Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Несколько слов об итогах 2016 года

В последние дни года принято подводить итоги, завершать начатые дела и готовиться к новым свершениям. Традиционно Уполномоченный по правам ребенка и специалисты её аппарата вспоминают то, что было сделано за прошедший год.

Настоящей победой петербургского Уполномоченного можно считать сдвиг в ситуации с пенсией малышам – «подкидышам». С 2012 года Светлана Агапитова предлагала устранить пробел в законодательстве, предоставив детям, в свидетельстве о рождении которых нет данных о родителях, право на получение социальной пенсии по потере кормильца. Однако только недавно ситуация сдвинулась с мертвой точки. После того, как Уполномоченный озвучила эту проблему на заседании Координационного совета при Президенте РФ , Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с инициативой о внесении изменений, предусматривающих право «подкидышей» на социальную пенсию по случаю потери кормильца. 21 декабря этот законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой.

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения в статью 242.1 Уголовного кодекса РФ, определяющие понятие «детской порнографии». Уполномоченный по правам ребенка неоднократно призывала усовершенствовать уголовное законодательство, поднимая эту тему на встречах и мероприятиях разного уровня – от Экспертных советов до международных форумов. Федеральный закон, предусматривающий изменения статьи 242.1 Уголовного кодекса, рассматривался в Госдуме несколько лет, и в середине этого года он был окончательно принят.

С момента своего вступления в должность Уполномоченного Светлана Агапитова поднимала вопрос о необходимости изменения подхода к организации летнего отдыха, в особенности – воспитанников сиротских учреждений. Несправедливо, что «государственные» дети ездят в коммерческие, зачастую плохо оборудованные лагеря, а путевки в благоустроенные организации, находящиеся на балансе Петербурга, достаются другим. Кроме того, законодательный «пробел» - отсутствие единых требований ко всем компаниям, занимающимся отдыхом юного поколения, - позволял работать в этой отрасли недобросовестным предпринимателям. Это стало одной из причин страшной трагедии на Сямозере минувшим летом…

После произошедшего Президент РФ Владимир Путин поручил подготовить законопроект, который смог бы улучшить качество отдыха детей. Светлана Агапитова вошла в рабочую группу при Совете Федерации по созданию этого документа и внесла свои предложения.

Вчера, 29 декабря Владимир Путин подписал закон, в котором были учтены предложения петербургского Уполномоченного. Теперь сиротам будут в первоочередном порядке предоставлять путевки в государственные лагеря, а к сфере детского отдыха будут допущены только соответствующие строгим критериям и требованиям организации, входящие в единый реестр лагерей.

В течение прошлого года Уполномоченный вместе с родителями, представителями власти и специалистами пыталась усовершенствовать Приказ Минтруда и социальной защиты РФ № 664н*, критерии которого приводили к неоправданному снятию инвалидности у детей. Ко 2 февралю 2016 года Министерство выпустило «улучшенный» Приказ №1024н, однако и в этом документе обнаружились недостатки: руководствуясь им, учреждения медико-социальной экспертизы стали отказывать в присвоении инвалидности подросткам старше 14 лет, страдающим сахарным диабетом. Весь 2016 год Уполномоченный искала пути для устранения этой несправедливости. Светлана Агапитова провела Экспертный совет, результатом которого стало обращение в региональные и федеральные органы власти, и организовала опрос родителей на форуме официального сайта для более весомой аргументации при повторном обращении в Правительство РФ. Официальных изменений в законодательстве пока не последовало, но результаты работы Уполномоченного уже заметны: от родителей всё чаще приходят хорошие известия, о том, что Петербургские МСЭ перестали отказывать подросткам с диабетом в установлении статуса «ребенок-инвалид».

В этом году Уполномоченный участвовала в проведении мониторинга организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С начала июня до конца октября специалисты аппарата в составе экспертной группы Общественной палаты выясняли, как исполняется в Петербурге 481-е Постановление Правительства РФ, которое предписывает перестроить работу сиротских учреждений по принципу «как дома». Мониторинг был проведен в 41 учреждении (9 домах ребенка, 14 центрах содействия семейному воспитанию, 3 домах-интернатах для детей с отклонениями в развитии, 9 школах-интернатах и 6 лицеях и колледжах со структурным подразделением «детский дом»). Итогом проведения экспертной оценки стали разработанные органами исполнительной власти «дорожные карты» по каждой организации.

