Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Чьи права правее?

Защита своего ребенка – это главная обязанность хорошего родителя. Но как быть, если малыша обижает такой же, как он, карапуз?

«Права моего и других детей нарушает одногруппник в садике! – пожаловалась Уполномоченному Карина. - Он срывает занятия, в тихий час не дает никому спать, постоянно ругается, дерётся, кусается. Отклонений и проблем со здоровьем у мальчика нет, значит, всё дело в семье. Если ребенок агрессивен и обижает других, значит, так же к нему относятся дома! Прошу защитить права моей дочери на сохранение физического и психического здоровья и проверить условия воспитания Раула Б.*», - просила обеспокоенная женщина.

Светлана Агапитова попросила отдел образования разобраться в детсадовском конфликте. Оказалось, о шалостях маленького драчуна известно всем в районе. Мальчик растет в полной благополучной семье, его папа – военнослужащий, а мама работает помощником воспитателя в этом же детском саду.

Раул, действительно, гиперактивен, очень эмоционален и чувствителен. При этом он растет любознательным, смышленым и понятливым ребенком. Мальчику требуется индивидуальный подход, поэтому несколько месяцев назад его перевели из обычной в малочисленную группу. Там он и встретился с дочкой Карины.

Ни родители, ни педагоги не отрицают, что проблемы в поведении Раула есть, но отчислять воспитанника за плохое поведение воспитатели просто не имеют права. «Задача педагогов нашего учреждения - работать со всеми детьми: послушными и не очень, тихими и эмоциональными, спокойными и подвижными, мы должны найти подход к каждому ребенку, учитывая их индивидуальные особенности», - объясняют свою позицию воспитатели.

Родители мальчика предпринимают всё возможное, чтобы исправить ситуацию: занимаются с педагогом-психологом, ходят на сеансы семейного консультирования, посещают диагностические центры и консультации врачей. «Как только закончится процесс адаптации к новому коллективу, Раул станет вести себя лучше», - уверены специалисты.

По поводу конфликта между детьми в саду состоялся консилиум, на который пригласили педагогов, заинтересованных мам и пап. В результате подробного анализа ответственность за поведение ребенка разделили его родители и педагоги детского сада. Мама и папа обещали показать Раула врачу-психиатру, а воспитатели - скорректировать индивидуальный образовательный маршрут мальчика.

Однако Карину такой результат не удовлетворил, и на следующий день она подошла к маме ребенка и сказала ей всё, что думает о ней, её сыне и всей их семье. В финале разговора Карина пригрозила сообщить «куда следует», от чего мама Раула разволновалась и упала в обморок. Оказалось, что женщина находилась на шестом месяце беременности, чего Карина не учла…

После этого в детском саду состоялся еще один консилиум – на этот раз там рассматривался конфликт между родителями. Карине сделали замечание за некорректное поведение в общении с женщиной, находящейся в «интересном положении», и предложили перевести дочку в другую группу. От этого варианта она отказалась, но обещала «писать во все инстанции», чтобы добиться своего и оградить свою дочку от Раула.

Светлана Агапитова: «У нас, к сожалению, немало обращений с жалобами на поведение детей. Некоторые родители даже считают, что в таких ситуациях всегда защищаются права драчунов, а интересы других детей никто не учитывает. Но это не совсем так - садики просто не могут после каждого сигнала переводить ребенка в другую группу. Ведь и там могут найтись недовольные, и как быть тогда?

Мне очень импонирует позиция воспитателей Раула. Они правы: нельзя игнорировать детей с особенностями, ведь они, так же, как и все остальные, имеют право на образование и социализацию.

Когда родители конфликтного ребенка и педагоги -заодно, это залог успешного разрешения ситуации. Думаю, результаты совместной работы скоро появятся, Раул и другие воспитанники привыкнут друг к другу».

*Имя изменено.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6295