Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Форменный беспредел

Обязанность детей носить школьную форму прописана в законе об образовании и закрепляется локальными актами образовательных учреждений. Однако кто должен следить за выполнением этого требования – родители или педагоги? И может ли учитель наказать ребенка за нарушение?

«Директор школы, где учится мой сын, систематически не выполняет свои должностные инструкции и превышает полномочия, злоупотребляя правами ребенка! Прошу вас провести проверку и предотвратить беспредел!» – такое гневное письмо поступило Уполномоченному по правам ребенка от Валерия*, папы пятиклассника Алеши*.

Дальше следовало разъяснение сути «беспредела». По словам возмущенного родителя, директор буквально выставила мальчика за дверь образовательного учреждения, увидев, что он пришел в джинсах. При этом, утверждал папа, была применена «грубая физическая сила». Светлана Агапитова немедленно связалась с директором школы, чтобы выслушать версию второй стороны и разобраться, имело ли место нарушение прав несовершеннолетнего.

Из разговора выяснилось, что Валерий несколько сгустил краски. Мальчик действительно в тот день был в джинсах. К началу занятий его привел отец, оставил в вестибюле и вышел. Директор попросила Алешу позвать папу обратно в здание, что он и сделал, а потом спокойно отправился на урок. К тому же оказалось, что пятиклассник систематически не соблюдает положенный внешний вид. Однако многократные попытки мирно договориться с законным представителем не увенчались успехом. Валерий воспитывает Алешу сам, с женой они в разводе. Мужчина не раз конфликтовал с руководством школы из-за формы. И хотя пиджак и брюки у мальчика есть, носит он их нечасто не по своей воле. И, кстати, сам переживает по этому поводу… Но ослушаться папу не может.

Специалисты аппарата Уполномоченного попытались разъяснить Валерию, что требование носить форму – не пустая прихоть администрации школы, а норма федерального законодательства. При этом, какой именно она должна быть, каждая школа вправе решать самостоятельно: конкретные пожелания по внешнему виду прописываются в локальном акте образовательного учреждения. При поступлении ребенка в первый класс родитель подписывает договор, тем самым давая согласие соблюдать школьные правила, в том числе и о внешнем виде.

Если же эти пожелания не вполне устраивают, обсудить конфликтные ситуации можно на комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Такой коллегиальный орган должен быть в каждой школе: в него входят как учителя, так и представители родительской общественности. Чтобы поднять волнующий вопрос, родители пишут заявление на имя председателя комиссии, а решения, принимаемые в рамках заседаний, обязательны к исполнению всеми участниками.

«Споры на тему школьной формы ведутся десятилетиями, – говорит Светлана Агапитова. – Прийти к общему знаменателю тут невозможно: всегда будут как сторонники, так и ярые противники. Конечно, выгнать ребенка из класса, а уж тем более – из школы, за отсутствие формы ни учитель, ни директор не вправе. Дисциплинарные меры воздействия не могут выходить за рамки закона, который обязует педагогический состав отвечать не только за образовательный процесс, но и за безопасность ребенка во время уроков. Так что учитель должен ограничиться замечаниями, записями в электронном дневнике, беседами с родителями. В нашем городе есть школы, в которых директор, прежде чем вводить форму, предлагал старшеклассникам самим выбрать варианты внешнего вида и даже провести показ мод. Я уверена, что почти все вопросы можно решить мирным путем, если есть обоюдное желание. В конце концов, главное – обеспечить комфортные условия для детей. Это должны делать не только учителя, но и сами родители».

* – имена изменены.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6466