В прошлом году, когда сиротские учреждения стали переходить на «семейную форму» воспитания, выяснилось, что в Постановление Правительства Санкт-Петербурга, регулирующем процесс реформирования, не вошли Дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии. Это означало, что в этих учреждениях условия «как дома» создаваться не будут.

Разбираясь в причинах произошедшего, Уполномоченный поняла, что в Уставах ДДИ нет информации о работе персонала с сиротами. Светлана Агапитова предложила Комитету по социальной политике поменять уставные документы ДДИ, чтобы создать правовые основания для включения их в петербургское Постановление. Однако оперативно решить эту задачу не удалось – после длительных переговоров и согласований лишь в начале октября были приняты изменения, которые включили ДДИ в перечень учреждений, на которые распространяется действие 481-го Постановления.

Еще одной из реализованных в этом году инициатив детского Уполномоченного стало учреждений именных стипендий для детей-сирот, получающих высшее образование. По мнению Светланы Агапитовой, те ребята, которые несмотря на сложности судьбы, поступают в вузы и проявляют себя отличными студентами, заслуживают особой поддержки и поощрения. Георгий Полтавченко поддержал эту идею, и теперь десять лучших студентов городских вузов из числа детей-сирот, проявивших способности в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности, ежемесячно получают дополнительную именную стипендию.

Но не только петербургским отличникам-сиротам в этом году увеличили выплаты. Значительно выросла сумма, выделяемая Правительством нашего города на содержание детей, находящиеся под опекой. Уполномоченный неоднократно обращала внимание властей города на то, что пособия на приемных и опекаемых детей меньше прожиточного минимума в Северной столице. Наконец, с 1 июля 2016 года Правительство города решило увеличить данную меру социальной поддержки до 10 444,60 рублей.

Прежде чем запустить процесс, потребовалось урегулировать ряд формальных моментов, в частности, получить одобрение финансовых инстанций и согласовать инициативу с парламентом. Теперь приемные семьи Петербурга будут получать на воспитание детей сумму, превышающую прожиточный минимум.

Финальным аккордом этого года стало подписание соглашений о сотрудничестве Уполномоченного по правам ребенка с Общественной палатой и с Адвокатской Палатой Санкт-Петербурга, чтобы совместная работа стала еще более результативной и эффективной.

В 2016 году Уполномоченный решала не только системные проблемы, но и помогала конкретным детям, попавшим в сложную ситуацию.

История о том, как брошенная матерью пятилетняя Полина почти на год застряла в приюте между Петербургом и Ленобластью, широко обсуждалась в средствах массовой информации. Долгие месяцы социальные службы двух субъектов решали, кто из них должен решать судьбу ребенка. Когда об этой ситуации узнала Светлана Агапитова, она активно включилась в процесс: связалась с приютом, где находилась Полина, обратилась в профильные структуры и настояла на создании специальной комиссии на базе Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга с целью определения судьбы девочки.

В результате через суд удалось добиться решения, что Полина должна остаться в Петербурге, а как только был определен «статус» девочки, у неё появился шанс обрести новую семью. Так через год Полина, наконец, уехала из приюта, и отправилась не в детский дом, а к полюбившим ее людям.

В прошедшем году Светлана Агапитова помогла еще одной девочке покинуть стены сиротского учреждения и поехать к маме. В конце прошлого года Уполномоченный получила тревожное послание: «Помогите мне забрать дочку из дома ребенка. Меня хотят лишить родительских прав». Выполнить эту просьбу было не так-то просто, потому что маме, гражданке Узбекистана, на три года закрыли въезд в Россию.

Получив это письмо, Светлана Агапитова рассказала о ситуации руководству миграционной службы и попросила временно открыть въезд для женщины. Несмотря на сложность проблемы, все «технические» трудности удалось разрешить, и девочка вернулась в родную семью.

В этом году Уполномоченному пришлось исполнить роль не только детского защитника, но и стать спасителем домашнего питомца. После смерти хозяйки без крова осталась её кошка. Верная домашняя любимица осталась жить в подъезде, а соседи собирались её выгнать на улицу. Специалисты аппарата не смогли бросить кошку на произвол судьбы и в срочном порядке нашли ей новых любящих хозяев.

Конечно, это лишь малая часть из того, что удалось сделать Уполномоченному в этом году. С подробной информацией о деятельности Светланы Агапитовой и её аппарата можно будет ознакомиться в Ежегодном докладе за 2016 год.

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6283