Версия для мобильных
 
Логин/e-mail: Пароль:  
Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
spbdeti.org




О работе Уполномоченного \ Что делаем \

Врачей не хватает – дети ждут?

Проблемы со здоровьем Максима Воробьева* начались буквально с самого рождения – в четыре месяца у него нашли атопический дерматит и дисфункцию желчных путей. Мальчик рос, а вместе с ним увеличивался и список заболеваний. К семи годам врачи диагностировали хронический гастродуоденит и пищевую аллергию на 90 процентов продуктов. Кроме того, обнаружилась непереносимость глютена. Чтобы чувствовать себя нормально, Максиму нужно придерживаться строжайшей диеты. Малейшее нарушение режима питания чревато приступом и госпитализацией. Однако аллергия – лишь полбеды. По словам мамы Натальи*, сын практически не выходит из дома, даже обычная прогулка может обернуться недомоганием.

«В садике мы способны продержаться максимум неделю, потом – все, постельный режим, – сокрушается Наталья. – С февраля брали больничный уже трижды. При этом врачи разводят руками – никто не может сказать, что не так с Максимом. От обследований и анализов уже голова кругом!»

Из-за постоянных болезней сына Наталья была вынуждена уйти с работы. Одной скромной зарплаты мужа на все расходы катастрофически не хватает. Из-за предрасположенности Максима к аллергии в квартире требовалось создать «безаллергенную обстановку» – пришлось делать ремонт и покупать дорогостоящие приборы для очистки воздуха. А недавно и самой Наталье поставили диагноз – астма. Но лишних 6000 тысяч рублей на прописанные препараты просто нет.

«Все деньги уходят на лекарства и гипоаллергенные продукты для Макса, – расстраивается мама. – Но мы с мужем ведь тоже люди, нам надо как-то жить! Без поддержки государства не справиться. Выход один – получить инвалидность».

Но в районной поликлинике выдавать направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) почему-то не захотели. Семья пришла искать поддержки у детского омбудсмена.

Специалисты социального управления аппарата Уполномоченного по правам ребенка пояснили, что отказ поликлиники никаких законных оснований под собой не имеет. Вероятно, медики могли посчитать, что инвалидность ребенку все равно не дадут и нет смысла тратить время. Но это определенно не входит в круг их полномочий.

Конечно, получение инвалидности не может быть выходом из трудной жизненной ситуации. Однако льготы, которые в таком случае назначаются, для многих семей становятся единственной возможностью обеспечить ребенка лечением и реабилитацией, которые ему так необходимы.

Чтобы выяснить причину отказа поликлиники, Светлана Агапитова обратилась в Комитет по здравоохранению, а также в отдел социальной защиты населения района, где проживает Наталья, с просьбой рассмотреть возможность оказания социальной и материальной поддержки.

Вскоре Воробьевых посетили специалисты «Центра социальной помощи семье и детям» – изучили условия проживания Максима и заодно рассказали о разных мерах соцподдержки. Правда, выяснилось, что ни одна из них семье не полагается, кроме, разве что, ежемесячного пособия на ребенка от 7 до 16 лет (на 2017 год размер пособия составляет 848 рублей).

«Нам описали весь спектр услуг Центра, предложили консультацию юриста, психолога, варианты организации досуга для несовершеннолетних, – рассказывает Наталья. – Все это очень здорово, но совершенно бесполезно в нашей ситуации».

Однако поликлиника направление на МСЭ Натале все-таки выдала. Они с Максимом бросились проходить всех специалистов – на то, чтобы получить нужные заключения, отводится месяц. И вот, когда оставались только кардиолог и гастроэнтеролог, перед мамой с сыном вдруг возникла, увы, самая распространенная проблема – записаться к ним можно было только на конец мая… Женщина снова связалась со специалистами аппарата.

«Мы не можем так долго ждать, – жаловалась она. – Ведь если мы не уложимся в срок и к 30 апреля не предоставим поликлинике весь пакет документов для прохождения МСЭ, придется начинать все сначала!».

В социальном управлении аппарата Уполномоченного Наталье подсказали, что поликлиника может направить к нужному специалисту в другое медучреждение. В итоге все завершилось благополучно, экспертиза МСЭ назначена на начало мая. Но нервы и время, потраченные на беготню по врачам, и без того измученной маме больного ребенка никто не восстановит…

К сожалению, случай Натальи – это лишь вершина айсберга. К детскому Правозащитнику ежегодно обращаются родители с жалобами на невозможность вовремя попасть к доктору. Об этой проблеме знают в Комитете по здравоохранению, но решить ее, к сожалению, пока не могут. Как пояснил Светлане Агапитовой глава ведомства Валерий Колабутин, все дело в нехватке персонала – на сегодня районные поликлиники укомплектованы специалистами лишь на 70 процентов. Отсюда – очереди и недели ожидания.

«Если врачи перегружены, неизбежно страдает и качество медицинского обслуживания, – говорит Светлана Агапитова. – Бывали ситуации, когда документы, которые в бюро медико-социальной экспертизы направляет поликлиника, были оформлены недостаточно тщательно. И ребенку отказывали в присвоении инвалидности. Но не потому, что он не нуждается в социальной поддержке. Просто заключения профильных специалистов, сделанные в условиях цейтнота, не позволили составить целостную картину».

Эта проблема обсуждалась Уполномоченным на Общественном совете при Главном бюро МСЭ по Санкт-Петербургу, которое, в свою очередь, провело ряд встреч с главными врачами учреждений амбулаторного звена.

«Будем надеяться, что в результате проделанной работы семьи с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, смогут получать необходимую помощь оперативнее и на более качественном уровне», – заключила Светлана Агапитова.

* – персональные данные изменены.

Также по теме «Здоровье»




Мы в соцсетях:


   


Полезные сайты для детей



       

© 2010-2020 Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. СПб, переулок Гривцова, д. 11 Тел. (812) 576-70-00