Старая версия сайта Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

Школа для «человечков дождя»

Родители, чьи дети посещают начальную школу – детский сад №687 всерьез напуганы мрачными подозрениями, что это учебное заведение собираются закрыть. Попытки получить какую-то информацию из администрации района ни к чему не привели, что еще больше усилило тревогу, и они обратились к детскому Уполномоченному. Переписка Светланы Агапитовой с районными чиновниками тоже ничего не дала – ответы были слишком туманны и не позволяли составить хоть какое-то представление о будущем школы. Встретившись с родителями и педагогическим коллективом в стенах учебного заведения, детский Уполномоченный выслушала все мнения, основанные на мрачных подозрениях, и отправилась на личную встречу к главе Центрального района. Лишь в результате этого визита ситуация стала проясняться…


Эпопея родительско-чиновничьей переписки началась, когда обветшание корпусов школы-сада стало заметно и не специалисту. Негативные изменения происходили и внутри и снаружи. Фасад осыпался и трескался, помещения групп требовали ремонта, регулярные протечки, как потолка, так и батарей, заржавевшие инженерные коммуникации, старая электропроводка. Однако, насторожили даже не эти признаки «упадка», а тот факт, что государство не выделяет средств ни на ремонт, ни на оборудование. Даже детскую площадку во дворе установили благотворители после обращения к Уполномоченному по правам ребенка. Кое-как своими силами делали косметический ремонт внутри здания, сами чинили мебель… Но предписаний контролирующих органов становилось все больше, а «личных ресурсов» для их устранения все меньше.

Ответы на официальные обращения были такими, что лишь усилили тревогу родителей. «У нас складывается впечатление, что детское учреждение просто хотят закрыть. Нас не видят, нас не слышат, о нас не говорят… Думают, что нас нет…», - писали родители Светлане Агапитовой.


Вообще то, если даже почитать многостраничную переписку, такое впечатление сложится и у стороннего наблюдателя. К слову сказать, и официальные ответы в адрес Уполномоченного по правам ребенка не блещут информативностью и определенностью. Скорее, это больше напоминает известную некогда интермедию Аркадия Райкина про «колеса и насосы»…

Чтобы полнее понять весь трагизм ситуации, нужно немного рассказать о самой школе № 687, в полном названии которой есть очень важная составляющая: «Центр реабилитации ребенка». А фактически, за этим стоит чуть ли не единственное в России образовательное учреждение, педагоги которого занимаются реабилитацией детей с аутизмом и достигают значительных результатов. Этот центр уже много лет является инновационной площадкой, как федерального, так и регионального уровня, а его разработки востребованы за пределами России.


Довольно убедительно выглядят и специальные круговые диаграммы, хранящиеся в индивидуальной папке каждого ученика, которые наглядно показывают – чему научился ребенок за прошедшее время. Сектора круга, обозначающие определенный навык или умение, постепенно перекрашиваются из красного цвета (полное не владение) в «желтый» и даже «зеленый».

Однако все эти наукообразные характеристики мало бы что значили без мнения родителей, которые у своих детей увидели прогресс, уже не рассчитывая на это.


«Три года назад нам сказали: отдайте его в интернат, это все безнадежно… А эти люди научили его всему!», «Мы в Петербург из Красноярска переехали, чтобы ребенка сюда отдать», «Нам не нужны ни бассейны, ни соляные пещеры, мы хотим, чтобы с нашими детьми работали эти педагоги… мы видим как ребятишки меняются», «В обычных школах наших детей сажают за отдельный стол и дают кубики… они и дома могут так «развиваться»… - все это говорили родители на встрече с детским Уполномоченным в школе № 687. А, кроме того, они искренне недоумевали – как можно закрывать такое учреждение? Почему их никто не слышит, почему никто не отвечает?

Отсутствие информации и общее тревожное состояние, кстати, породили версию о коварных планах некоего могущественного бизнесмена, вознамерившегося выкупить инвестиционно-привлекательный участок земли, на котором расположились корпуса школы. Среди родителей и педагогического коллектива даже ходит слух, что некто, предлагал перевести школу на коммерческие рельсы…

Светлана Агапитова предложила родителям четко и ясно сформулировать свои пожелания и чаяния, так сказать в минимальной и максимальной «комплектации». Она пообещала обсудить эту ситуацию лично с главой района Марией Щербаковой и убедить ее встретиться с представителями родительского комитета.

Присутствующие мамы и папы практически единодушно заявили, что как минимум, они хотят сохранить саму школу, как педагогический коллектив, реализующий свои программы и работающий с детьми-аутистами. Их пугает, что любое «объединение» или «реорганизация» может до неузнаваемости поменять саму систему работы и тогда она потеряет смысл.


Если же говорить о «сверхзадаче», то родителям бы хотелось, чтобы школа имела не только начальную, но и среднюю ступень. И в этом есть свой резон – процесс развития не заканчивается, как известно, на первых классах, и если педагоги добиваются ощутимых результатов в развитии своих подопечных, почему бы не дать им возможность продолжить эту работу?

Что касается места и здания, то родители вовсе не настаивают на их сохранении, они просто боятся, что закрытие корпусов из-за аварийности станет предлогом для расформирования школы.

Светлана Агапитова, как и обещала, побывала у главы Центрального района и договорилась о встрече с представителями родительского сообщества и директором школы. Также развеялись и многие неясности, сформировавшиеся в результате обширной и неинформативной переписки.


Что касается инвестиционных претензий на землю, то от этого защищает федеральное вето на территории исторической застройки, и отменять его ни район, ни город не могут. А вот нужда в капитальном ремонте действительно есть, поскольку состояние двух зданий близко к аварийному. Капитальный ремонт на сегодняшний день по оценкам специалистов Комитета по строительству обойдется в суму около 87 миллионов рублей (один из корпусов – 1917 года постройки). Если учитывать нынешнюю не самую благоприятную экономическую ситуацию, то становится ясно, что сроки могут растянуться на 2, 3 или даже 4 года. И все же, положительные новости тоже есть.

«Мария Дмитриевна заверила меня, что школу-сад №687 никто расформировывать не собирается, - рассказывает Светлана Агапитова. – На капитальный ремонт закроют только два корпуса. Один из них занимает обычный логопедический детский садик – малышей оттуда переведут в другие сады района. Второе здание, где работают специалисты Центра, переведут в их же корпуса на другой улице, а третье продолжит работать в прежнем режиме.

Что касается перспектив открытия средней школы, то сейчас из-за грядущего «уплотнения» об этом не думают. Однако, впереди еще встреча родителей с главой района – возможно, они убедят ее в такой необходимости. Кроме того, я планирую обсудить этот вопрос в Комитете по образованию, без поддержки которого в вопросе развития не обойтись».

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id5790