдыхом назвать нельзя! Разберитесь, пожалуйста», – просила расстроенная мать. Основные претензии касались профпригодности воспитателя первого отряда, якобы испортившей отдых Алёне. Получив тревожное сообщение, специалисты аппарата незамедлительно выехали в Ильичево, чтобы своими глазами увидеть и оценить весь ужас произошедшего.





Своих первых маленьких гостей «Огонек» принял 71 год назад. Тогда в него могли попасть только сотрудники Гидрологического института, сейчас сюда приезжают все желающие. Первые постройки лагеря были деревянными, но в 80-е годы возвели 5 кирпичных детских корпусов – с «удобствами» и душем на каждом этаже. В заслугу строителей прошлого века нужно отметить, что старый лагерь до сих пор существует. В деревянных домиках и сейчас живет персонал, проводятся отрядные мероприятия и работают кружки.

Основной контингент «Огонька» – «социальные» категории-опекаемые, малообеспеченные и стоящие на учёте полиции. Но есть здесь ребята, приехавшие по сертификату «дети работающих граждан», а также спортсмены и математики. Многие мальчики и девочки приезжают в лагерь каждое лето на несколько смен подряд. С одной стороны, это хорошо: когда все свои, меньше времени занимает «притирка», да и к требованиям привыкать проще, когда правила всем известны. Но с другой стороны, любые перемены в системе, отлаженной годами, могут грозить серьёзным сбоем.

Дочь Валентины Алёна семь лет подряд приезжала в «Огонек». За эти годы она изучила там все тропинки, знала каждый кустик, помнила имена всех постоянных сотрудников. Особенно прикипела девочка к воспитателю первого отряда и педагогу-организатору. «Огонёк» был для Алёны настоящим летним домом, поэтому вопрос о том, где девушке провести школьные каникулы, сомнений не вызывал. В этом году путевку в лагерь пришлось покупать за полную стоимость – дочери Валентины исполнилось 16 лет, и льготу работающим родителям на неё уже не давали. Но это не стало преградой: Алена очень хотела в «Огонёк», тем более, что на третью смену туда собирались её подружки.

Отправляясь в любимый лагерь, девочки знали, в какой комнате будут жить, на какой кровати спать, что делать в свободное время. Однако в первый же день всё пошло не по их плану. Во-первых, любимую комнату занимали ребята, оставшиеся в лагере с предыдущей смены. Во-вторых, в отряд пришел новый воспитатель, требования которого были немного иные, чем те, к которым привыкла Алёна и её подруги. Свободы стало меньше, а правил больше. На такие условия девочки не были согласны и решили дать отпор реформатору-угнетателю.

Так в первом отряде начались разногласия. Алена и её подруги отказывались слушаться воспитателя и бойкотировали большинство мероприятий. Осложнилась ситуация тем, что девочки нашли себе союзника в лице педагога-организатора, которая не сошлась характером с новой коллегой. Она приглашала девочек на чай, где они подолгу обсуждали неподобающее поведение нового воспитателя. В результате к середине смены партизанская война перешла в открытое и непримиримое противостояние.

По словам директора лагеря, девочки не раз переходили границы дозволенного, нарушали правила и распорядок, говорили в лицо педагогу бранные слова. Когда о поведении детей сообщили родителям, те ответили: «Плохо работаете, раз с вами так разговаривают». Кстати, родители часто сами поощряют неподобающее поведение детей и даже, вопреки запретам и здравому смыслу, привозят подросткам спиртные напитки и сигареты.

Сотрудники лагеря объясняют: «У нас есть правила: за систематические нарушения мы отправляем детей домой. Но мы пользуемся этим правом в исключительных случаях. К нам приезжает много детей из неблагополучных семей, опекаемых и трудных подростков. И мы понимаем, что если их отправить домой, то они будут без дела шататься по улицам и искать неприятностей. Поэтому приходится прощать и перевоспитывать. Из-за этого и «родительским» детям приходится делать поблажки».

Апогеем конфликта стал перенос прощальной дискотеки. Она планировалась за два дня до окончания смены, но из-за грозы была отложена на последний вечер. Алёну это не устраивало, так как она уезжала домой раньше. Девочка высказала своё недовольство директору лагеря, но к её мнению не прислушались.

Помимо погодных условий для отмены финального мероприятия была ещё одна причина: «разведка» донесла воспитателю, что ребята из первого отряда припасли алкоголь, чтобы отметить завершение смены. На вычисление нарушителей нужно было время, и было принято окончательное решение -дискотеку отложить.

Алена очень расстроилась, что пропустила главное событие смены, и поделилась переживаниями с мамой, приправив описание яркими эмоциями. Забрав дочь в город, Валентина в тот же день отправила гневное обращение Уполномоченному по правам ребёнка. Она пожаловалась не только на профпригодность персонала, но и на небезопасную территорию, удручающее состояние спортивных площадок, требующую ремонта баню, отсутствие света в кабинках туалета.

Пройдясь по территории «Огонька», заглянув в баню и даже туалеты, сотрудники аппарата ужасов не нашли. Модернизация, конечно, лагерю не помешала бы, и в местах общего пользования хорошо бы сделать косметический ремонт. Но это обычные проблемы для многих лагерей советского периода, которые не получают финансирования сверху, а живут на самоокупаемости. И «Огонёк», кстати, среди прочих далеко не самый «ужасный».

Ребята, отдыхающие в четвёртой смене, рассказали, что как только Алена уехала, конфликты перерастали раздирать первый отряд. Педагог-организатор решила сменить работу, так что сейчас «Огонёк» не пылает пламенем конфликтов. Правда, воспитатель первого отряда третью смену долго не забудет: «За многие годы педагогической работы таких детей я ни разу не встречала». Хотя не стоит сбрасывать со счетов и влияния старших: без поддержки заинтересованного в конфликте взрослого они бы не зашли так далеко.

Также по теме «Детский отдых и оздоровление»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00